Выгорание работников образовательной сферы.
статья по теме

В самой природе профессиональной деятельности учителя заложена эмоциональная вовлеченность.  От эффективности труда педагога во многом зависит будущее нашего общества. Неоспорим тот факт, что на школу чаще всего наложен отпечаток не только обучающей функции, а так же воспитательной, и в чем-то родительской. Исходя из последнего, можно сказать, что педагог вовлекается в более тесный личностный контакт не только с ребенком, а также с родителями, бабушками и дедушками, ребенка. Такие отношения, безусловно, можно назвать помогающими и не только в плане разрешения личностных проблем, а так же в личностном росте, развитии способностей, обучении ладить с людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vygoranie_rabotnikov_gou.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное выгорание работников образовательной сферы.

В самой природе профессиональной деятельности учителя заложена эмоциональная вовлеченность.  От эффективности труда педагога во многом зависит будущее нашего общества. Неоспорим тот факт, что на школу чаще всего наложен отпечаток не только обучающей функции, а так же воспитательной, и в чем-то родительской. Исходя из последнего, можно сказать, что педагог вовлекается в более тесный личностный контакт не только с ребенком, а также с родителями, бабушками и дедушками, ребенка. Такие отношения, безусловно, можно назвать помогающими и не только в плане разрешения личностных проблем, а так же в личностном росте, развитии способностей, обучении ладить с людьми.

Л.М Митина предлагает следующую иерархическую структуру педагогической направленности учителя:

1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета)

Но как уже говорилось, труд учителя связан с множеством стрессовых ситуаций таких как, сорванный урок, недовольство родителей тем как учитель оценивает ребенка, постоянный контроль администрации и многое другое. А так как эмоциональное выгорание в первую очередь рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий в результате продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, то можно смело утверждать, что профессия учителя в первую очередь подвержена "выгоранию".

Также нельзя забывать о том, что профессия учителя является одной из самых загруженных. По данным социально-демографических исследований труда педагога относиться к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.

Так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равная, по подсчетам Л. Ф. Колесникова, 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране, может восприниматься как обычная для учителя ситуация, однако при сравнении с другими профессиями может показаться обидным, т. е. эмоциогенным фактором. К тому же феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т. Н. Егоровой, - заболеваемость психическими болезнями, высокая "стрессируемость" вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, отсутствия нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, низкой оплатой труда и т. п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. [по38,стр. 55]. Этому же способствует и "старение" учительства за счет наблюдаемого в наши дни оттока молодых кадров из школы в другие сферы. Негативно сказывается на профессионализации будущих учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты. Сюда же следует отнести психологические трудности "принимающего", "безусловного" общения, описанные К. Роджерсом.

По мнению В.В. Бойко, довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты, проработав с людьми какое-то время, меняют профиль работы, и даже профессию.  Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа[10,стр.57].

Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь "здравым смыслом", резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов.

Анализ литературных данных  стресса и его признаков и причин; влияние стресса на стили реагирования педагога и  его профессиональную деятельность. Особое внимание было уделено личностным особенностям работников в сфере (человек-человек(. Рассмотрены основные механизмы и последствия стресса - эмоциональное выгорание и факторы его формированияСреди стилей реагирования на стресс выделяют - механизмы психологической защиты, копинг и синдром " эмоционального выгорания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров А.А. Современная психотерапия: курс лекций. Гуманитарное агентство "Академический проект" - Санкт - Петербург.1997. - 335 c

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968 - 234c

3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях.  / сост и общая редакция Гришиной Н.В. - СПб изд. Питер, 2001 - 309-334c

4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия.  / сост и общая редакция Гришиной Н.В. - СПб: Питер, 2001 - 285-309с

5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного: о неосознанных формах высшей нервной деятельности.. М : Изд-во Медицина. 1968  - 468с

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека . - Л. Наука , 1988- 127с

7. Бодров  В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса . психологические состояния / сост и общая редакция Куликова Л.В. - СПб: Питер, 2000  - 446-450

