"Образование Москвы.Юрий Долгорукий"
план-конспект занятия на тему
Конспект внеклассного мероприятия "Образование Москвы. Юрий Долгорукий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект кружкового занятия по теме «Образование Москвы. Юрий Долгорукий».
Тема занятия: основание Москвы. Юрий Долгорукий.
Цель: познакомить учащихся с образованием Москвы и основателем Москвы Юрием Долгоруким.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение отвечать на поставленные учителем вопросы;
- Умение вычислять в пределах сотни;
- Углубление и расширение знаний учащихся об истории Москвы и ее основателе;
- Привитие интереса учащимся к истории России;
Метапредметные:
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, работать в группе;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
Личностные:
- Развитие навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- Развитие эстетического кругозора;
- Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Оборудование:
Для учителя: мел, картинки с изображением Кремля и Юрием Долгоруким, карточки с примерами.
Для учащихся: ручка, лист бумаги.
№ 1
7+2*5+40-51=
43-3*5+9-35=
39-6*6+5-7=
97-7*7+2-50=
73+17-5*8-49+1=
№ 2
14+3*4+10-19=
41-2*9+32-45=
24+3*7-35+5=
3+6*6-33-5=
70+2*5+15-91=
Ход занятия.
Этапы Занятия. Время. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Доска. Обору-дование. | Форма взаимодействия. |
Организационный момент. | -Посмотрите на это изображение. Что на нем находится? -В каком городе он находится? -Что вы знаете о Москве? -А когда основалась Москва? -Кто является основателем Москвы? -Почему Москва называется Москвой? На эти вопросы нам сегодня предстоит ответить. | - Кремль. - Москва. Отвечают если знают. | Изображение Кремля. | Фронтальная |
Когда основалась Москва, вы мне ответите сами. Разделитесь на 2 группы. Год основания Москвы состоит из 4 цифр. 1 группа узнает первые две цифры, 2 группа - последние 2 цифры. (Даю каждой группе карточку с заданием) -на карточке 5 примеров. Вам надо их решить и сложить полученные результаты вместе. Результат который вы получите и будет ответом на поставленную задачу. Приступайте к выполнению. -На доске вы видите 4 пустые клетки, впишите полученные результаты. - У нас получился 1147 год. Но на самом деле о первых годах и даже веках существования Москвы мы не знаем почти ничего. Первое упоминание о Москве сообщалось в Ипатьевской летописи в 1147 году и так как до этого ничего не известно, этот год и считается годом основания Москвы. - Возникновение любого мало-мальски крупного населенного пункта обязательно обрастает всевозможными легендами, и неудивительно, что покрытое тайной веков время основания великой столицы издавна вызывало повышенный интерес не только серьезных историков, но и различных сочинителей. Их главной задачей было выдумать историю позанимательнее, поинтереснее, такую, чтобы она была достойна великого города, столицы огромного государства. Действующими лицами всех этих историй являлись, конечно, люди не простые - князья, бояре, святые отшельники. Некоторые сочинители подобных легенд еще опирались на те или иные исторические факты, другие даже не утруждали себя поиском каких-либо доказательств подлинности. -Как вы считаете, а про основателя Москвы то же сочинялись легенды, былины, сказки? -Я вам расскажу несколько из них. -Например, в XVI в. родилась версия, что Москва была основана Мосохом, сыном Иафета, который, в свою очередь, был сыном библейского Ноя. -Существовали также легенды о каком-то Вуколе, или Буколе, который вел отшельническую жизнь в здешних лесах, а потом вдруг почему-то предсказал новому городу великую судьбу. Упоминается и еще один отшельник - некий римлянин Подон. -Но чаще всего в рассказах об основании Москвы фигурирует некий боярин Кучка, владевший селами на месте нынешней Москвы и поссорившийся с властным князем. В различных версиях в роли князя выступают разные князья. По-разному описываются и причины ссоры: то ли боярин отказался почтить князя, то ли последнему приглянулась красивая жена Кучки. Но в описании исхода ссоры разногласий нет: князь убивает боярина и захватывает его землю, а чтобы увековечить столь знаменательное событие, закладывает в бывших Кучкиных владениях город Москву, иначе называемый некоторыми рассказчиками