Помоги себе сам
учебно-методическое пособие по теме

Петрова Марианна Александровна

Таблицы и схемы по предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Таблицы и схемы по предметам115.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

        



содержание

  •  Работа над ошибками
  •  Фонетический разбор слова
  •  Согласные звуки
  •  Правописание предложнеий
  •  Правописание гласных после шипящих
  •  Правописание согласных ЧК-ЧН-НЧ-НЩ-РЩ
  •  Парные звонкие и глухие согласные
  •  Безударные гласные в корне
  •  Разделительные Ь, Ъ
  •  Перенос слов
  •  Главные и второстепенные члены предложений
  •  План разбора Предложения
  •  Правида по русскому языку
  •  Правописание приставок
  •  Состав слова
  •  Части речи
  •  Изменение имён сущ. по падежам
  •  Три склонения существительных
  •  Изменение существительных по падежам
  •  Морфологический разбор имён существительных
  •  Род имён прилагательных
  •  Склонение имён прилагательных
  •  Морфологический разбор имён прилагательных
  •  Неопределённая форма глагола
  •  Изменение глаголов по временам
  •  Изменение глаголов по числам и лицам
  •  Спряжение и личные окончания глаголов
  •  Морфологический разбор глагола
  •  Местоимения
  •  Имя числительное
  •  Наречие
  •  Союз
  •  Таблица умножения
  • Запомни
  •  Периметр
  •  Площадь фигуры
  •  Единицы измерения времени
  •  Единицы измерения длины
  •  Единицы измерения площади
  •  Единицы измерения массы
  •  Разряды и классы

Работа над ошибками

  1. Ошибка на пропуск букв, искажение слова, замену букв.

       Выпиши правильно слово, раздели на слоги, подчеркни гласные.

  1. Слово из словаря.

       Запиши правильно слово. Поставь ударение. Подчеркни безударную гласную.

  1. Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК-чн и др.

      Запиши слово без ошибок, подчеркни сочетание. Придумай ещё три слова на это правило.

  1. Большая буква в словах.

       Выпиши правильно слово или предложение. Запиши ещё три слова на это правило.

  1. Безударные гласные в корне.

      Выясни смысл слова, поставь ударение, найди безударную гласную, которую надо проверить, подчеркни её, выдели корень, подбери проверочное слово, запиши ещё два-три слова с этим корнем.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

      Выпиши правильно слово. Подчеркни согласную. Проверь её.

  1. Перенос слова.

       Выпиши слово, раздели на слоги, раздели для переноса.

  1. Двойные согласные.

       Выпиши правильно слово. Подчеркни двойную согласную. Придумай два слова с двойными согласными. Запиши их.

  1. Непроизносимые согласные.

       Выпиши слово, подбери проверочное.

  1. Ь – показатель мягкости.

       Выпиши слово, подчеркни Ь. Напиши ещё три слова.

  1. Ь – показатель рода существительных.

       Выпиши слово, подчеркни ь. Напиши ещё три слова.

  1. Ь – показатель лица глаголов.

       Выпиши слово, подчеркни ь. Напиши ещё три слова.

  1. Слово с разделительным мягким знаком.

       Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак. Напиши ещё три слова с разделительным мягким знаком.

  1. Разделительный Ъ (твёрдый) знак.

       Напиши три слова с разделительным твёрдым знаком.

  1. Правописание предлога со словами.

       Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Пример: К (какому?) берегу. К крутому берегу.

  1. Правописание приставки со словом.

       Разбери слово по составу. Напиши ещё три слова с этой приставкой.

  1. Гласные и согласные в приставках.

       Выдели приставку. Напиши ещё три слова с этой приставкой.

  1. Падежные окончания существительных.

       Выпиши словосочетание. Определи: род существительного, число, падеж. Выдели окончание этого существительного.

  1. Падежные окончания прилагательных.

