Педагогическая статья из опыта работы
статья на тему
Публикация из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта на уроках литературного чтения | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты .
Актуальной задачей учителя начальных классов является необходимость создания условий для развития творческих способностей учащихся и творческого воображения как важнейшего пути познания и освоения ребёнком окружающего мира, с помощью средств языка в соответствии с условиями общения.
На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш.М. Амоношвили, чтобы « воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать»… такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им почувствовать себя в нём властелином».
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее, способным адаптироваться к условиям жизни в постоянно развивающемся обществе.
Проработав по разным программам проблема «нечитающих детей» с каждым годом становится всё более ощутимой. Что значит для современного учителя воспитать ученика, да ещё и грамотного, отзывчивого, чувствующего и понимающего текст, свободно вступающего в диалог с автором произведения? Проработав в школе, я пришла к выводу, что главной мотивацией к чтению учащимися, да и к чтению вообще, становятся прежде всего уроки литературного чтения. Поэтому в своей работе всегда следую принципу Н.Долининой - «прочитаем произведение вместе». Как вернуть детям книгу, превратить её в постоянного спутника жизни, в советчика и друга? Этот вопрос становится главным для меня, когда я иду на урок к своим ученикам. Ответ всегда один – читать: читать самой вслух, читать вместе с детьми и, наконец, позволить читать ученикам.
Ну а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в среднем звене. Если в качестве контроля за знаниями, учащихся по математике и русскому языку регулярно проводятся самостоятельные и контрольные работы, дети пишут диктанты, изложения, сочинения. Что касается чтения, то тут всё ограничивается проверкой техники, которая осуществляется один раз в четверть. Сам по себе этот критерий, несомненно, является главным показателем сформированности навыка чтения, но стоит ли ограничиваться только им? Разве нельзя построить уроки по литературному чтению так, чтобы дети отчётливо представляли себе цель своих занятий: усвоить определённый запас знаний, которые они смогут потом показать в ходе проверочной работы. В таком случае встаёт вопрос: а что можно считать знаниями в литературном чтении для начальных классов? Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В своей работе применяю технологии творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения которые включают несколько этапов, на которых формируются основные умения:
1. Выделение концепта (мыслей текста), внимание к слову. Что значит выделить главную мысль- это значит осознать её в тексте, абстрагировать от конкретного и оценить её значимость. Ясно проявляется в пословицах. Пословицы, как правило содержат две мысли:
а) конкретную, прямо вытекающую из текста например «Любишь кататься, люби и саночки возить»»;
б) общую- переносный смысл, требующий абстрогирования от конкретного текста и широкого обобщения.
Например на уроке даётся задание « Собери пословицу»
Цель: развитие литературного вкуса и логического мышления.
Берётся пословица которая достаточно знакомая, все слова меняются в ней местами. Дети восстанавливают исходный текст.
Рассмотрим пример: мать ,Родимая, чужая, мачеха, сторона.
Версии детей дети приходят к исходной версии Родимая сторона мать, чужая мачеха. Дети объясняют смысл что где бы ты не был в другой стране, городе ,лучше не будет как дома где ты живёшь. Ещё одно задание это необходимо собрать несколько пословиц.
Хозяин весел- | При матери добро. |
Ехал бы в гости, | а на сердце лёд. |
На языке мёд, | и гости рады. |
При солнышке тепло, | Да никто не зовёт |
№1
Хозяин весел- | и гости рады. |
Ехал бы в гости, | Да никто не зовёт |
На языке мёд, | а на сердце лёд. |
При солнышке тепло, | при матери добро. |
№2
Это задание может быть как индивидуальное так и групповое. При организации этой работы надо иметь в виду, что она будет эффективной в том случае, если и сами тексты, и задания к ним будут разнообразными.
2. Прогнозирование
Когда мы берём и читаем текст, зрелый читатель, мы уже неосознанно ставим перед собой задачу- выделить главное, то есть понять, о чём или о ком написан текст. Именно эта цель организует анализ текста и начинается это с заголовка. Что же такое «заголовок», это «вход» в текст. Если поразмышлять над смыслом заголовка, то многое станет понятно ещё перед чтением. Когда начинаешь работать с детьми над заголовком они уже учатся
« прогнозировать» события, которые будут описываться в тексте. Открыв учебник и прочитав заголовок текста, мы начинаем с вопроса -Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь? Дети предполагают, доказывают почему они так считают. И только потом начинается чтение текста. То есть заголовок даёт возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Конечно, иногда автор пользуется заголовком-загадкой. И понять смысл текста мы можем только после прочтения, однако это привлекает наше внимание и вот здесь идёт настрой на вдумчивоое чтение. Например: «Какая бывает роса на траве?»
