рабочая программа кружка "Секреты вежливости"
рабочая программа (1 класс) на тему

Болтачева Татьяна Петровна

Рабочая программа включает: пояснительная записка, цели и задачи, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_vezhlivosti.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 с. Елизаветино Аткарского района

 Саратовской области

программа занятий по внеурочной деятельности

 «Секреты вежливости»

Класс 1

                              Направление: духовно-нравственное

                                                                                                                                                                                                                      Срок реализации программы 1 год                         

                                                                               Болтачева Татьяна Петровна

                                                                                   учитель начальных классов

   

 2001/2012 учебный год.

Пояснительная записка.

Современная программа по русскому языку для начальной школы предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого общения. Забота об этом переложена целиком на школу. Поэтому важно получение учащимися начальной школы навыков речевого этикета.

Данная дополнительная программа позволит расширить кругозор, развить социокультурные компетенции обучающихся, использовать теоретические знания на практике, раскрывать нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе.

            Речевое общение — это  обмен информацией (текстами), в таком обмене действуют, по крайней мере, двое — передающий и воспринимающий. Поэтому, в процессе общения, мы оцениваем речевые взаимодействия коммуникантов — адресанта и адресата: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами языковые средства и тактику речевых ходов. В сущности, в любой речевой деятельности, так или иначе, происходит общение: читая научную статью или рассказ, мы «общаемся» с автором в том или ином речевом жанре и стиле.

Язык этикета, в том числе речевого нужно специально изучать.   Практическое     применение   речевого этикета в повседневной жизни, особенно в общении со сверстниками является актуальной в современном мире этой проблемы в работе учителя начальных классов и семейном воспитании делает интерес к данному вопросу неисчерпаемым. Это определяет актуальность  данной образовательной программы.

Цель программы: формирование устойчивых навыков к саморазвитию, самопознанию  применения речевого этикета в общении.

Задачи:

-        воспитание культуры поведения;

-формирование у школьников навыки грамотного письма,

правильного произношения и словоупотребления, способствовать более прочному и сознательному изучению русского языка;

- развитие навыков самостоятельной работы над познанием Родного слова и над своей речью.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программой является то, что общение — сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией — со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся с позиции социальных ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой — со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров, и др.; этнографией — со стороны национальной и групповой специфики общения.

С раннего возраста необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Особую роль в обучении младших школьников играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости.

 Работа по изучению речевого этикета должна вестись планомерно в течение всего периода обучения. Это является неотъемлемой потребностью, которые не только формируют у школьников навыки грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе.

Программа направлена на возрастную группу детей от 7 до 10 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы проведения дополнительной образовательной программы является: беседы, ролевые игры, конкурсы, диспуты, практические работы, КВН, викторины.

Программа содержит 3 раздела, 33 тематических часа.

Каждая тема содержит различные формы контроля (тесты, ролевые игры, практические задания).

         Программа заканчивается театральным представлением "Простые слова"

Учебно-тематический план.

Название темы

Всего

35

1. Речь. Техника и     выразительность речи.

11




1

Речь. Для чего она нужна? Понятие о речевом этикете.

1

2

Общение – общительный человек. Твоя общительность.

1

3

Устная и письменная речь.

Техника речи: дыхание, голос, дикция. Скороговорки.

1

4

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

1

5

 Выразительность речи. Многозначные слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов.

1

6

Конструирование образных выражений.

1

7

Точность речи. Синонимы. Антонимы.

1

8

Сопоставление родственных слов и синонимов.

1

9

Обобщение по разделу «Речь и её значение в жизни».

1

10

КВН «Говорите правильно»

1

2. Культура общения.

14

11

Как мы обращаемся друг к другу. «ТЫ и ВЫ»

1

12

Вежливое обращение.

«Слово это тоже поступок»

1

13

Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи.

1

14

Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.).

1

15

Разговор по телефону.

Культура общения через Интернет.

1

16

Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям.

1

17

Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

1

18

Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

1

19

Способы выражения просьбы. Вежливый отказ (в просьбе). Способы выражения согласия.

1

20

Приглашение, поздравление (устное и письменное).

1

21

«Мы – хорошие друзья». Культура общения.

1

22

«Культура общения». Изобрази и расскажи.

1

23

Общение в форме спора.