Кучково. -Но тем или менее основателем Москвы все же считается Юрий Долгорукий, первое летописное упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого. Он же считается и строителем первого городского укрепления на месте Москвы. Поэтому за Юрием Долгоруким прочно укрепилась репутация основателя Москвы -Итак, ребята, кто является основателем Москвы? -Его годы жизни около 1091-1157. Отцом Юрия Долгорукого был Владимир Мономах. Юрий Владимирович Долгорукий является одной из самых беспокойных и противоречивых фигур в русской истории. Будучи сыном Владимира Второго Мономаха, Великого князя Киевского, он не желал довольствоваться малым и постоянно стремился завоевать Великокняжеский престол и различные уделы. Именно за это и был прозван Долгоруким, то есть имеющим долгие (длинные) руки. Юрий Долгорукий был дважды женат. У него было 13 детей. -Прежде всего, откуда взялось само название "Москва"? -Среди историков нет согласия даже в вопросе о том, река ли дала свое название городу или наоборот. -Вы как считаете название реки или название города появилось раньше? И почему? - По одной из версий, название города возникло раньше. Состояло из корней "моек" (на древнеславянском языке - "кремень") и "ков" или "хов" (от глагола "ховаться", т. е. "прятаться"). Значит, слово "Москва" означало "каменное укрытие", и уж от города оно перешло и на реку. - И все-таки большинство исследователей считают, что город получил свое название от реки, на которой он стоит. Ну а откуда тогда взялось название реки? Объяснений происхождения названия Москва много: и от русского слова "мосты", и от скифского "моска", что будто бы означало "крутящаяся", "извилистая". -По еще одной версии имя реке дали славяне, и означало оно на древнеславянском языке "мокрая", "сырая". Ведь до сих пор в русском языке сохранилось слово "промозглый", которое, может быть, является однокоренным с названием столицы. - Как ни различны две эти гипотезы, они сходятся в одном - в названии этого города заложено указание на воду, сырость. | Делятся. Решают примеры. Вписывают результат. -Да. -Нет. -Юрий Долгорукий. -почему Москва называется Москвой. Свободные высказывания детей. | Карточки с примерами. Нарисованные 4 пустые клетки. | Групповая Индивидуальная Фрон-тальная. | |
Итог занятия. | -Сейчас вы будете соревноваться между командами. Я даю вам 1 минуту, что бы придумать название своей команды. Спрашиваю название команд и записываю их на доске. -По очереди каждой команде будет задаваться вопрос, если команда затрудняется с ответом или он будет дан не верно, право ответа переходит сопернику. -Первые вопросы будут очень легкие. -1 вопрос первой команде: назовите столицу России. -2 вопрос второй команде: в каком году основана Москва? Из каждой команды выйдите к доске по одному человеку. Вам надо будет решить ребусы, не торопитесь, думайте внимательно. Пока ребята решают ребусы, команды выполнят следующие задания: -1 команда придумайте свою легенду об образовании Москвы. -2команда придумайте происхождение названия Москвы. -Молодцы. -1команда расскажите значение фамилии Долгорукий. -2 команда расскажите значение названия города Москвы. Давайте посчитаем количество баллов у каждой команды и подведем итоги. Теперь поиграем в игру, она называется «верно, неверно». Я буду говорить какой-либо факт про Москву, если он правильный, вы хлопаете в ладоши, если не верный, то поднимаете вверх обе руки. -Москва является столицей России. -Россия является столицей Москвы. -Ю. Долгорукий был в Москве. -Год основания Москвы 1447. -Год основания Москвы 1117. -Год основания Москвы 1147. -Юрий Долгорукий был 13 ребенком в семье. -У Юрия Долгорукого было 13 детей. -Владимир Мономах был отцом Долгорукого. -Название город Москва получил от реки. -Молодцы ребята, все работали очень хорошо. До свидания. | Придумывают название. -Москва -1147 Решают ребусы. Придумывают. Рассказывают. Играют в игру. -До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Сценарий инсценировки "Юрий Долгорукий"
Представление истории основания города Москвы князем Юрием Долгоруким, отраженную в романе Дмитрия Ерёмина «Кремлёвский холм»....
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...
Комментарии
Интересный материал. Можно
Интересный материал. Можно использовать на уроках.