Коллективные виды работы на уроках в начальных классах
статья на тему

Павлова Елизавета Владимировна

          Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым,  Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnye_vidy_raboty_na_urokakh.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллективные виды работы на уроках в начальных классах»

          Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
         Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах. Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных классах чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.
Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам). Со 2-го класса они начинают проверять и запись заданий в дневники.
     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Поэтому правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается –
свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп.
Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя.
Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют построить еще и еще раз правило.
    До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.
    Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка. Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств.

Список литературы:

1.Васильченко П.А. «Обучение на коллективной и индивидуальной основе». Начальная школа 1993 г. №4

2.Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Педагогика 1986г.

3.Дьяченко В. К. «Коллективная и групповая формы организации обучения в школе». Начальная школа 1998 г. №1

4.Дьяченко В. К. «Организационная структура учебного процесса и её развитие». Просвещение 1989 г.

5.Дьяченко В. К. «Организация коллективных учебных занятий». Начальная школа 1990 г. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках в начальных классах

Выступление на педагогическом совете...

Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах

В работе популярно рассказывается об основных приёмах организации коллективной работы учащихся на различных занятиях в начальной школе....

Статья на тему "Коллективные формы работы на уроках в начальной школе".

В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учи...

«Нетрадиционные виды работ по технологии в начальных классах»

Модульное оригами — техника складывания  оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок склады...

Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах

В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....

Место самостоятельной работы на уроках в начальных классах

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфичес...