надпредметного курса «Мир деятельности »
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности » 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
надпредметного курса
«Мир деятельности »
Срок реализации программы: 4 года.
Составил(а) учитель
начальных классов
Стародымова
Валентина Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план.
Учебное содержание курса «Мир деятельности»
Методическое обеспечение курса
Список литературы
- Пояснительная записка
Цели, задачи и структура курса
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1].
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»[2].
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»[3].
Развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»)[4]. Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.
Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,
- вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
- затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
- затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
- и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.
Более того, и сами педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов универсальных действий. Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».
Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД отмечен в различных научных школах. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»[5]. В результате научно-исследовательской работы Центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.
Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)[6].
Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.
Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.
И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Таким образом, предложенный в образовательной системе «Школа 2000...» способ формирования УУД можно представить в виде следующей схемы:
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и
слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Организация образовательного процесса
В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…»[7].
В дидактической системе «Школа 2000…»[8] выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки построения системы знаний;
- уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД − это универсальные учебные действия).
На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации[9]. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;
2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
8. Включение в систему знаний.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Естественно, что описанные этапы урока в ТДМ в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Так, например, в 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности.
Структура ТДМ графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей методологической версии теории деятельности[10].
Технология деятельностного метода (ТДМ)
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, модифицируется в зависимости от типа урока (урок рефлексии, построения системы знаний, обучающего контроля)[11].
Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС. Так, например, в ходе каждого урока, независимо от его предметного содержания:
- на этапе 2 дети отрабатывают умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
- на этапах 3−4 они определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и обобщают, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений, работы с информацией и др.;
- на этапе 5 учащиеся взаимодействуют между собой в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
- на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 − самооценку достигнутых результатов;
- на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей[12].
Опыт выполнения универсальных учебных действий, полученный учащимися на предметных уроках в ТДМ, дети обобщают в ходе уроков по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем они их закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам − математике и русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надежность формирования умения учиться.
Важно и то, что работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов
и психологов о принципах организации развивающего обучения: В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Таким образом, новая дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения[13].
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.
Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:
- в первой половине дня за счет школьного компонента;
- во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс (например, в школах полного дня).
Использование курса целесообразно при условии, что учитель осуществляет переход к ФГОС по образовательной системе «Школа 2000...» (Открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»)[14].
Диагностическая база
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.
Прежде всего, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно без наличия у детей соответствующих знаний. Так, умение детей решать квадратные уравнения не может быть устойчивым, если они не знают формул его корней. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.
Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.
Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.
Какие бы метапредметные знания и умения ни продемонстрировал ребенок в школе, они забудутся, исчезнут, если не будут подкрепляться поведением значимых для него взрослых – учителя, родителей. Данное явление неустойчивости полученных учащимися знаний иногда называют эффектом «наполненного и вылитого ведра». Например, многие ученики уже через 2–3 месяца после окончания школы не могут воспроизвести изученные знания по математике, физике, химии и другим предметам, хотя еще совсем недавно они успешно их применяли при сдаче ЕГЭ.
Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).
При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет также психологическое состояние детей. Поэтому разработанную систему диагностики мы рекомендуем проводить в корреляции с результатами психологических исследований по системе, разработанной в Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО[15].
В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
- тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
- выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
- анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
- анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
- психологическое исследование[16].
Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6), психологическими характеристиками ребенка (п. 7).
При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.
Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.
Номенклатура диагностируемых УУД определялась на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с позиций преемственности с Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию (ФГТ). В качестве критериальной основы данной системы диагностики была принята система понятий общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), реализованная в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), а на дошкольной ступени – в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».
Разработанный инструментарий оценки учитывал планируемые результаты, заявленные в примерной программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования для образовательных учреждений, использующих образовательную систему «Школа 2000…»[17], а именно планируемые результаты блока «Выпускник научится». При разработке тестов и практических заданий для оценивания уровня сформированности метапредметных знаний и умений учащихся учитывался опыт педагогической и психологической оценки, описанный на момент разработки диагностики[18].