1

24

Какую речь хочется слушать?

1

Текст.

10

25

Тема текста и опорные слова. Заглавие текста.

1

26

Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

1

27

Определять тип текста в простейших случаях: устный (звучащий) – письменный; повествование, описание, рассуждение.

1

28

Деловое и художественное описание.

1

29

Творческие текстовые упражнения (преобразование в предложение и предложение в текст).

1

30

Газетно – публицистический стиль. Знакомство с основными газетно – публицистическими жанрами.

1

31

Сочинение заметок в газету.

1

32

Деловая игра: вёрстка газеты.

1

33

 "Простые слова". Театральное представление

1

Содержание дополнительной образовательной программы.

Программа состоит из трёх разделов.

  1. Речь. Техника и выразительность речи.
  2. Культура общения.
  3. Текст.

Речь. Техника и выразительность речи (10 часов).

       На занятиях проводится знакомство с  основными качествами речи: правильность, точность, богатство, выразительность.

Для тренировки техники речи (дыхания, голоса и дикции) учащиеся на первых занятиях знакомятся с основными требованиями к каждому компоненту техники речи, разучивают специальные тренировочные упражнения. В начале каждого занятия проводятся речевые гимнастики. Речевая гимнастика включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Большое внимание при проведении этих упражнений уделяется выразительности речи. Разучивания стихотворный текст, проводится работа по четкости произношения, соблюдения норм дыхания, голоса и дикции при чтении, а также яркого, эмоционального исполнения.

        В рамках данного блока предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, значение слова, многозначные слова, слова – «родственники», слова –  «друзья» (синонимы), слова, противоположные по значению (антонимы). При этом сообщение обучающимся минимума теоретических сведений не является самоцелью, а лишь средством, с помощью которого предполагается решение практических задач: формирование разнообразных лексических умений и навыков.

       Итоговым занятием данного блока является диспут «Какую речь хочется слушать?».

Культура общения (14 часов).

   Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Занятия, открывают детям разнообразный мир общения, знакомят с его формами (словесными и несловесными, устными и письменными, реальными и условными).      Ребятам предлагаются  речевые ситуации, построенные на игровом, занимательном материале, просто и доступно рассказать о целях и средствах общения людей. 

         

Текст (9 часов).

   Центральное понятием программы является «текст». Это объясняется тем, что задача формирования у детей полноценных умений в области построения текстов различных видов будет центральной, объединяющей все направления речевой работы. В программе предусмотрено знакомство с основными текстовыми понятиями: текст, тема и основная мысль текста, план текста, заголовок, а также с отличительными признаками текстов различных видов. На этой основе у учащихся формируются первоначальные текстовые умения и навыки.

    В программе – предусмотрено изучение разных сторон языка, формирование

      практических речевых умений и навыков в рамках каждой темы.

Литература.

1.Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.,1990.

           2. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- Саратов, 1983.

          3.Дубова Н.К. Дидактическая игра «Иду в гости» //Начальная школа. -
2001. -№11. -С. 93-94.          

4.Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. – Л., 1988.

           

Театральное представление

 "Простые слова"

Действующие лица

Гуся (маленькая гусеничка-девочка, аккуратная и вежливая)

Шустик (гусеничка-мальчик, шустрый, озорной, слегка встрепанный)

Кролик

Оформление зала

На сцене -  большое дерево, на ветвях которого  живут веселые гусенички.

Сцена 1

Звучит музыка, Гуся и Шустик появляются на дереве.

Гуся. Здравствуй, Шустик!

Шустик не отвечает.

Гуся. Здравствуй, Шустик! Ты почему мне не отвечаешь?

Шустик. А разве ты что-то спросила?

Гуся. Нет. Но я с тобой поздоровалась. И ты тоже должен поздороваться со мной.

Шустик. Почему?

Гуся. Потому, что это правило вежливости. Люди встречаются и говорят друг другу «Здравствуй!», то есть желают здоровья.

Шустик. А ты разве больна, чтобы желать тебе здоровья?

Гуся. Нет, здорова. Но если ты со мной поздороваешься, то есть пожелаешь еще больше здоровья, мне будет очень приятно.

Шустик. Ну, будь здорова!

Гуся. Да нет же, Шустик! «Будь здорова» говорят, когда кто-то чихает или когда прощаются, а когда встречаются, говорят «Здравствуй»!

