педагогическая поддержка в основе саморазвития и самореализации личности
материал по теме
Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают инновационные методы обучения. Гуманистический подход к образованию ставит в центр пе¬дагогики личность ребенка, предполагая разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями саморазвития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_3.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают инновационные методы обучения. Гуманистический подход к образованию ставит в центр пе¬дагогики личность ребенка, предполагая разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями саморазвития личности.
Одним из методов работы является игровые технологии. Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр. Ими могут быть:
– деловая игра («Компетнтность», «НИЛ», «Точка зрения»);
– игра-тренинг;
– игра в случайность;
– национальные игры или их элементы;
– игра – педагогическая ситуация;
– игра-театрализация.
Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать учащихся к выработке механизмов самоорганизации.
Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию учащегося.
Особенно интересными и доступными могут быть национальные игры или их элементы. Фольклорным материалом для учащихся служат считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также народные песни. «Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания», – отмечает С. Миропольский. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, необходимо обогатить содержание учебно-воспитательного процесса устным народным творчеством разных народов. Исполнение народных песен, дойн, колядок,
частушек, баллад формирует у учащихся индивидуальную манеру исполнения, становится потребностью, приносит радость.
Игра – педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, что преобразовывает предметное восприятие мира ребенком в
социально-ценностное, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношения в виде ценностных связей и взаимоотношений
Игра-театрализация позволяет погрузить ребенка со всеми его эмоциями в то временнóе пространство или событие, о котором идет речь на уроке, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы детей. Деятельность ребенка ориентированна на образец. В процессе общения учитель своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку учащимся. Основа поведения воспитателя – доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Реквизит (куклы-рукавички, декорации, одежда и т. д.) – это опора для воссоздающего воображения, для понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, свободе речи. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами учащиеся, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации.
В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:
– приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, «удивляй», фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту и др.);
– приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.);
– приемы контроля (опрос-итог, интеграция тем, обсуждение домашнего задания, задание массивом, фактологический контроль, блиц-контрольная, релейная контрольная работа, тренировочная контрольная работа и др.).
Современные исследователи Ю.С. Курганов и В.Т. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:
– диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей учащихся;
– знание и понимание особенностей культуры каждого ребенка: языка, семейного воспитания, традиций культуры ученика;
– индивидуальные задания, предполагающие изучение культуры народов, живущих на планете (развитие планетарного мировоззрения);
– работу над ошибками с учетом особенностей родного языка, общения в семье, родного языка родителей (это помогает учащимся анализировать свои ошибки, понять их причину;
– самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;
– работу с компьютером.
Обобщенными характеристиками данных подходов являются творчество, активность, исследовательский поиск в педагогическом процессе. В этой связи имеет смысл выделить приемы индивидуально-личностной поддержки:
– своя опора (опорные сигналы);
– повтор с контролем (вопросы к изученному материалу);
– повтор с расширением (вопросы, дополняющие знания по новому материалу);
– собственный пример (задача);
– особое задание (три уровня: обязательный, тренировочный уровни, творческое задание);
– «светофор»;
– показательный ответ;
– магнитофонный опрос;
– тихий опрос;
– опрос по цепочке;
– программируемый опрос;
– идеальный опрос (т. е. устная самооценка знаний учащимися);
– нетрадиционная отметка и другие.
В современной социокультурной ситуации развитие образования в ракурсе гуманистической парадигмы, тенденции личностного подхода к воспитанию человека предопределяют необходимость педагогической поддержки личности учащегося в ходе целостного педагогического процесса.
Рассмотрев формы, техники и приемы поддержки младших школьников, можно сделать вывод:
1. Перед рассмотрением вопросов о конкретной педагогической поддержки следует проанализировать современные тенденции развития начального образования, рассмотреть особенности курса, по которому движется измененное начальное образование.
2. Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 классе, знать, что этот период качественно отличается от дошкольничества, на первый план выступает не игра, а познавательная деятельность. Что в это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.
3. Нужно выявить сущность и условия педагогической поддержки. Понимать, что поддержать - не значит решить. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие учащегося и учителя. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:
согласие ребенка на помощь и поддержку, приоритет самого ребенка в решении собственных проблем - «Ребенок - главное» - правило педагогической поддержки, совместность, сотрудничество, содействие, соблюдение принципа конфиденциальности, доброжелательность и безоценочность, защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.
4. При переходе к конкретным случаям классифицировать основные трудности на основе наблюдений и экспертных оценок, выделить виды и причины трудностей в обучении, выразив все это в схемах.
МОУ СОШ № 11
с углубленным изучением ряда предметов
Курского муниципального района Ставропольского края
(выступление на педагогическом совете)
Учитель начальных классов Беркутова Г. И.
Resource id #3362
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка в основе саморазвития и самореализации личности
выступление на педагогическом совете...
Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников
В статье представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности. Какова задача педагога, чтобы ребёнок с интересом и желанием учился. Как по...
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.
"Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности." Доклад....
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), че...
УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
В статье описывается, что основным ориентиром современого учителя является умело организованный педагогом учебный процесс, в котором представлено многообразие форм и методов учебной деятельности через...
УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
В статье описывается , что основным ориентиром современного учителя является умело организованный учебный процесс, в котором используется многообразие форм и методов учебной деятельности и созда...
"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности"
В данной статье речь пойдёт о стимулировании познавательной деятельности обучающихся....