"Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика." Тема урока: "Свобода и ответственность"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный урок был проведён в 4 классе. Мне очень нравится модуль "Светская этика" в рамках курса ОРКСЭ. На этих уроках дети не только учатся, как себя правильно вести, как поступать в различных жизненных ситуациях, но и анализируют своё собственное поведение, делают выводы, исправляют ошибки. Я считаю, что материалы этих уроков можно использовать и на классных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoboda_i_otvetstvennost.doc | 58 КБ |
otnosheniya_otvetstvennosti.ppt | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Трудиловская СОШ»
Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.
Урок №10
«Свобода и ответственность»
Учитель: Михайлова Е.Г.
15.11.2012.
Цели: дать понятие «ответственность»,
развивать умение отличать ответственное поведение от
безответственного,
воспитывать нравственную личность
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. 4 класс»
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Свобода и моральный выбор». Кому вы рассказали о том, что узнали на уроке? С кем обсуждали эту тему?
- Давайте вспомним, что такое «свобода», «моральный выбор»
Ответы детей
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры
Ответы детей
Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно всё взвесить, подумать, потом принять решение
- Изучение нового материала
- Сообщение темы урока
- Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами
- Прочитайте, пожалуйста, тему урока
«Свобода и ответственность»
- Целевая установка
- Какие цели мы перед собой поставим?
Чтение в учебнике с.24
- Мы продолжим разговор о свободе, узнаем, какую ответственность несут люди, за что нужно нести ответственность
- Работа с высказываниями
- Давайте обратимся к «Мудрым мыслям»
Учебник с.25
СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ. Б.ШОУ
- Как понимаете данное высказывание?
Нести ответственность – дело не простое,
трудное, этому нужно учиться
ЧЕЛОВЕК ПО НАСТОЯЩЕМУ СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО В МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. П.ТИЛЛИХ
Каждый человек должен принимать такие решения,
которые не приносят вреда другим людям
- Работа с учебником
- Прочитайте 1 абзац статьи.
- Найдите, пожалуйста, что такое ответственность
Ответственность – это черта характера личности
и её действий, которая говорит о том, что человек
отвечает за собственный свободный выбор
- Как вы думаете, какие главные, ключевые слова в этом понятии?
Презентация (электронное приложение к учебнику) слайд №1
- Другими словами можно сказать, что ответственность – это необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках, а также обязанность отвечать за их возможные последствия
(запись понятия в тетрадь)
- Достигли ли мы нашей первой поставленной цели?
- Физкультминутка
- Работа в группах
- Прочитайте и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.
1 группа: Ответственность только за те поступки,
которые являются результатом его свободного выбора;
2 группа: Преднамеренность (заранее обдуманный,
умышленный поступок);
3 группа: Отдавать себе отчёт в последствиях
совершаемых действий
- Презентация 2-3 слайды
- Ребята, достигли ли мы с вами второй поставленной перед нами цели?
- Внутренняя обязанность человека
- Прежде, чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?»
- Как вы думаете, зачем каждый из нас должен уметь задавать себе эти вопросы?
Чтобы не совершать порочных поступков
- Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека. Она свидетельствует о его ответственности перед собой и другими людьми.
- Отношения ответственности
- Говоря об ответственности, важно уяснить, кто, перед кем и за кого или за что несёт ответственность.
- Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе
- Презентация. Слайды 4-6
- Определите отношения ответственности и заполните таблицу (самостоятельная работа)
Кто? | За что или за кого? |
Родители | |
Учителя | |
Дети | |
Ученики | |
Друг | |
Человек |
- Проверка заполнения при помощи презентации (Приложение 1)
- Вопросы и задания с.25
- Тестирование на компьютере (4 вопроса из раздела «Контроль»)
- Итог урока
- Легко ли быть свободным?
- Ответственный человек – какой он?
- Домашнее задание
- Прочитайте отрывок из рассказа В.А.Сухомлинского «Как воспитать в себе настоящего человека» и попробуйте ответить на вопрос: каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?
Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.
Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.
По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.
Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.
Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.
ВОПРОСЫ:
1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?
2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?
3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕСТКОЙ ЭТИКИ Модуль «Основы светской этики»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и сп...
Урок в 4 классе по изучению курса " Основы религиозных культур и советской этики".
Тема: «Добродетели и пороки» Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий. Задачи: -формирование представлений у младших школьников о ...