В перспективе, по итогам широкомасштабной апробации данной системы диагностики, планируется не только провести работу по ее коррекции и усовершенствованию, но и собрать базу данных по каждой возрастной группе с целью создания электронной версии. Электронный вариант мониторинга не только многократно упрощает обработку результатов, но и позволяет сопоставлять полученные результаты каждого ребенка и всего класса с показателями возрастной группы и на этой основе отслеживать динамику их изменения.
Разработанная диагностика предназначена, прежде всего, для учащихся начальной школы, которые изучают курс «Мир деятельности» и учатся по образовательной системе «Школа 2000…». Вместе с тем надпредметный характер предложенной диагностики позволяет использовать ее для всех учащихся начальной школы, а также для выявления эффективности существующих подходов к формированию УУД.
Оценивание работы учащихся
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
- Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
- Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
- Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Мы рекомендуем по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
- Учебно-тематический план. 1 класс
1 класс
1 ч в неделю, всего 32 часа
I четверть (8 часов)
№ 1 Тема: «Учиться… А что это значит?»
№ 2 Тема: «Учитель и ученик»
№ 3 Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке»
№ 4 Тема: «Личностные качества ученика: активность в
учебной деятельности»
№ 5 Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»
№ 6 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 7–8 Резерв (2 урока)
II четверть (7 часов)
№ 9 Тема: «Как научиться быть внимательным»
№ 10 Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»
№ 11 Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»
№ 12 Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»
№ 13 Тема: «Личностные качества ученика: терпение в
учебной деятельности»
№ 14 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 15 Резерв (1 урок)
III четверть (10 часов)
№ 16 Урок диагностики № 1
№ 17 Тема: «Как выяснить, что я не знаю?»
№ 18 Тема: «Зачем ученику домашнее задание»
№ 19 Тема: «Семья – мой помощник в учении»
№ 20 Тема: «Пробное учебное действие»
№ 21 Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать»
№ 22 Тема: «Причина затруднения»
№ 23 «Невероятные приключения первоклассников в
тридевятом царстве, или История о том, что значит
учиться»
№ 24 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 25 Резерв (1 урок)
IV четверть (7 часов)
№ 26 Тема: «Как проверить свою работу»
№ 27 Тема: «Личностные качества ученика: честность в
учебной деятельности»
№ 28 Урок диагностики № 2
№ 29 Тема: «Личностные качества ученика:
доброжелательность в учебной деятельности»
№ 30 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая
гостиная для детей и родителей)
№ 31–32 Резерв (2 урока)
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
I четверть (9 часов)
№ 1 Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»
№ 2 Урок диагностики № 1
№ 3 Тема: «Домашнее задание делаю самостоятельно»
№ 4 Тема: «Подробный образец»
№ 5 Тема: «Как исправить свою ошибку»
№ 6 Тема: «Настроение – мой помощник в учебе»
№ 7 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 8−9 Резерв (2 урока)
№ II четверть (8 часов)
№ 10 Тема: «Учусь называть свое затруднение»
№ 11 Тема: «Как построить новое знание?» (Структура II
этапа УД )
№ 12 Тема: « Я – автор, я – понимающий»
№ 13 Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»
№ 14 Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу»
№ 15 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
16−17 Резерв (2 урока
III четверть (10 часов)
№ 18 Тема: «Ставлю цель»
№ 19 Тема: «Ключи к новым знаниям»
№ 20 Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон»
№ 21 Тема: «Личностные качества: целеустремленность»
№ 22 Тема: «Я знаю. Я умею»
№ 23 Тема: «Как выяснить, что я не умею»
№ 24 Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без
слов»
№ 25 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 26−27 Резерв (2 урока)
IV четверть (7 часов)
№ 28 Тема: «Личностные качества: самостоятельность»
№ 29 Урок диагностики №2
№ 30 Тема: «Учусь анализировать»
№ 31 Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для
родителей)
№ 32 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 33–34 Резерв (2 урока)
3 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
I четверть (9 часов)
№ 1 Тема: «Личностные качества: вера в себя»
№ 2 Тема: «Учусь запоминать»
№ 3 Урок диагностики знаний № 1
№ 4 Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину
затруднения»
№ 5 Тема: «План»
№ 6 Тема: «Учусь составлять план»
№ 7 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 8−9 Резерв (2 урока)38
II четверть (8 часов)
№ 10 Тема: «Учусь сравнивать»
№ 11 Тема: «Учусь обобщать»
№ 12 Тема: «Учусь моделировать»
№ 13 Тема: «Учусь наблюдать»
№ 14 Тема: «Секреты успешного выступления»
№ 15 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 16−17 Резерв (2 урока)
III четверть (10 часов)
№ 18 Тема: «Учимся дружно. Я − критик»
№ 19 Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог»
№ 20 Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание»
№ 21 Тема: «Нахожу место и причину ошибки в
самостоятельной работе»
№ 22 Тема: «Как научиться применять новое знание без
ошибок»
