Здоровьесбережение в школе. Стратегия выживания.
статья на тему

Денисова Наталья Анатольевна

 Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. 

         Тема здоровьесбережения очень актуальна и заслуживает особого к ней внимания. Врачи установили, что среди школьников распространены близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия. Эти недуги стали называть «школьными болезнями».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Береги своё здоровье!51 КБ

Предварительный просмотр:

        Здоровьесбережение в школе.Стратегия

                                выживания. 

 Учитель начальных классов МОУ СОШ «Веста» 

г. Черноголовка  Московской области                                                                                          Денисова  Наталья Анатольевна      

   

                                                                            Девять десятых нашего                                      

                                                                    счастья зависит от здоровья.

                                                                                 Артур Шопенгауэр

                     

Растут учебные нагрузки. Объём информации, используемый в учебном процессе, может возрастать и никак не влиять на качество образования. Если дети с утра и до вечера сидят над учебниками - родители рады. Раз высокие требования, качество образования соответствующее. Меньше времени на подозрительный досуг.

Увы, здоровья это не прибавляет. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто. Педагоги осознают, что должны и могут сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врачи, к которым обращаются, когда уже слишком поздно. Ребёнка нужно полноценно подготовить к самостоятельной жизни. Формируя культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. Необходимо,  чтобы эффективная забота о здоровье реализовывалась каждодневно как в мелочах, так и общем укладе нашей жизни. Не нужно забывать, что здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия (  по определению экспертов ВОЗ).

               Тема здоровьесбережения очень актуальна и заслуживает особого к ней внимания. Ещё в 19 В. в результате наблюдений врачи установили, что среди школьников распространены близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия. Эти недуги стали называть «школьными болезнями».     

Существует ещё и учебный стресс – состояние, характеризующиеся снижением эмоционального и интеллектуального потенциала у школьника и ведущее в перспективе к заболеваниям и остановке личностного роста.

На психологическом плане при наличии учебного стресса наблюдается потеря интереса к процессу обучения, проявляется чувство скуки или раздражения, ученик может почувствовать беспомощность, у него появляются мысли о своей несостоятельности.

На физиологическом плане у учащегося может наблюдаться головокружение, легкая тошнота, зевота, поверхностное («собачье») дыхание, блуждающие боли (например, может болеть живот) и т.п.

Цель здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая помогала бы реализовывать базовые потребности школьника.

Понятно, что профессионально подготовленный педагог не может равнодушно относиться к сложившейся ситуации, поэтому перед учителями и руководителями образовательных учреждений встала необходимость в знакомстве со здоровьесберегающими технологиями и овладении ими.

Огромную помощь в освоении техник для поддержания психического, физического и духовного здоровья оказывает кафедра Человековедения и физической культуры ПАПО в лице к.п.н.,доцента кафедры В.В. Онишиной. Из многообразных упражнений всегда можно выбрать подходящее для данного момента. Было бы желание и понимание важности.

ТЕХНИКИ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

        Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Техники гимнастики мозга помогают настроиться на работу, решить сложную задачу. Во время их выполнения активизируются оба полушария головного мозга, что позволяет сделать задуманное более эффективным способом. Более того, после окончания работы ребенок не чувствует усталости, а все еще полон сил.

«Ленивая восьмерка»

       Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак бесконечности). Начинаем рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмерки - на уровне переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой.

Затем меняем руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Выполняем примерно минуту.

Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой). Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем упражнение приблизительно минуту.

В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс примерно от одной до пяти минут, но лучше столько, сколько хочется.

Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед чтением). Если работают два полушария мозга - усталость наступает не так быстро.

Упражнение можно выполнять и в тех случаях, если усталость уже наступила.

Данное упражнение хорошо помогает в профилактике зрения.

«Думательный колпак»

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей.         

Указательный палец - на внешней части ушной раковины. Большой палец - на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1 - 2 минуты. Массаж начинают сверху и идут вниз.

Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала: и идите опять сверху вниз.

Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.

«Перекрестный шаг»

Упражнение похоже на шаг на месте. Делаем движения одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняем упражнение 2 - 5 минут.

        Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.

       ТЕХНИКИ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

        Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.

        В техниках «Гимнастики мозга» есть упражнения, ведущие к расслаблению, релаксации. Они выполняются, если чувствуется, что ребята устали и им нужна передышка.

«Сова»

Ладонью правой руки помассируйте область шеи и плеча с противоположной стороны. Делайте такие сжатия ладонью, словно вы месите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движения птицы совы. Каждый нажим на плечо и легкий поворот головы совмещайте со звуком «Ух». Нажимать лучше посильнее, и не стоит удивляться, что, скорее всего, будет больно. Проделайте то же самое с другой стороны. Если кто-то есть рядом с вами, то попросите его для начала размять вам область плеч и шеи. Вы быстро почувствуете, что к голове бежит, словно какой-то холодок, через некоторое время вы обнаружите, что голова стала очень легкой и свежей. После этого упражнения хорошо работается.

