Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочное время.
материал (1 класс) по теме

Бугрова Елена Игоревна

Учебные способности детей развиваютсячерез познавательный интерес, как на уроке, так и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnye_sposobnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

        В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. Личностный
  2. Познавательный
  3. Регулятивный
  4. Коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;
  •  действие смыслообразования ;

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  •  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  •   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  •  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  •   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  •  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,
  •  логические,
  • действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия включают в себя:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  •  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  • знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  •   умение структурировать знания;
  •  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:        

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Так, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– снизить учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В своей работе я использую  проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Я вам приведу два примера как мы работаем с первым классом.

Это уроки окружающего мира и внеурочная деятельность "Путешествие по стране этикета".

Учебные способности детей развиваются через познавательный интерес.

    Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

 а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;

 б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

 Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.

 Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются  из чего сделан обычный для них предмет и какими свойствами обладает.

Так, была у нас тема "Твой распорядок дня". Дети сами составляли свой распорядок дня и особое внимание обратили как надо правильно умываться. А умываться нужно обязательно с мылом. Рассматривали разные кусочки мыла, описывали его, нюхали.

Так, с помощью игры познаем неизвестный материал , развиваем способность работать в микрогруппах, учимся на основе опытов анализировать и делать самостоятельные выводы, развиваем связную речь, воображение, воспитываем культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.

И эту же тему продолжили на внеурочной деятельности. Прошел урок-игра "Да здравствует мыло душистое". В гости пришел сказочный персонаж Жалейкин, который помогал ставить опыт и экспериментировать.

Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем натереть мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка.

Опыт 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, переливается на свету). А теперь высыплем полученную стружку в стакан с водой и перемешаем ложкой. Что же получилось? Вода стала белая, мутная.

Опыт 3. Попробуйте взбить воду венчиком? Что получилось? Мыло превратилось в пену.

Опыт 4. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.

На этих уроках каждый ребенок получил возможность самостоятельно познать новый материал,  удивиться и сделать вывод. Ребенок саморазвился путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то есть развил способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Родительское собрание в 4 – Б классе. Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. Профилактика гриппа.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию  успешной учебной деятельности учащихся.·Мотивировать родителей на соблюдение мер профилактики гриппа и ОРВИ в семье.·Через род...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Развитие у детей  познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...

Родительское собрание "Учебные способности ребенка.Пути их развития на уроке и внеурочной деятельности"

Данный материал поможет родителям и педагогам сформировать успешную учебную деятельность ребенка....