добро и зло
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ванюхина Татьяна Ивановна

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Основы светской этики

Класс: 4 класс

Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока: формирование этических и культурных ценностей  у школьника.

Задачи:

Предметные:

o        формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

o        формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

o        развивать познавательный интерес к предмету;

o        развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

o        развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

o        развивать творческие способности;

Воспитательные:

o        формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

o        формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

o        воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование: 

1. Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

2. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр.- М.:Просвещение, 2010

3. Электронное пособие к учебному пособию «Основы светской этики».

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель. Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

      Дружно за руки возьмемся

      И друг другу улыбнемся.

      Всем, всем добрый день

      И работать нам не лень.

Учитель. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

А хотите начать работать прямо сейчас?

 Дети. Да.

 Учитель. Садитесь, пожалуйста.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель. Добрый доктор Айболит,

                  Он под деревом сидит.

                  Приходи к нему лечиться

                  И корова, и волчица,

                  И жучок, и червячок,

                  И медведица!

 Учитель.  А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? (Ответы детей)

Учитель.  В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

ДОБРО                                ЗЛО

Учитель.  В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

3. Введение в тему урока

Учитель.  Я просила Вас найти в словаре  Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

Из словаря Ожегова

Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?

Сочинения «Кто такой добрый человек?»

Учитель. Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.)

Учитель. Конечно же, это добрые, теплые слова.

Учитель. Какие?

Дети. Доброго здоровья, счастливого дня, будьте добры.

4. Парная работа

 Упражнение «Пять добрых слов».

Дети предварительно делятся на группы по 5-6 человек.

Дети рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Учитель собирает листки и уже все вместе угадывают,  о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

5. Игра «Доскажи словечко»

Учитель. Давайте мы немного поиграем.

Учитель. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Учитель. И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... («добрый день!»)

Учитель. Растает ледяная глыба

От слова доброго ... («спасибо!»)

 Учитель. Когда бранят за шалости,

 Мы говорим: ... («прости, пожалуйста!»)

Учитель. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы: ... («спасибо!»)

Учитель. Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.

Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

Учитель. Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

6. Работа с пословицами

Учитель. Я предлагаем вам игру. Нужно собрать пословицы и поговорки

 Добро не умирает, а зло пропадает

 Добра желаешь, добро и делай

 Добро помни, а зло забывай

 Доброе слово лечит, а злое – калечит

Учитель. Выберите ту пословицу, которая пришлась вам по сердцу.

(Если какая-то пословица осталась невыбранной, её следует тоже объяснить)

Учитель. Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

7. Древняя китайская история (рассказ учителя)

ДОБРО БЕЗ УМА

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

8. Работа в группах.

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

•        расстроенная подруга плачет;

•        приятель в компании беззастенчиво врёт;

•        родители несправедливо сердятся;

•        девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

•        мальчишки играли в футбол и разбили окно;

•        брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

9. Работа на карточках.

Учитель.  Закончите предложение.

•        “Я могу простить другого человека, если ….”,

•        “Мне было одиноко, когда ….”,

•        “Я раздражаюсь, если …”,

•        “Я страдаю, когда ….”.

Ученик.

Спешите делать добрые дела,

Пока еще не склевана рябина,

Пока береста совести бела

Спешите делать добрые дела.

В колесах дружбы так привычны палки,

В больницах так медлительны каталки,

А щель просвета так порой мала,

А ложь святая  столько гнезд свила.

Спешите делать добрые дела

Учитель. «Спешите делать добро» – это изречение выбито на  памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

10. Рефлексия. Оценка.

Учитель. Наш урок подходит к концу.

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке. Не забывайте использовать слова…

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

11. Итог. Д / З

Учитель. Вместе с родителями составьте рассказ на тему: «Добро всегда побеждает зло»

Сегодня мы условно прошли дорогами добра и зла.

Музыкальное сопровождение  « Дорогою добра»

Учитель. Ребята, стремитесь к лучшему, к нравственной чистоте, совершенству. Познайте радость общения. Смотрите друг на друга по доброму, чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям

радость, добро. Наши добрые деяния в итоге составляют счастье. Желаю вам всегда по жизни идти только дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...