Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать»
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» расчитана для детей в возрасте 7-9 лет, направление – художественное. Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Место в рабочем плане
Курс изучения программы расчитан на один год обучения для учащихся 7-9 лет. На занятия по программе во 2 классе отводится 1 ч в неделю по 25 минут, 34 ч в год (34 учебные недели).
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные)
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
В содержание программы выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количес-тво часов | Дата | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1, 2 | Русские народные промыслы. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Русские народные песенки. | 1 | 1 | ||
4,5 | Сказки-приключения. | 2 | 1 | 1 | |
6, 7 | Русские народные загадки. | 2 | 1 | 1 | |
8, 9 | Сказки о животных. | 2 | 1 | 1 | |
10, 11 | Из старинных книг. Чтение рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. | 2 | 1 | 1 | |
12, 13 | Чтение художественных произведений о матерях и детях. | 2 | 1 | 1 | |
14, 15 | Чтение рассказов и сказок о милосердии. | 2 | 1 | 1 | |
16, 17 | Всё наоборот: забавные стихи. | 2 | 1 | 1 | |
18, 19 | Чтение произведений о честности. | 2 | 1 | 1 | |
20, 21 | Стихи о ребятах-сверстниках. | 2 | 1 | 1 | |
22, 23 | Стихи о весне. | 2 | 1 | 1 | |
24, 25 | Хочу попрыгать, поиграть: рассказы об играх и игрушках. | 2 | 1 | 1 | |
26, 27 | Рассказы о детях. | 2 | 1 | 1 | |
28, 29 | Чтение художественных произведений о детях и их родителях. | 2 | 1 | 1 | |
30, 31 | Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных. | 2 | 1 | 1 | |
32, 33, 34 | Чтение рассказов о людях и животных. | 3 | 1 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов. Базовый уровень...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы
Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"
Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"
Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"
Рабочая программа "Как хорошо уметь читать" реализует художественную направленность во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно связана с предметом "Л...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-2 класс
Задачами этого курса является приобщение детей к литературе как искусству слова, пробуждение у учащихся интереса к словесному ...