встреча птиц
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Встреча птиц»
Цели :
1) с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы , правильного оценочного суждения действительности;
2)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;
3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
4)расширять представления о природоохранной деятельности ;
5)способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.
Оборудование : природоохранные знаки; аудиозапись; маски птиц, скворечник, «жаворонки » печеные.
Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.
Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали , зазвенели
Деревья , воздух и луга.
Несется плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
- Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?
( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, температура становится выше, начал таять снег, лед).
-А какие изменения произошли в живой природе?
( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)
-Что же стало причиной всех этих изменений?
( На доске выстраивается схема)
-Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебе прославить,
Жизнь души, весны приход?
( В. Жуковский )
-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .
Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.
( ученики называют приметы)
Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.
Журавель прилетел и тепло принес.
Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.
Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.
Грач – на проталину, скворец – на проталину.
Увидел скворца – знай – весна у крыльца.
-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала :
( разыгрывается закличка весны )
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам.
Принесите нам Весну – красну,
Зима надоела,
Хлеб весь поела.
Ученик читает стихотворение В. Жуковского
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет , на солнышке сверкая:
« Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны … »
- И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .
Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри !
Что за звуки, за песни польются
День деньской , от зари до зари !
( И. Никитин )
- Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
( Выходит ученик – « грач » )
Грач .Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огородом, полю – врач.
Глянцевитый , черный … ( грач ).
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».
-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).
-Кто следует за грачами ?
( выходит ученик – « скворец » )
Скворец . На шесте дворец,
Во дворце певец. ( скворец ).
Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !
-Кто же прилетает вслед за грачами?
-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?
-Видели ли вы скворечники ?
-А кто делал сам с помощью взрослых?
( показ скворечника )
-Почему надо делать скворечники?
-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )
-А где живет грач ?
( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )
Ласточка . Отгадайте загадку:
Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-
Спереди шильце, сзади вильце,
На спине суконце, с исподу – белое полотенце.
Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.
Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю – к счастью.
Ранняя ласточка – к счастливому году.
Одна ласточка весны не делает.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
-Чем отличается деревенская ласточка от городской?
( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий )
Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.
( С. Маршак )
Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.
Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.
Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)
Ученик: Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи!
Май зеленый, май хороший
Сеет по земле лучи.
Нет в полях ни горстки снега-
Все снега унес апрель.
На заре и в полдень с неба
Льется жаворонка трель.
Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, веселый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
Дети, хлопайте в ладоши-
Зеленеет вся земля!
Май веселый, май хороший
Подарил нам журавля.
( М. Лифшиц )
-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)
На фоне этого звучит стихотворение :
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна , дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички …
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
( А. Яшин)
-А что вы знаете о птицах?
Викторина «Знатоки птиц »
1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )
2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)
3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)
5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)
6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)
7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)
8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)
9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)
10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)
11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ?
-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.
-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?
Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «… И вырвался крик…»
Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)
Н. Заболоцкий « Просьба »
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
(А. Яшин)
-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Каким скучным был бы мир без Птиц !
В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.
Один из них заповедник « Брянский лес».
Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».
Символ заповедника – черный аист.
2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов – белых журавлей).
-А чем мы можем помочь птицам ?
Ученик:
-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда ,
Когда над рощей буря злится .
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень , когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда !
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без долга.
( К. Кулнев )
Ученик :« Птичьи песни »
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,-
Я знаю все,о чем поет
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.»
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц , что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай наших гнезд! »
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят .
( З. Александрова )
-Почему птиц называют друзьями человека ?
-Какие правил вы должны помнить ?
( Работа с природоохранными знаками )
- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.
(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)
Учитель читает стихотворение:
Простите, птицы, нас, простите,
За неразумные дела.
Я верю, к нам вы возвратитесь,
Когда умчатся холода.
Вы расскажите всему миру,
Что много у земли друзей.
Прошу, пожалуйста, Простите
Таких безжалостных людей.
Мы обижали вас жестоко,
Но верю я, что в новый век,
Шагнет не варвар, не губитель,
А символ жизни – человек.
Ребята, чему вы сегодня научились на занятии, какой вывод для себя сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Встречайте птиц!»
Занятие целесообразно проводить во втором классе....
Конспект занятия в младшей группе на тему: "Встречаем птиц"
Цель: расширение знаний детей о признаках весны; перелётных птицах; умение ориентироваться в пространстве.Задачи:Образовательные:- формировать представление детей об изменениях в природе весной...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Встречаем птиц» в младшей группе (3-4 года)
Тема: «Встречаем птиц»Возраст: младшая группа (3-4 года)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: знакомство с характерными признаками весны, с зимующими и перелётными птицами.Задачи...
Встреча птиц
Материал для учащихся начальных классов....
«Весну встречаем-птиц привечаем» сценарий познавательного мероприятия, посвящённого Международному дню птиц
для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста...
План образовательной работы по теме недели: "Встречаем птиц"
План образовательной работы по теме недели: "Встречаем птиц"...
Конспект по развитию речи на тему "Встречаем птиц", старший возраст
Фронтальное занятие в старшей группе, возраст 5-6 лет.Коррекция нарушения речи.Тема «Встречаем птиц».Цель: продолжать формировать у детей представление о перелётных птицах, активизир...