При чтении ребёнок может по отдельным словам догадаться, что будет дальше. А дети младшего школьного возраста делают с большим удовольствием. И эту работу мы начинаем с первого класса , здесь используются задания минутки- разминки, минутки-отдых. А дальше прогнозированием мы занимаемся буквально на каждом уроке. Есть три типа вопросов:
1 Тематические, помогающие понять информацию.
2. Прогнозирующие вопросы, дающие возможность учащимся предполагать дальнейшее развитие.
3.Смысловые.
Когда дети читают они ведут диалог с автором, они останавливаются, задают вопрос и пытаются представить, что будет дальше, это идёт контроль себя то есть помогают себе быть вдумчивыми, заинтересованными читателями.
Например: 1 класс
Задание№1 Дается стихотворение без точек.
У человека, который печатал этот рассказ, потерялся важный знак- точка. И теперь в тексте ничего нельзя понять. Может , вам удастся исправить текст.
Задание№2 Читай текст и делай свой прогноз. ( Вставляй пропущенные слова)
«Чего без чего не бывает» М. Пляцковский
Праздник без…..( песни), хлеба без…..( муки);
Дождика без….( тучки), розы без….(шипов)
А дальше прочитав текст, попробуйте продолжить текст, вспомнив, чего без чего не бывает.
Задание№3 Дается два перепутанных текста( стихотворения). Помоги восстановить каждое из них.
- Прочитай отдельно каждый из получившихся текстов используя выразительные интонации.
2 -3класы
Задание№1 Злая волшебница-зима похитила из текста слова . Найди эти слова и заполни пропуски в тексте.
Задание№2Давай поиграем с заголовком
А) –Определите, о какой книге пойдёт речь. Дай традиционное название книги.
Например: сказка о маленькой девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье. ( Дюймовочка)
Б) –Выберите иной вариант заголовка из известных произведений: или тематический, или смысловой, или «загадочный». «Снегурочка», «Три дочери», « Спор деревьев», « Как черепаха с кабаном состязалась».
4 класс
Задание№1 Догадайся, какие слова надо вставить.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты
………….
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты:
…………….
Задание№2 Собери рассыпанные тексты так, чтобы из них получились осмысленные предложения. Или можно тоже собрать «рассыпанные части предложений и составить понятные фразы.
Такие задания как даётся несколько коротких рассказов, надо закончить рассказ чтобы получились осмысленные предложения.
Если эта работа ведётся в системе, то даёт результат, а если от случая к случаю, то ребята теряют интерес к этим заданиям.
3. Диалог с текстом.
Детские тексты отличаются тем, что содержат явные или скрытые вопросы, что даёт возможность предугадывать развития событий. И, конечно, моя задача первоначальная это научить ребёнка видеть эти вопросы и давать на них свои ответы. Как можно дольше удерживать вопросы и ответы до тех пор, пока ребёнок читает и в тексте появляется ответ, то есть пока появится возможность провести самоконтроль. В этом и заключается основная операция диалога с текстом. Сюда включены мышление, память, воображение, внимание. В диалоге не только идёт поиск скрытых вопросов в тексте, но и важн ая роль отводиться прогнозированию. В своей работе я применяю ряд заданий именно на прогнозирование. « Придумай ответы к тексту»; « Придумай окончание текста». На моих уроках ребята делятся на небольшие группки и начинают активно работать. В этих заданиях тексты даются не случайно, с их помощью формируется не только гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, включается юмор.
Например: 1.В стране « Читалия» живут маленькие человечки- Приставалки.
Они постоянно пристают к взрослым и задают вопросы.
- Отчего у мамочки
На щеке две ямочки?
-Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
Наша задача подружиться с «Приставалками. И придумать как можно больше своих вопросов-приставалок.
2.Автор дал тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название.
С кем из героев текста ты согласен? А может, у тебя есть своё мнение?
3.»Что правильно?» 2 столбика читаете по очереди каждую колонку текста и сразу отвечай, правильно это или нет.
4. Чтение текста и ответы на вопросы по ходу чтения. Сверяем свои предположения с дальнейшим текстом.
