Коллективные виды работы на уроках в начальных классах
статья на тему
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnye_vidy_raboty_na_urokakh.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллективные виды работы на уроках в начальных классах»
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах. Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных классах чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.
Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам). Со 2-го класса они начинают проверять и запись заданий в дневники.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Поэтому правила заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается –
свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп.
Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя.
Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют построить еще и еще раз правило.
До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.
Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка. Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств.
Список литературы:
1.Васильченко П.А. «Обучение на коллективной и индивидуальной основе». Начальная школа 1993 г. №4
2.Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Педагогика 1986г.
3.Дьяченко В. К. «Коллективная и групповая формы организации обучения в школе». Начальная школа 1998 г. №1
4.Дьяченко В. К. «Организационная структура учебного процесса и её развитие». Просвещение 1989 г.
5.Дьяченко В. К. «Организация коллективных учебных занятий». Начальная школа 1990 г. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа на уроках в начальных классах
Выступление на педагогическом совете...
Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах
В работе популярно рассказывается об основных приёмах организации коллективной работы учащихся на различных занятиях в начальной школе....
Статья на тему "Коллективные формы работы на уроках в начальной школе".
В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учи...
«Нетрадиционные виды работ по технологии в начальных классах»
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок склады...
Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах
В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....
Место самостоятельной работы на уроках в начальных классах
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфичес...