встреча птиц
классный час на тему

встреча птиц  классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Встреча  птиц»

Цели :

1) с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы , правильного оценочного суждения действительности;

2)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;

3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

4)расширять представления о природоохранной деятельности ;

5)способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование : природоохранные знаки; аудиозапись; маски птиц, скворечник, «жаворонки » печеные.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали , зазвенели

Деревья , воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

- Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, температура становится выше, начал таять снег, лед).

-А какие изменения произошли в живой природе?

( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

-Что же стало причиной всех этих изменений?

( На доске выстраивается схема)

-Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебе прославить,

Жизнь души, весны приход?

( В. Жуковский )

-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .

Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.

( ученики называют приметы)

Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.

Журавель прилетел и тепло принес.

Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач – на проталину, скворец – на проталину.

Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала :

( разыгрывается закличка весны )

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну – красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

Ученик читает стихотворение В. Жуковского

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет , на солнышке сверкая:

« Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны … »

- И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .

Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри !

Что за звуки, за песни польются

День деньской , от зари до зари !

( И. Никитин )

- Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

( Выходит ученик – « грач » )

Грач .Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый , черный … ( грач ).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).

-Кто следует за грачами ?

( выходит ученик – « скворец » )

Скворец . На шесте дворец,

Во дворце певец. ( скворец ).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !

-Кто же прилетает вслед за грачами?

-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?

-Видели ли вы скворечники ?

-А кто делал сам с помощью взрослых?

( показ скворечника )

-Почему надо делать скворечники?

-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )

-А где живет грач ?

( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлю – к счастью.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

-Чем отличается деревенская ласточка от городской?

( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий )

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

( С. Маршак )

Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.

Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.

Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

Ученик: Дети, хлопайте в ладоши –

Прилетели к нам грачи!

Май зеленый, май хороший

Сеет по земле лучи.

Нет в полях ни горстки снега-

Все снега унес апрель.

На заре и в полдень с неба

Льется жаворонка трель.

Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник,

Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши-

Зеленеет вся земля!

Май веселый, май хороший

Подарил нам журавля.

( М. Лифшиц )

-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

На фоне этого звучит стихотворение :

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна , дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

( А. Яшин)

-А что вы знаете о птицах?

Викторина «Знатоки птиц »

1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )

2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)

3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ?

-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?

Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «… И вырвался крик…»

Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц !

В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.

Один из них заповедник « Брянский лес».

Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».

Символ заповедника – черный аист.

2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов – белых журавлей).

-А чем мы можем помочь птицам ?

Ученик:

-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда ,

Когда над рощей буря злится .

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень , когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда !

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

( К. Кулнев )

Ученик :« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все,о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц , что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд! »

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят .

( З. Александрова )

-Почему птиц называют друзьями человека ?

-Какие правил вы должны помнить ?

( Работа с природоохранными знаками )

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)

Учитель читает стихотворение:

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Ребята, чему вы сегодня научились на занятии, какой вывод для себя сделали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Встречайте птиц!»

Занятие целесообразно проводить во втором классе....

Конспект занятия в младшей группе на тему: "Встречаем птиц"

Цель: расширение знаний детей о признаках весны;  перелётных птицах; умение ориентироваться в пространстве.Задачи:Образовательные:- формировать представление детей об изменениях в природе весной...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Встречаем птиц» в младшей группе (3-4 года)

Тема: «Встречаем птиц»Возраст: младшая группа (3-4 года)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: знакомство с характерными признаками весны, с зимующими и перелётными птицами.Задачи...

Встреча птиц

Материал для учащихся начальных классов....

План образовательной работы по теме недели: "Встречаем птиц"

План образовательной работы по теме недели: "Встречаем птиц"...

Конспект по развитию речи на тему "Встречаем птиц", старший возраст

Фронтальное  занятие в старшей группе, возраст 5-6 лет.Коррекция нарушения речи.Тема «Встречаем птиц».Цель: продолжать формировать у детей представление о перелётных птицах, активизир...