8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. Изд. дом Филин ,1996 - 251с

9. Борневассер. Стресс в условиях труда. психологические состояния / сост и общая редакция Куликова Л.В. - СПб : Питер, 2000 -  450-460тр

10. Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб .:Питер,2002.- 151с

11. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критической ситуации/ психологический жрнал,1995 №3,  90-101с

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания : анализ преодоления критической ситуации. Изд. Московского университета. М. ,1984 -200 с

13. Вид В.Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. СПб, 1993 -273с

14. Вид В.Д. Попов Ю.В. Современная клиническая психиатрия - СПб: Речь ,2000- 402с

15. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. Т.1.- М.: Мир, 1992 - 238с

16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб Изд-воСвет 1997 - 521с

17. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб .: Знание, 1999 - 352с

18. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997- 143-156 с

19. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции: феномены, механизмы защиты. М.2000 - 256с

20. Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция Лейбина В.М. - СПб: Питер ,  2001 - 512с

21. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личночти: Учебное пособие . СПб: СПбГИПиСР, 2001- 285с.

22. Китаев -Смык Л.А. Психология стресса. Изд-во Наука. М 1983. с368

23. Краткий психологический словарь

24. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологическое исследование./ Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции , медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. - под. ред. Леви Л., перевод Асеев Ю.А., Изд. Медицина. Ленинградское отделение . 1970 -327с

25. Лазебная Е.О Травматический психологический стресс и его последствия Прикладная психология №2,2000-.стр. 23-26с

26. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структурв личности в клиническом процессе/пер. с англ. Под ред. Глущенко М.В. и Ромашкевича М.В. М. Независимая фирма Класс, 1998 -480с

27. Маничев С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание. Психологические проблемы самореализации личности . выпуск 5/ под ред. Никифорова Л.А., Коростылевой Л.А., Спб. : Изд. С-Питер. Университета 2001. - 201с

28. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя .- М. Изд. Флинта. Московский психолого -социальный институт,1998, 200с

29. Немов  Р. С.Психология. М., 1995г. Т.2,3.

30. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. Пособие,2-е изд./под ред. Никифорова Г.С. , Дмитриевой М.А., В.М. Снеткова  - Изд. С- Петербургского университета 2001г. с175

31. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие/ ред. Райгородский Д. Я..- Издательский дом БАХРАХ. Самара 1998 -672

32. Психология человека от рождения до смерти./ под. Ред. Реана А.А. - СПб, 2002.- 656с.

33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1995.,

34.  Ронгинская Т.И. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессий. Психологический журнал 2002, том 23,№3 с 85-93

35. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. - 1975г. С. 157

36. Смолова Л.В.  Анализ устойчивости к психологическому стрессу  педагогов общеобразовательных школ. - Автореф. дисс. канд.псих. наук. СПб , 2000. -163с.

37. Соколова Е.Т. основы общей психотерапии. М. Тривола,2001 - 304с

38. Стиль человека: психологический анализ /под ред. А.Либинина.М.: СМЫСЛ,1998. - 211с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...

Исторические вехи в развитии управленческих структур образовательной сферы

Понимание необходимости активной государственной политики в сфере науки и образования в России пришло в связи  с проведением Петром  широкомасштабных реформ , изменивших политический уклад в...

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...

Развитие детской одарённости в образовательной сфере

В работе представлены понятия "одарённость", "одарённый ребёнок", виды одарённости, формы и методы работы с одарёнными детьми...

Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»

Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»...

Список активных работников в сфере образования города в рамках деятельности Форсайт-центров по итогам работы за 2019 – 2020 учебный годi

Список активных работников в сфере образования города в рамках деятельности Форсайт-центров по итогам работы за 2019 – 2020 учебный годi...

Итоги конкурса «Ярмарка педагогических идей и проектов» среди педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Ярмарка проводится с целью выявления, распространения эффективного педагогического опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содействия професс...