№ 23 Тема: «Как самому оценить свою работу»
№ 24 Тема: «Чувства – мои помощники в учебе»
№ 25 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 26−27 Резерв (2 урока)
IV четверть (7 часов)
№ 28 Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба»
№ 29 Урок диагностики знаний №2
№ 30−31 Урок диагностики умений
№ 32 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 33–34 Резерв (2 урока)
4 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
I четверть (9 часов)
№ 1 Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие»
№ 2 Тема: «Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу»
№ 3 Урок диагностики знаний № 1
№ 4 Тема: «Личностные качества: самокритичность в учебной
деятельности»
№ 5 Тема: «Алгоритм самопроверки и исправления ошибок»
№ 6 Тема: «Проекты и их реализация в учебной
деятельности»
№ 7 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 8−9 Резерв (2 урока)
II четверть (8 часов)
№ 10 Тема: «Учусь работать с информацией»
№ 11 Тема «Учусь работать с текстом»
№ 12 Тема: «Действую по аналогии»
№ 13 Тема: «Учусь классифицировать»
№ 14 Тема: «Новое знание – часть целого мира»
№ 15 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 16−17 Резерв (2 урока)
III четверть (10 часов)
№ 18 Тема: «Учимся дружно. Дискуссия»
№ 19 Тема: «Учимся дружно. Организатор»
№ 20 Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться»
№ 21 Тема: «Учимся дружно. Арбитр»
№ 22 Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество»
№ 23 Тема: «Личностные качества ученика: уважение и
терпимость к другим»
№ 24 Тема: «Подведение итогов – важный шаг учебной
деятельности»
№ 25 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 26−27 Резерв (2 урока)
IV четверть (7 часов)
№ 28 Урок диагностики знаний №2
№ 29–30 Урок диагностики умений
№ 31 Тема: «Мои сильные стороны как ученика»
№ 32 Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
№ 33–34 Резерв (2 урока)
- Учебное содержание курса «Мир деятельности»
для 1−4 классов начальной школы
1 класс
1 ч в неделю, всего 32 ч
Организационно-рефлексивная линия (9 часов).
У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор). Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.
Способ действий «затруднение − думаю».
Причина затруднения.
Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Цель выполнения домашнего задания. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Коммуникативная линия (3 часа).
Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.
Познавательная линия (1 час).
У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия (6 часов).
У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности,
помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).
Диагностика (2 часа).
Резерв (6 часов).
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 1 класс
Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (10 часов).
Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре
шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках.
Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата.
Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон.
Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею.
Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.
Подбор способов и средств для открытия нового знания.
Результат открытия нового знания.
Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.
Коммуникативная линия (4 часа).
Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и пони-
мающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (2 часа).
Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Настроение.
Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Анализ объекта.
Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (4 часа).
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и
духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.
Мы разные – и в этом наша сила.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (2 часа).
Резерв (8 часов).
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 2 класс
Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу второго года обучения
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
3 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (7 часов).
В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков.
Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.
Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.
План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.
Учусь составлять план.
Урок открытия.
Учусь применять новое знание.
Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.
Как научиться применять новое знание без ошибок.
Структура 2 этапа урока-помощника (6 шагов)
Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
Коммуникативная линия (4 часа).
У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления.
Секреты успешного выступления.
Новая роль в структуре коммуникации: критик.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога. Учусь вести диалог. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений.
Познавательная линия (6 часов).
Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать.
Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Учусь наблюдать.
Чувства – мои помощники в учебе.
Ценностная линия (2 часа).
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя.
Ценности нашей жизни: дружба.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (3 часа).
Резерв (8 часов).
