Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.
методическая разработка (4 класс) по теме
"Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности." Доклад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimulirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti.doklad.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Современное образование своим приоритетом определяет обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда центром внимания педагога становится личность ученика. Современная школа ставит перед собой задачу помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию, способствует саморазвитию и самореализации личности. Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу. На этапе самоопределения к деятельности учащиеся при решении предложенных заданий подходят к проблеме урока и пытаются найти возможные пути решения на основе уже имеющихся знаний, умений и универсальных учебных действий.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным .
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.
Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой, проверка с помощью “сигнальных кружков, карточек” рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т.д.
6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком
7. Материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.
9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах.
Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
Наглядность.
Творческие работы по разным предметам.
Участие в предметных олимпиадах.
Научно-исследовательская деятельность.
Проектная деятельность учащихся.
Внеклассные мероприятия по предметам.
Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
Дифференциация (разноуровневые задания).
Использование различных педагогических технологий:
- игровые,
- личностно-ориентированные,
- развивающие,
- проблемное обучение,
Интегрированные уроки.
Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка в основе саморазвития и самореализации личности
выступление на педагогическом совете...
Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников
В статье представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности. Какова задача педагога, чтобы ребёнок с интересом и желанием учился. Как по...
Стимулирование познавательной активности как средство самореализации и саморегуляции.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основепознавательного интереса."Ученикам следует передавать не только те или иные знания...
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), че...
Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника
Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...
"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности"
В данной статье речь пойдёт о стимулировании познавательной деятельности обучающихся....
"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации личности".
Выступление на педсовете....