. Учащиеся могут встать цепочкой друг за другом и массировать область плеч впередистоящему, во время выполнения техники можно ходить по кругу.

«Крюки Деннисона»

Положение  ног  - крест -накрест.

Положение рук  - руки вытянуть перед собой, повернуть друг к другу тыльной стороной, левая рука чуть идет вверх, соединить пальцы между собой,  вывернуть руки  в кольцо, образовавшееся на уровне груди. У вас получится крюк.

Глаза - поднять в потолок, веки закрыть.

Язык - кончик языка упирается в  небо.

Практически сразу вы можете ощутить, что ваше тело неустойчиво, вас может начать «болтать». Отнеситесь к этому спокойно. В таком положении  вы находитесь 1-3 минуты (до того момента, когда вы почувствуете, что ваше тело вновь обрело устойчивость).

Положение ног  - ноги  на ширине плеч.

Положение рук - перед собой на уровне живота, пальцы соединены «домиком» (т.е. пальцы одной руки упираются в те же пальцы на другой руке).

Глаза - глаза смотрят в пол, веки закрыть.

Язык - кончик языка упирается  в небо.

Это этап стабилизации. Вы находитесь в нем 1-3 минуты (до достижения состояния комфорта).

Данная техника может выполняться стоя, сидя, лежа.

Она может быть проделана с целью профилактики утром и вечером. Но основное её предназначение - использование непосредственно перед стрессом (контрольной работой, эстафетой и т.п.) или сразу после того, как произошло что-либо, оцениваемое вами как стресс (конфликт; неэффективное взаимодействие; устрашающее событие; собственные размышления, которые привели к внутреннему раздражению  или опустошению).

Если изначально известно, что ученика (или взрослого человека) ожидает какое-то значимое событие: экзамен, конкурс, олимпиада или какие-то важные изменения в личной жизни, то «Крюки Деннисона» можно делать до трех раз в день( в завтрак, обед и ужин). Психика делается устойчивой и помогает быть адекватным в сложной ситуации.

 ТЕХНИКИ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

«Ключ»

  • Нужно мысленно представить, что вы подняли свои руки над головой.
  • Затем реально отпустить свои руки, и они медленно начнут подниматься.
  • В момент подъема и на пике, когда руки будут наверху – вы будете ощущать сильное расслабление.
  • Попробуйте поднимать руки через стороны или перед собой, остановитесь на том варианте, который вам покажется более легким.

Техника потому и называется «Ключ», что для каждого человека вход в состояние «ключа» индивидуален (руки через стороны или перед собой).

Вот, в общем-то, и вся техника. Подробнее прочитайте о ней у Хейдара Алиева, который изобрел ее.1 Необходимо признать, что лучше этот навык осваивать под руководством преподавателя, но вы можете попытаться сами это сделать.

Психотехника «Ключ» дает нам сильное расслабление и практически мгновенно меняет наше актуальное состояние сознания.

Чтобы легче научиться данной технике, можно попробовать выполнить две промежуточные техники. Первую технику назовем «Сила воображения», вторую «Медленное движение». Они легче по процедуре и помогут снять внутренний барьер перед обучением «Ключу» за счет создания нового опыта. Кстати, их можно использовать и как самостоятельные техники.

«Сила воображения»

  • Соедините ноги вместе, поднимите правую руку в плоскости перед собой, доведите ее до уровня глаз, а затем закрутите руку вместе с туловищем максимально назад, за спину.

  • Запомните, где именно остановилась ваша рука.
  • Закройте глаза и мысленно проделайте те же самые действия, но только на этот раз мысленную руку продвиньте дальше на 20 – 30%.
  • Откройте глаза, поднимите физическую руку, закрутитесь вместе с туловищем. И посмотрите, что получится.

Физическая рука продвинулась на этот раз дальше, так же как и в мысленном образе!

                Обычно на учащихся это оказывает сильное воздействие, в самом деле, стоило только представить, что рука продвинулась дальше, и она продвинулась на самом деле. Именно на фоне такого подъема можно предложить ребятам выполнить технику «Ключ», пока они верят в свои силы.

        Существует ещё много полезных упражнений для сохранения здоровья школьников и учителей. Эта тема многогранна и интересна. И если обладать чувством юмора, воспитывать культуру здоровья, соблюдать требования СанПиНов, то можно достичь в школах позитивного результата.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка праздника по ОБЖ "Школа выживания"

Детство – начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленького человека пробудить стремление к умению защитить себя. Вопрос в том, как сделать так, чтобы дети не только хоте...

Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"

Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"....

Здоровьесбережение в школе.

Как в условиях школы помочь детям сохранить здоровье....

Здоровьесбережение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в школу для детей с тяж...

Презентация к проекту «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы».

Презентация к проекту «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы».Проект «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы&ra...

Проект "Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы"

Проект «Формирование компетентностей в области здоровьесбережения педагогов школы» нацелен на реализацию национальной инициативы «Наша новая школа», соответствует ФГОС.  П...

Здоровьесбережение в школе

Важной  задачей системы образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохра...