Внеурочная деятельность программа "Я - исследователь"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе Базисного учебного плана ФГОС, Программы формирования УУД, Программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3 ( приказ МБОУ СОШ №3 «Об утверждении учебного плана на 2010-2011 учебный год» от 25.08.2010 № 03-135) и СанПиН («Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утверждёнными Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированными в Минюсте РФ 05.12.2002 №3997).
Программа рассчитана на 66 часов за год при недельной нагрузке 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе Базисного учебного плана ФГОС, Программы формирования УУД, Программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3 ( приказ МБОУ СОШ №3 «Об утверждении учебного плана на 2010-2011 учебный год» от 25.08.2010 № 03-135) и СанПиН («Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утверждёнными Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированными в Минюсте РФ 05.12.2002 №3997).
Программа рассчитана на 66 часов за год при недельной нагрузке 2 часа в неделю.
Учебно – методическая литература
- Методика исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенков. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2006.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для дошкольников. – Самара. Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара. Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.
Цель программы
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста
умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников представлений об исследовании как ведущем способе учебной деятельности.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Основные особенности программы первого класса
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Содержание занятий в первом классе
Подпрограмма «Тренинг» (28ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (24ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии»
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (14ч.)
4 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 6 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 4 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Этапы работы по программе:
- 1 год работы. Репродуктивный уровень. Работа организуется через выполнение предлагаемых заданий и ответы на следующие вопросы:
- Что такое исследование?
- Кто такие исследователи?
- Как получать информацию?
- Как задавать вопросы?
- Как научиться выделять главное и второстепенное?
Учебно – тематический план
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
Тренинг. | 28ч. | |
1-4 | Что такое исследование. | 4 |
5-8 | Наблюдение и наблюдательность. | 4 |
9-10 | Что такое эксперимент. | 2 |
11-12 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 2 |
13-14 | Знакомство с логикой. | 2 |
15-17 | Как задавать вопросы. | 3 |
18-19 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2 |
20-21 | Как делать схемы. | 2 |
22-23 | Как работать с книгой. | 2 |
24-25 | Что такое парадоксы. | 2 |
26-27 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 |
Исследовательская практика. | 24ч. | |
29-32 | Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | 4 |
33-36 | Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | 4 |
37-40 | Экспресс- исследования. | 4 |
41 | Семинар по итогам экскурсии. | 1 |
42-47 | Коллективные игры – исследования. | 6 |
48-49 | Коллекционирование. | 2 |
50 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | 1 |
51-52 | Сообщения о своих коллекциях. | 2 |
Мониторинг. | 14ч. | |
53-56 | Мини – конференция по итогам экспресс – исследований. | 4 |
57-62 | Мини – конференция по итогам собственных исследований. | 6 |
63-66 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. | 4 |
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять план действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
- презентовать свою работу.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу перед аудиторией.
Предполагаемые результаты развития УУД
Результат | УУД |
1.Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) | Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. |
2.Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований | Познавательные Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. |
3.Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске | Регулятивные Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия |
4.Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Личностные Положительная динамика детского отношения к процессу познания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"
Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...