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 3 класс
Основные требования к метапредметным результатам
к концу третьего года обучения
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные приемы развития памяти.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.
Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.
Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.
4 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (5 часов).
В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и самоопределения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при решении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в умение учиться в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.
Я ученик: Хочу – Знаю, как надо – Могу.
Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности.
Что дает личностное самоопределение.
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Проекты и их реализация в учебной деятельности.
Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ.
Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание как часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?».
Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов).
Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия − ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.
Учимся дружно.
Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как
правильно вести дискуссию
Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.
Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.
Познавательная линия (4 часа).
Учащиеся знакомятся с новыми операциями − классификация, аналогия − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь работать с информацией.
Учусь работать с текстом.
Действую по аналогии.
Учусь классифицировать.
Ценностная линия (4 часа).
Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью – саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика.
Ценности нашей жизни: саморазвитие.
Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.
Мои сильные стороны как ученика.
Над чем мне еще надо работать.
Составление личностной диаграммы качеств.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (4 часа).
Резерв (8 часов).
Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 4класс Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика (4 класс)
- Методическое обеспечение курса
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя. Кроме того, очевидно, что универсальные знания об учебной деятельности, полученные детьми в рамках курса «Мир деятельности», должны систематически применяться на предметных уроках.
Комплект для ученика включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.
2. «Мои открытия», 1 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование,2012.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений».
В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012.
3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012
В методических рекомендациях приведены описание общих подходов к проведению каждого урока по технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» и подробные варианты сценариев каждого урока, на CD-диске приложены соответствующие
презентации, разрезные, демонстрационные и печатные материалы.
Таким образом, учитель имеет возможность по заданной структуре урока в ТДМ либо составить свой собственный урок, либо использовать предложенный вариант – как в его полноте, так и с корректировками (при сохранении общих требований к проведению уроков в ТДМ).
- Список литературы
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
[2] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
[3] Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.
[4] Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайте www.sch2000.ru.
[5] Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.
[6] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
[7] Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
[8] Там же.
[9] Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.
[10] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
[11] Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
[12] Более подробный анализ УУД, выполняемых учащимися на каждом этапе, приведен в методическом пособии: «Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...”» / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
[13] Более подробно с дидактической системой деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») можно познакомиться в учебно-методических пособиях, представленных в разделе «Дополнительная литература».
[14] Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...».
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
[2] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
[3] Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.
[4] Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайте www.sch2000.ru.
[5] Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.
[6] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
[7] Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
[8] Там же.
[9] Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.
[10] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
[11] Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
[12] Более подробный анализ УУД, выполняемых учащимися на каждом этапе, приведен в методическом пособии: «Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...”» / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
[13] Более подробно с дидактической системой деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») можно познакомиться в учебно-методических пособиях, представленных в разделе «Дополнительная литература».
[14] Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...».
[15] Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.
Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Гусевой. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.
[16] Психологическое исследование проводится в соответствии с возможностью школы и обрабатывается непосредственно школьным психологом.
[17] Примерная основная образовательная программа для образовательных учреждений, использующих образовательную систему Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), здесь: http://www.sch2000.ru/documents_letters/
[18] Системы типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий: комплексные работы для определения метапредметных результатов образования у учеников 1 и 2 классов (Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В.); диагностика способностей в русле мыследеятельностной педагогики (Глазунова О.И., Иванова Е.Ю.), психологические исследования развития познавательной деятельности (Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я. Семаго М.М.: Айрис-пресс, 2005) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
Конспект урока в 1 классе по надпредметному курсу "Мир деятельности"под ред .Л. Г. Петерсон
Данный курс уроков нацелен на формирование у ученика умения учиться. Может быть использован как классный час по теме "Что значит быть внимательным "...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Программа внеурочной деятельности надпредметного курса "Мир деятельности", 1 класс
Основной, системообразующей линией данной программы внеурочной деятельности является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, к...
Реализация принципа деятельности через организацию надпредметного курса "Мир деятельности".
Из опыта работы по надпредметному курсу "Мир деятельности" (автор Л.Г.Петерсон)...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
Внеурочная деятельность. Программа по надпредметному курсу "Мир деятельности " 1 класс.
Программа по надпредметному курсу «Мир деятельности» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс рекоме...