4. Включение воображения
Применяя следующий этап формирования творческого учащегося. Здесь конечно, заданий на развитие воображения разнообразны сюда включается
- наблюдение за явлениями
-Изображение описанных картин
-Художественная деятельность
-описание звуков, запахи, цвет, форма, эмоции, чувства, рисование по представлению.
Первый путь ( воздействие из вне)-это традиционный принцип наглядности в обучении.
-Рассмотреть похожие рисунки и найди различия.
-Группы рисунков, относящихся друг к другу как целое и его части
Определить место каждой части на рисунке, изображающей целое.
Например: Побробуй найти зверей, птиц, цветы в узорах обоев, ковра и так далее. Посмотри на небо, найди облако, которое похоже на что-либо и придумай историю. Сейчас такие задания я провожу во внеурочной деятельности с 1 классом. Курс « Любование». Выходя на экскурсию детям очень нравиться наблюдать за облаками, травинкой, водой в луже и так далее. На втором занятии мы устно составляем необычные рассказы, небольшие сказки. Моим первоклашкам это очень нравится.
Второй путь воздействия на воображение состоит в том, что я или учебный материал дают первоначальный толчок, для дальнейшей самостоятельной работы воображения. Сюда входит составление своеобразных «грамматических сказок», создание образов при помощи сравнения; соотнесение предметов по их схожости, дописывание стихотворений по первым строкам. Моим ученикам очень нравился последний вид работы. Я предлагала ребятам строчки которые содержат остросюжетную завязку какого-либо необычного происшествия. И задача детей- придумать развязку, соблюдать не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму.
Третий путь- могучий источник воображения. Включая в урок грамзапись, магнитофонную запись с великолепным звуковым оформлением, здесь идёт стимуляция на фантазию детей. Я приводила примеры только о зрительном воображении, рисующие картины на мысленном экране, но всё таки важно не только у учащегося , но и в жизни человека является эмоцианальное воображение это способность переживать радость, печаль, гнев, сострадание в воображаемых обстоятельствах.
Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
По мнению Выготского: «Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца. Моя цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.
Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:
- использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала;
- использовать образцовые авторские и народные произведения;
- зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;
- осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения.
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.
Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.
Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования , проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.
- раннее начало (рисование, лепка, конструктор);
- окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали -самую раннюю творческую силу;
- максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;
- большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;
- умная помощь взрослых;
- эмоциональная сторона дела.
Развивать творчество можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы- учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.
Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.
Развитие познавательного интереса является эффективным средством формирования творческих способностей не только в области решения творческих задач, но и в области изучения теоретического материала. Сравнивая по своим наблюдениям, опросам среди родителей и учащихся, по итогам проверочных работ, можно сделать вывод, что детям легче дается выполнение заданий различной сложности. Не боятся проверочных работ, так как результаты становятся лучше, это их вдохновляет. Отношение ребят стало намного серьезнее к урокам, к своим обязанностям.
Как в каждом классе, есть дети, которые учатся лучше или слабее, причинами этого является подготовленность к школе, отношение родителей к своим детям, состояние здоровья детей, индивидуально-типологические особенности детей. Работа моя над проблемой еще продолжается. На своих уроках систематически включаю задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления и задания, игры, способствующие расширению словарного запаса.
Мне очень нравятся советы(А. Дистервега), и я стараюсь их придерживаться
- Стараться устанавливать план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников.
- изучаю постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают мне и вообще учителям достигнуть высшего развития.
-Учитываю изучаю и определяю реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строию дальнейшую работу на уроке:
-Планирую цель урока как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;
- Выделяю главное, существенное содержание учебного материала;
-Выбираю наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;
-Осуществляю дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;
-Оптимально сочетаю различные формы учебной работы;
-Обеспечиваю наиболее благоприятными, морально--психологическими и материальными условиями обучения.
Моя задача пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремимлюсь, но в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. И если задастся этой целью и стремиться, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.
«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...
Статья "Из опыта работы"
Статья раскрывает систему работы с детьми по их личностному развитию через участие в олимпиадах и ведение портфолио....
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся (статья из опыта работы)
"Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся" (статья из опыта работы по ведению курса " Основы православной культуры")...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Статья "Приемы моей педагогической техники" (из опыта работы)
Главной целью современного образования является воспитание успешной, компетентной личности. Начальная школа - это фундамент будущего успеха ребенка....