Права и обязанности детей в семье
классный час (1 класс) по теме

1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.

        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

        3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

 практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_pravakh_rebenka.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема беседы: «Права и обязанности детей в семье»

Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.

        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

        3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

 практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход беседы:

1.Организационный момент

 -Добрый день, дорогие ребята!

-Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

-Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу.

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

-А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

2.Сообщение темы

 -А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.  

- Ребята посмотрите, какие красивые предложение  записаны на доске. (слайд 2)

 - Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорят эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим  детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки -  внукам,  и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры  одним словом? (Семья). Правильно.

3.Основной этап.

 -Сегодня мы с вами будим говорить о семье, о правах и правилах семьи.

- А как вы думаете,  почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

- Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья?  (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях  строятся на любви.

-Послушайте стихотворение «Как хорошо, что есть такое слово». (слайд 3)

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы ...

Если бы на Земле не было любви!»

- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре,  на улице и т.д.  А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это –  очень нужные и важные правила, без которых не  сможет существовать ни одна семья.

-Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье,   почему это происходит и как нужно поступать.

- Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы скажите подходящее слово - разрешается или запрещается 

 1).  С мамой дети должны жить,

       Ей цветы всегда дарить.

      Это   (разрешается).  (слайд 4)    

 2).    Я умею думать,

        Я умею рассуждать,

        Что полезно мне для жизни,

        То и буду выбирать.

         Это   (разрешается) (слайд 5)

 3).    Подарить ребенку жизнь

         Маме с папой      (разрешается) (слайд 6)

4).     Вот в углу стоит мальчишка,

         Плачет, надрывается.

          Бить, наказывать ребенка

         Строго   (запрещается). (слайд 7)

5).   Петь, рисовать и танцевать,

       Уроки в школе посещать,

       Свои таланты развивать.

       Это  (разрешается) (слайд 8)

-Итак, ребята, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок?

    Права ребенка в семье (слайд 9-15)

  • право на жизнь
  • право  бесплатно посещать школу.
  • право жить с родителями в любви, заботе и защите
  • право на защиту от насилия, жестокости
  • право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.
  •  право на имя, фамилию, отчество и принадлежность к стране.
  •  право на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

 

- Молодцы, все правильно назвали права.

-А знаете, где записаны эти правила?

- Все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».  Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и  взрослым, и детям.  (слайд 16)

-Сейчас, я вам буду читать отрывок сказки. А вы скажите, какие права нарушены.

1. - Матушка, сестры, можно и

мне хоть одним глазком

взглянуть на бал?

-Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?  (слайд 17)

- Какие права нарушены?

-Право на отдых, на игры, на праздники. (слайд 18)

2. Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.  (слайд 19)

-Как вы думаете, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?

-Какое права нарушены? (слайд 20)

3.- Сейчас же отопри дверь,-  прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!

 Дом поросенка – это крепость,-  сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. (слайд 21)

-Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама

-Право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. (слайд 22)

- А сейчас я  хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным  голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик?  (Дети высказывают свои мнения). 

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

- А сможете ли вы  назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять.

 Обязанности ребенка в семье (слайд 23- 26)

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не повышать и не кричать на взрослых
  • слушаться родителей

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить.  (Чтение текста учителем).

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок?

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

Молодцы, ребята!

4.Итог

-А теперь послушайте стихотворения, которые приготовили ребята из нашего класса:

                                                                                  Права, обязанности надо знать.

                                                                                  Не только знать, но соблюдать.

                                                                                  Тогда легко нам будет жить,

                                                                                  Играть, дружить и не тужить.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побидь,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки т, и у кошек тоже,

Без права на свете  жить на сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

-О чем мы сегодня говорили?

-А зачем они нужны людям?

- О чем мы сегодня с вами беседовали?  

-Какие права имеют дети?

-А какие обязанности?

-А зачем нужны они?

-Хорошо ребята, запомните права и обязанности и обязательно их соблюдайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Права и обязанности детей

права и обязанности детей...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Круглый стол "Права и обязанности детей в семье"

Этот материал поможет классному руководителю дать детям представления о правах и обязанностях в семье, научить практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей. Классный час поможет детям пон...

Проект Права и обязанности детей в семье

Научно-исследовательская работа...