       Выпиши прилагательное вместе с существительным. Определи: род, число, падеж. Выдели окончание.

  1. Личные окончания глаголов.

       Определи лицо, число, время, спряжение глагола (поставь его в неопределённую форму). Выдели окончание. Придумай три глагола на это правило.

  1. Гласные и согласные в суффикс

      Выдели суффикс. Запиши ещё три слова с этим суффиксом


ФОНЕТИЧЕСКИЙ

РАЗБОР СЛОВА

   

   Букварь – бук – варь, 7 б., 6 зв.

            б – [б] согл., парн., зв.

            у - [у] гл., безуд.

            к - [к] согл., парн., глух.

            в - [в] согл., парн., зв.

            а - [а] гл., ударн.

            р - [р] согл, непарн., зв.

            ь - [-]

            Б. 7, зв. 6

 


                 звонкие             Б   В   Г   Д   Ж   З

парные

             глухие               П   Ф  К   Т   Ш  С

                 звонкие              Л   М   Н   Р    

  непарные

             глухие               Х   Ц   Ч   Щ    

Всегда твёрдые:  Ж,  Ш,  Ц

Всегда мягкие:    Й,  Ч,  Щ

Буквы Ь, Ъ  звуков не обозначают


ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

          Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

         В конце предложения ставится точка (.), вопросительный знак (?) или

восклицательный знак (!)

           

          Хорошо летом на реке! Ребята плавают и ныряют. Ты умеешь плавать?


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

     

     Звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но в сочетании жи, ши пишется буква И: лыжи, чижи, шишка.

     Звуки [ч], [щ] – мягкие, но в сочетаниях ча, ща пишется буква А: чашка, щавель.

     В сочетаниях чу, щу пишется буква У: чудо, щука.


ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ

ЧК – ЧН –НЧ – НЩ - РЩ

       

     В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак не пишется:

молочный, каменщик, спорщик


ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ

СОГЛАСНЫЕ

    Слова с парным согласным звуком нужно проверять. Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный:

флаг – флаги

сладкий – сладок


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

            Безударный гласный в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение: 

коза – кОзы

моря - мОре


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами: Е, Ё, Ю, Я, И:

ручьи, платье, лью.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

            Разделительный твёрдый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я: подъём, съёмка, объезд.

   Твёрдый знак не пишется перед гласными А, О, У, Э: сузить, сэкономить.

ПЕРЕНОС СЛОВ

           Слово переносится с одной строки на другую по слогам: уче – ник, ра - дость.

           Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

           Буква Й при переносе не отделяется от гласной: 

май – ка, строй – ка.

           Буквы Ь, Ъ при  переносе не отделяются от предшествующей согласной: боль – шой, подъ – езд.

           При переносе слов с двойной  согласной одна буква остаётся на строчке, а другая переносится: рас – сказ.

           Нельзя переносить слова из одного слога: мост, день; слог из одной буквы: улей, идём.


ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  сущ., мест.

Подлежащее (кто? что?)

   глаг.

Сказуемое (что делать?)

   прил.

Определение (какой? чей?)

   сущ.

Дополнение (падежные вопросы)

   нареч., сущ.

Обстоятельство (где? куда? когда? откуда? как?)


ПЛАН РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Простое или сложное (одна грамматическая основа, несколько грамматических основ)
  2. Вид по цели высказывания
  • повествовательное (о чём-либо сообщает)
  • вопросительное (содержит вопрос)
  • побудительное (побуждает к действию)
  1. Вид по интонации
  • восклицательное
  • невосклицательное
  1. Вид по наличию второстепенных членов
  • распространенное (есть второстепенные члены)
  • нераспространенное (нет второстепенных членов)
  1. Главные и второстепенные члены предложения.

ПРАВИЛА  по русскому языку

        

Подлежащее – главный член предложения, обозначает о ком или о

                чём  говорится в предложении, отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

Сказуемое – главный член предложения, обозначает что говорится о

           подлежащем, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы:

          КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? ЧТО?