Шустик. Тебя не поймешь - то ты хочешь быть здоровой, то не хочешь.

Гуся. Ну, конечно, хочу. Все хотят. Но сейчас мы говорим о вежливости. Не хочешь говорить «Здравствуй», скажи «Добрый день, Гуся!»

Шустик. А если идет дождик?

Гуся.  При чем здесь дождик?

Шустик.  При том, что если дождик, то день уже не такой добрый.

Гуся.  Ты мне совсем заморочил голову. Наверное, ты никогда не слышал о вежливых словах. А ведь это такие простые слова. Вот Кролик идет, посмотри, как он будет со мной разговаривать.

Мимо дерева проходит Кролик.

Гуся. Здравствуй, Кролик!

Кролик. Здравствуй, Гуся. Очень рад тебя видеть. Как твои дела?

Гуся. Спасибо, замечательно.

Кролик машет рукой и проходит дальше.

Шустик. За что ты ему сказала «Спасибо»? Разве он тебе что-то дал?

Гуся. Нет.

Шустик. Ну, вот, меня упрекаешь, что я не знаю вежливых слов. А сама все путаешь. «Спасибо» говорят, когда что-то получают. Вот ты мне сейчас дашь яблоко, а я тебе скажу «Спасибо».

Гуся. Не скажешь.

Шустик. Почему?

Гуся. Потому, что я тебе яблоко не дам. Это у меня вчера было яблоко. Но ты его съел. Безо всякого "спасибо"!

Шустик. Жалко. Я бы и сегодня съел. А что у тебя есть?

Гуся.  Чтобы съесть? Ничего. Зато у меня есть книжка с загадками. И если ты меня хорошо попросишь, я тебе дам ее посмотреть.

Шустик. Гуся, я тебя по-хорошему прошу - дай посмотреть книжку с загадками.

Гуся. Опять все не так! Не «Дай по-хорошему», а «Дай, пожалуйста, дорогая Гусечка». Понятно?

Шустик. Мне-то понятно...

Гуся. Что понятно?

Шустик. Понятно, что «по-хорошему» ты мне книжку дать не хочешь. И яблока у тебя тоже нет. А значит, мне с тобой говорить больше не о чем. Я пошел.

Шустик собирается уйти.

Гуся. Подожди, если уж ты собрался уходить, то скажи мне хотя бы «До свидания».

Шустик. Зачем?

Гуся. «До свидания» говорят, когда расстаются на какое-то время, а потом снова встретятся, то есть свидятся.

Шустик. Интересно, как мы с тобой можем не встретиться, не свидеться, если на одном дереве живем.

Гуся. Вот и чудесно. Как встретимся - будем говорить «Здравствуй», «Добрый день», а станем расставаться - попрощаемся, скажем друг другу «До свидания».

Шустик (вздыхает). А давай, Гуся, я тебе сейчас сразу семь раз скажу «Здравствуй» и семь раз «До свидания» - и все!

Гуся. Зачем так много?

Шустик (сердито). Что бы ты ко мне целую неделю не приставала со своей вежливостью.

Гуся отворачивается и всхлипывает.

Шустик. Эй, ты что, плачешь? Ты что, обиделась?

Гуся. Обиделась!

Шустик. Зря. Но если для тебя это так важно, я могу и каждый день по семь раз здороваться и прощаться.

Гуся. Ты хотя бы прощенья у меня попросить вежливо можешь?

Шустик. Запросто! Дорогая Гуся, прости меня, пожалуйста, я больше не буду. Ну, что - мир?

Гуся. Мир! Давай вместе смотреть книжку с загадками.

Шустик. Давай! А завтра я с тобой обязательно и поздороваюсь и попрощаюсь, только ты больше не обижайся и не плачь.

Гуся и Шустик начинают вместе рассматривать книжку с картинками.

Занавес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс

программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...

Рабочая программа "Школа вежливых наук" для 3 класса

Программа состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цель, содержание программы, формы работы, планируемые результаты, темы занятий....

Рабочая программа "Школа вежливых наук"

Младший школьный возраст-период,наиболее благоприятный в нравственном становлении личности...

Рабочая программа "Школа вежливости"

Рабочая программа "Школа вежливости". Пояснительная  записка.  3 кл. 2017 г. Внеурочная деятельность...