Статья
статья на тему
Педагогическии технологии при обучении с тяжелой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_6-7_dekabrya.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.
Федорова Ольга Викторовна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат (VIвида) №9
Калининского района Санкт-Петербурга
Последнее время особое внимание направлено на развитие специального обучения детей, имеющих сложную структуру дефекта, что диктует обществу пересматривать подходы в развитии и обучении детей данной категории. Создание определенных условий и образовательных программ для благоприятного развития, адаптации и социализации их в обществе. Интерес к этим вопросам никогда не оставался без внимания. Многие специалисты проводят множественные исследования, рассматривают вопросы диагностики и коррекции работы с этими детьми. На современном этапе развития актуальным являются разработки педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей со сложной структурой дефекта. Воспитание, обучение и развитие умственно отсталых детей является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой. Кандидат педагогических наук А. Р. Маллер писал о том, что «…гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью». В коррекционно-развивающем обучении много внимания уделяется вопросам изучения мотивов учебной деятельности детей с ОВЗ. В своих исследованиях Мирский Л., Пинский Б.И., Стадненко Н.М., Ушаков И.П. и др. подчёркивали значимость этой проблемы. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, у детей со сложной структурой дефекта все психофизические функции нарушены, что требует специального подхода в обучении. Большинство детей со слабой работоспособностью, пассивны, быстро устают, имеют низкую мотивацию к любой деятельности. Для детей со сложной структурой дефекта характерны слабо выраженный интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий, беспорядочность игры, отсутствие творческих замыслов. Умственно отсталые дети затрудняются назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с речью. Деятельность этих детей нуждается в постоянном стимулировании и контроле, так как возможно «соскальзывание» с правильно начатого выполнения задания. В процессе работы умственно отсталые часто отвлекаются, быстро утомляются. Они не умеют использовать предлагаемую им помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу.
Наша задача с помощью игры и под руководством учителя, создавая специальные условия, учитывая особенности детей вызвать интерес к обучению и усвоению программного материала. Для повышения мотивации ребенка, на мой взгляд является игровая деятельность. Игра позволяет реализовать
собственный потенциал каждого ребенка, способствует восприятию и изучению окружающего мира, что очень важно для ребенка при его развитии. Все эффекты игры опираются и оказывают благоприятное влияние на психофизическое развитие ребенка и становление его как личности. Обучение с элементами игры таким детям позволяет легче усваивать материал, выполнять инструкции учителя. Опираясь на игру, мы постепенно подводим детей к более сложному выполнению заданию и решению жизненных ситуаций, которые помогут в дальнейшем адаптироваться к определенным условиям в жизни. Главной задачей учителя и воспитателя и всех кто работает с ребенком, помочь создать условия для достижения поставленных целей при обучении без ущерба для здоровья и развития учащихся, атмосфера доверия и взаимодействия между педагогом и ребёнком. Любое занятие с детьми (индивидуальное, групповое) в целях достижения максимально педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения к нему со стороны ребёнка. Крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящейся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения. Первоклассникам со сложной структурой дефекта, переступившим порог школы, нужны добрые и близкие отношения. Маленький ребёнок принимает мир таким, каким он его видит. Помогите этому ребёнку! Любому ребёнку нужна вера в собственные силы и наша поддержка. Надежда на успех живёт в каждом из них. Таких детей в прямом и переносном смысле педагог ведёт за руку. В этом на помощь нам могут прийти различные технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Позволяют выполнить и ряд важных функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учения.
Ведущие принципы:
Общеметодические принципы, принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, индивидуализации и доступности, оздоровительной направленности. Все перечисленные принципы позволяют найти пути решения для достижения целей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. По мнению разных специалистов, дети, имеющие множественные нарушения нуждаются в новых разработках и адаптации методов при обучении, что позволит подготовить к самостоятельной жизни и социализации в обществе. При обучении таких детей требуется пересмотреть программные предметы с учетом специфики обучения и личных особенностей детей. «Чтение» требует адаптации текста для положительного восприятия и чтения, обучать чтению с помощью различных приспособлений, использование игр-имитаций опираясь на жизненный опыт учащихся и сохранные психофизические функции каждого ребенка. При письме использовать удобные письменные принадлежности для ребенка, ограничивать письмо от руки, а для некоторых полное его исключение, или замену упражнений на развитие мелкой и общей моторики рук. Математика требует использование наглядного и предметного материала, цветных ориентиров в пространстве, использование индивидуальных алгоритмов применение дидактических игр для более успешного материала (пирамидки, вкладыши, пазлы больших размеров). Способствовать обогащению активного и пассивного словаря учащихся, развивать функции речи, развивать понимание речи, простейших инструкций, использовать упражнения для коррекции звукопроизношения.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Только при правильной организации, при более тщательном комплектовании классов с учетом развития ребенка при поступлении в школу, более тщательной работы МПК , при соблюдении режимных моментов мы сможем обеспечить благоприятное развитие каждого ребенка. Несмотря на многочисленную работу всех специалистов в данном направлении проблема остается еще очень значимой. Требуется создание комиссий в школе при поступлении таких детей, которая позволит правильно подобрать маршрут обучения и развития ребенка с учетом его особенностей, создавать пункты психолого-педагогической помощи для родителей, это позволит родителям более легче решать проблемы, которые у них возникают и не быть один на один с ними.
Литература.
- Н.В. Бабкина «Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. М 2000г.
- И,М, Бгажнокова «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» М. 2012г.
- Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология» М. 1988г.
- М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий» М.2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...