Обстоятельство – второстепенный член предложения, отвечает на   вопросы: 

       ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? СКОЛЬКО?

Определение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы:

                   КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет

                                                  и отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на

                  вопросы : ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?



ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки  без-  воз-  вз-  из-  низ-  раз-  чрез-  через-  пишутся перед гласными и звонкими согласными:

взлёт     безводный   раздавать

Приставки   бес-  вос-  вс-  ис-  нис-  рас-  чрес-  черес-  пишутся перед глухими согласными:

воспитание   вспомнить   испугать

Запомни приставки:

в-   во-   вы-   за-   до-   над-   на-   о-   об-   от-   пере-  по-   под-   про-   пре-   при -   с-   со-


СОСТАВ СЛОВА

                    - корень (общая часть родственных слов)

        - приставка    

        - суффикс

                    -окончание (изменяемая часть слова,

                                   служит для связи слов в предложении)

Порядок разбора слова по составу

  1. окончание  
  2. основа
  3. корень
  4. приставка
  5. суффикс

ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

предмет

признак

действие


ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ

Падеж

Вспомогательные слова

Предлоги

Вопросы

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

от, до, из, без, у, для, около, с

Кого?

Чего?

Откуда?

Дательный

дать, подойти к

к, по

Кому?

Чему?

Винительный

вижу

в, во, на, за, про, через

Кого? Что? Куда?

Творительный

доволен

с, со, за, над, по, между,

перед

Кем? Чем?

Предложный

говорить

о, об, в, на, при

О ком?

О чём?


ТРИ СКЛОНЕНИЯ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ

МУЖСКОЙ РОД

- А, - Я

 ЮНОША

 ДЯДЯ

ЖЕНСКИЙ РОД

 ПТИЦА

 ЗЕМЛЯ

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ

МУЖСКОЙ РОД

-

 ОТЕЦ

 ДЕНЬ

СРЕДНИЙ РОД

- О, - Е

 ЗЕРНО

 СЧАСТЬЕ

ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ

ЖЕНСКИЙ РОД

- Ь

 ДОЧЬ

 РОЖЬ


ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 ПО ПАДЕЖАМ (СКЛОНЕНИЕ)

Падеж

Вспомог.

слова

Падежн.

вопрос

Смысл.

вопрос

Предлоги

Член

предложения

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

ж., м.р.

м., ср.р.

ж.р.

-а, -я

-о, -е

ь на конце

И.п.

есть

Кто?

Что?

подлежащее

Р.п.

нет

Кого?

Чего?

Откуда?

Куда?

Где?

от, до, из, без, у, для, около, с

дополнение

обстоятельство

Д.п.

дать,

подойти к

Кому?

Чему?

Куда?

Где?

к, по

дополнение

обстоятельство

В.п.

вижу

Кого?

Что?

Куда?

в, во, на, за, про, через

дополнение

обстоятельство

-о, -е

-а, -я

Т.п.

доволен

горжусь

Кем?

Чем?

Куда?

Где?

с, со, за, над, по, между, перед

дополнение

обстоятельство

-ой

-ей

-ом

-ем

П.п

говорить

О ком?

О чём?

Где?

о, об, в, на, при

дополнение

обстоятельство

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

I  – часть речи

II – начальная форма (именительный п., ед.ч.)

       собственное или нарицательное;  

       одушевлённое или неодушевлённое;

       род, склонение, падеж, число

III – член предложения


РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются.

Мужской род

Узкий  переулок

Новый  урок

Женский род

Крупная  рыба

Древняя  история

Средний род

Правое  плечо

Красное  солнце

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Падеж

Вспомогательное

слово

Падежный вопрос ед.число

Падежный вопрос

мн.число

Окончания

Ед.число

Мн.число

Именительный

есть

какой?

какие?

ой, ей, ий

ые, ие

какое?

ое, ее

какая?

ая, яя

Родительный

нет

какого?

каких?

ого, его

ых, их

какой?

ой, ей

Дательный

дать

какому?

каким?

ому, ему

ым, им

какой?

ой. Ей

Винительный

вижу

какой?

какие?

ой, ей, ий

ые, ие

какое?

ое, ее

какую?

ую,юю

Творительный

доволен

горжусь

каким?

какими?

ым, им

ыми, ими

какой?

ой, ей

Предложный

говорю

думаю

о каком?

о каких?

ом, ем

ых, их

о какой?

ой, ей

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I  – часть речи

II – начальная форма (именительный п., ед.ч.,  

       мужской род); число, род (только в ед.ч.),

       падеж,

             

III – член предложения

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА

ГЛАГОЛА

Глаголы бывают совершенного и

несовершенного вида.

 Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.

 Что сделал? -  написал, выучил.

Несовершенный вид – действие еще незакончено.

 Что делает? – пишет, учит.

 ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил.


Настоящее время

Что делает?

смотрит

пилит

рисует

Прошедшее время

Что делал?

Что сделал?

смотрел

пилил

рисовал

Будущее время

Что будет делать?

Что сделал?

будет смотреть

посмотрит

будет рисовать

нарисует

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

ПО ВРЕМЕНАМ



ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ

        Лицо

Число

1 – е  лицо

2 – е   лицо

3 – е  лицо

Единственное

Я

Работаю

Ты

Работаешь

Он, она,оно

   работает

Множественное

Мы

Работаем

Вы

Работаете

Они

Работают



СПРЯЖЕНИЕ И ЛИЧНЫЕ

I спряжение

II спряжение

Все глаголы на  –еть, -ать, оть,

 -уть, -ть (кроме 11 глаголов

исключений), а также глаголы на –ить:брить, зиждиться, стелить

Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть.

Видеть, слышать и  обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.

ед.ч

мн.ч

ед.ч

мн.ч

-у(-ю)

- ешь

- ет

- ем

-ете

- ут (- ют)

-у (- ю)

- ишь

- ит

- им

- ите

- ат (- ят)

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ



МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ГЛАГОЛА

I  – часть речи

II – неопределённая форма; вид, спряжение,  

       число, время, лицо, род

       (только в прошедшем времени)

       

III – член предложения



МЕСТОИМЕНИЯ

Местоимения указывают на предметы, признаки и

качества, но не называют их.

 Личные местоимения

 я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

 Указательные местоимения

 этот, это, эта, эти

 Вопросительные местоимения

 кто, что, какой, который, чей, сколько

 Отрицательные местоимения

 никто, ничто, никакой, ничей

 Неопределенные местоимения

кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кое-что, кое-кто

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.

Числительные

Количественные (пять книг)              Порядковые (пятый этаж)

Числительные

Простые          Сложные            Составные              Дробные

(семь)           (тридцать)          (тридцать два)         (три пятых)

НАРЕЧИЕ

Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая

   признак действия или качество.

 Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками:

в-, за-, на- имеют на конце

букву о

 до-, из-, с- имеют на конце букву а

вправо

налево

издавна

дотла

На конце наречий после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж).


СОЮЗ

Союзы – это служебные части речи, которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Взошло солнце и осветило все вокруг.

Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее.

Видит око, да зуб неймет.

В лесу растут грибы и ягоды.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

4

6

8

10

12

14

16

18

3

6

9

12

15

18

21

24

27

4

8

12

16

20

24

28

32

36

5

10

15

20

25

30

35

40

45

6

12

18

24

30

36

42

48

54

7

14

21

28

35

42

49

56

63

8

16

24

32

40

48

56

64

72

9

18

27

36

45

54

63

72

81


ЗАПОМНИ

Увеличить число на  + (прибавить)

34 + 20 = 54

Увеличить число в        (умножить)

4         3 = 12

Уменьшить число на – (вычесть)

34 – 20 = 14

Уменьшить число в : (разделить)

12 : 4  = 3


ПЕРИМЕТР

      Периметр – это сумма сторон геометрической фигуры.

                                      а        а

        в        а

        

                 а         в

                      в

        а

                м         с

        

                             

                               с


ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ

         

Площадь – это внутренняя часть фигуры.



ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

1 минута = 60 секунд

1 час = 60 минут

1 сутки = 24 часа

1 месяц = 30 или 31 день

1 год = 365 или 366 суток = 12 месяцев

1 век = 100 лет

1 неделя = 7 суток

½ часа = 30 минут

½ суток = 12 часов

½ года = 6 месяцев

¼ года = 3 месяца (квартал)

ЕДИНИЦЫ  ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ

1 КМ = 1000 М = 10 000 ДМ = 100 000 СМ

1 М = 10 ДМ = 100 СМ = 1000 ММ

1 ДМ = 10 СМ = 100 ММ

1 СМ = 10 ММ


ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДИ

1 КВ. МЕТР – 1 М2 = 10 000 СМ 2 = 100 ДМ2

1 КВ. ДЕЦИМЕТР – 1 ДМ2 = 100 СМ2 = 10 000 ММ2

1 КВ. САНТИМЕТР – 1 СМ2 = 100 ММ2

1 А = 100 М2 = 10 000 ДМ2

1 ГА = 100 А = 10 000 М2

1 КМ2 = 100 ГА = 10 000 А

1 ГА = 10 000 М2

1 КВ. КИЛОМЕТР – 1 КМ2 = 1 000 000 М2

1 КВ. МИЛЛИМЕТР – 1 ММ2


ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ

1 КИЛОГРАММ = 1 КГ = 1000 Г

1 ТОННА = 1 Т = 1000 КГ = 10 Ц

1 ЦЕНТНЕР = 1 Ц = 100 КГ

1 ГРАММ = 1 Г = 1000 МГ



РАЗРЯДЫ И КЛАССЫ

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

IX разряд

VIII разряд

VII разряд

VI разряд

V разряд

IV разряд

III разряд

II разряд

I разряд

сотни

миллионов

десятки

миллионов

единицы

миллионов

сотни

тысяч

десятки

тысяч

единицы

тысяч

сотни

десятки

единицы

7

3

1

4

8

7

2

5

7

 В числе 731 487 257:

731 487 257 единиц

   73148725  десятков

     7314872  сотни

       731487  единиц тысяч

         73148  десятков тысяч

           7314  сотни тысяч

             731  единиц миллионов

                73 десятка миллионов

                  7 сотен миллионов






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помоги себе сам

Уже 19 лет я занимаюсь закаливанием детей. Буду рада, если мои наработки кому пригодятся....

Программа развития детского коллектива "Помоги себе сам".

В духе времени сегодня модно говорить  об инновационных образовательных технологиях. У меня тоже есть своя "любимая" педагогическая технология -это здоровьесберегающая технология. Ещё В. Шененбер...

Разработка родительского собрания для родителей учащихся начальных классов "Помоги себе и своему ребенку"

Тема родительского собрания "Помоги себе и своему ребенку" очень актуальна на сегодняшний день, т.к. взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между супругами откладывают серьезный отпечаток ...

Рекомендации для родителей "Помоги себе сам"

Реалкс - минутки для родителей, воспитывапющих детей с ограниченными возможностями, острая необходимость. В памятке предлагаются упражнения для снятия стресса и эмоционального напряжения...

помоги себе и другим.Памятка№1

безопасность в чрезвычайных ситуациях...

памятка№2.помоги себе и другим.Безопасность в чрезвычайных ситуациях

памятка№2.Помоги себе сам.Безопасность в чрезвычайных ситуациях...

Урок - исследование: «Помогая другим, помогаешь себе!»

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне до...