Беседа с подростками "Не сбейся с пути..."
классный час на тему
В предложенной разработке рассматривается материал о том, как не пойти по неправильному жизненному пути, о поступках детей и последствиях, которые могут произойти, если нарушишь закон. Материал рассчитан для беседы с подростками 14-17 летнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_ne_sbeysya_s_puti.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной Беседа с подростками
Подготовила: Социальный педагог Чехонадских Л.Н. |
Оформление: Конвенция о правах ребенка, семейный кодекс, «Права и обязанности учащихся», «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Социальный педагог: Поговорим о ваших проблемах, о проблемах ваших сверстников.
Я познакомлю вас с некоторыми жизненными ситуациями, которые мы с вами разберем, чтоб не оказаться в подобных ситуациях.
Когда вы окончите школу и покинете родительский дом, то и ваше детство закончится и вам нужно будет самим выбирать, что хорошо, а что плохо. И дай вам бог, найти правильный путь, не сбиться с дороги, не пойти по преступному пути.
В детстве мы всегда чего-то боимся. То зубные врачи, то двойки по алгебре… Но мало кто из нас задумывался, что есть вещи и пострашнее. Оказаться на улице, например … Нет, вы только представьте! Ты один, и никому нет до тебя дела. И если тебя вдруг не станет, этого никто не заметит. Так можно жить не один год. И совсем не обязательно ты попадешь в то место, где наконец сможешь вспомнить свое детство с его нелепыми страхами. Это место люди назвали «приют». Само слово отдает нищетой и болью. Здесь не живут, а «ютятся». Только не говорите, что беспризорников нет, а все сироты коротают свое счастливое детство в благоустроенных домах. В одной только Москве беспризорников теперь 50 тыс. А сколько их по всей России! Говорят, после Великой Отечественной столько не было! Многие из беспризорников – так называемые социальные сироты – зачем-то из родного дома бежали… Что же заставляет их жить на вокзале или чердаке, что заставляет вымогать и грабить? Существует ли вообще это «что-то», что может толкнуть ребенка на такую жизнь?
У каждого беспризорника своя история. Наталья (жительница Подмосковья) оказалась на улице по воле матери, которая решила, что дочь мешает ей жить. Мать Наташи неоднократно вызывала врача и убеждала, что дочь просто психически ненормальная. И Наташа оказалась в психбольнице. Уколы и таблетки сделали свое дело. При первой возможности сбежала домой. Мать выбросила ей на лестницу одежду. Переодевшись, Наташа ушла. Чтобы как-то выжить, стала заниматься проституцией. Но взрослые «коллеги» не потерпели конкуренции: завели в подъезд, раздели и оставили в футболке… Наташа долго стучала во все двери, просила вызвать милицию. Приехал патруль. Ей дали чаю из термоса, набросили на плечи китель (зима ведь) и отвезли в приют с названием «Остов надежды».
А вот еще история…Жительница Украины покинула дом, так сказать, по идейным соображениям. Родители постоянно из-за чего-то ссорились. Все надоело, она решила уехать в Киев к тете. Но до тети она не добралась. Из затормозившей машины высунулась чья-то рука, втащили внутрь, резко закрылась дверца. В машине было 7 взрослых парней, они изнасиловали ребенка, а затем выбросили вон. Прохожий, молодой, хорошо одетый мужчина поинтересовался: не нужна ли помощь, а потом предложил пожить у него. Двое насильников (она это узнала) скоро были осуждены, остальные постоянно угрожали. Да и «спасителя» спустя два года совместной жизни тоже посадили. И снова улица…
- Вопросы к аудитории
1.Как вы думаете, можно ли было в этой ситуации не уходить из дома?
2.Кто, по вашему мнению, чаще бывает прав в возникших конфликтах – взрослые или дети?
3.Какие причины могут заставить покинуть дом?
Ужасно осознавать, что тысячи детей ежедневно оказываются в подобных ситуациях. А может быть, в этот самый момент кто-то делает роковой шаг на улицу… Но неужели беспризорники – это «достижение» только нашего времени? И такой беды на нашей земле не знали?
Еще в 1919г. после гражданской войны государство начало создавать для сирот трудовые колонии. Через два года Калинин подписывает постановление «Об улучшении жизни детей». Мы помним о романтических образах тех бедовых, чумазых сорванцов, знакомых нам по кино и книгам, их новая власть в 20-30-е годы победоносно расселяла по колониям и детдомам. Тогда с проблемой как-то справились. А сейчас… для беспризорных детей слово новое придумали – дромоман. Знаете ли вы, что это такое? Словарь толкует так: дромоман – это человек, склонный к перемещению, бродяга, бомж…
Как-то язык не поворачивается мальчугана лет 11-12 назвать таким словом. Кто же эти ребята и откуда? Что ищут? Бродяжничество – это страшная школа для начинающих воришек, грабителей, насильников…Именно в этой среде учатся жаргону, блатным привычкам. Здесь на руку наносится первая татуировка. Здесь на сердце ложится пятно, а душу поражает опухоль равнодушия и злобы. Здесь подросток встает на первую ступень лестницы, ведущей в никуда…Самое тяжелое в беспризорности: обыденность, повседневность. Но, прежде всего, ребенок беспризорным остается недолго, его быстро подберут «злые» руки, руки преступников…
Главная особенность преступлений несовершеннолетних – запредельная, выходящая за грани разумного, жестокость. Взрослый преступник, по крайней мере, задумывается о соответствии цели и средств к их достижению. Бандит с пушком на лице – другое дело – стукнуло в голову, схватился за нож. Утверждаться ему нужно не только перед собой, а еще и перед дружками.
Приведу несколько примеров. Впрочем, эти преступления совершили даже не беспризорники, а «домашние дети». В райотдел милиции Краснодарского края пришел мужчина. Он был на грани помешательства. Пропал его сын – пятиклассник Артур. Не пришел домой из школы. Поздним вечером под дверь квартиры подбросили письмо: «Хочешь увидеть Артура, гони 10 тысяч баксов». Через несколько дней вымогателя нашли – перед следователем шмыгал носом одиннадцатилетний оболтус. Рассказал так: с Артуром учился в одном классе, знал, что его родители не из бедных. Решил, что надо тряхнуть стариков. Как? Да очень просто. Как в кино. Артура заманили на берег реки, хотели припугнуть, да перестарались – удар молотком оказался смертельным.
Подобных случаев много. Один страшнее другого. Вот еще пример. Пятнадцатилетний мальчик пошел на «мокрое дело». Он убил друга. За что? Да попробовать хотелось: каково это - убивать. В милиции подсчитали: Тимофей нанес 52 удара ножом…Вывод психиатров однозначен – абсолютно вменяем, абсолютно здоров.
- Вопросы к аудитории
1.Как вы считаете, что заставило ребят в каждом случае пойти на преступление?
2.Должен ли закон относиться к малолетним преступникам:
а) более гуманно
б) более сурово
3.Какие преступления чаще всего совершают подростки? Раскаиваются ли они в содеянном?
Чем же мы объясним вспышку подростковой преступности, вспышку жестокости? Есть мнение психологов. Они говорят о так называемом страхе смерти. Это страх за свою жизнь, он как раз и вызывает озлобленность, жестокость, насилие. «Страх смерти» у детей и подростков сегодня высок. И они готовы за это мстить. Ничего удивительного! Что видим мы, часами просиживая у телевизоров? Насилие, жестокость, злобу. К чему это ведет, всем ясно. Вот сообщение из Красноярского края. Пару недель друзья крутили триллер и докрутились. Поймали шестилетнюю девочку и стали вытворять то, чему учил их монстр с телеэкрана… Психологи убеждены: не только после подобных фильмов, но и после определенного пошиба мультиков у подростков появляется страх, преодолеть который легче всего через насилие. Да вполне логичное обоснование, но нам-то оно кажется ненормальным…
1.А как считаете вы, могут ли такие фильмы спровоцировать на преступление?
2.Не испытывали ли вы синдром «страха смерти», позывы к жестокости? Если да, то как с этим бороться?
3.Как вы думаете, стоит ли вести контроль за телепрокатом, за тем, чтобы фильмы, подобные тому, который купил в Красноярске, не попадали в тираж?
По данным психологов и социологов, отсутствие культуры, художественного вкуса, неразвитость интересов – все это ведет к росту подростковой преступности. Сегодня мы говорим о тех подростках, которые стали преступниками в первую очередь потому, что были лишены домашнего тепла и уюта. Но не только от побоев, пьянства, разврата, голода становятся преступниками. Преступниками становятся и те, у кого дом – полная чаша, да и с родителями все нормально… Почему же и так называемые благополучные дети оказываются на скамье подсудимых?
В тот день они собрались, чтобы отомстить 13-летней Зинке. Семеро ребят в возрасте от 13 до 15, четверо мальчишек и три девочки, крепкая «компашка», которую возглавил 15-летний Игорь, между прочим, сын крупного ученого, кандидат в золотые медалисты. Зинке хотели преподать урок. Только и всего. Но все закончилось убийством. За что же 13-летнюю девчонку лишили жизни? Причина более чем прозаическая: Зинка принадлежала компании, где она стала «девчонкой для всех». Но однажды она нарушила правила веселой компании. 15-летний Игорь рассвирепел: «их девочка» не имеет права спать с другими. Он задумал месть. Она стояла на снегу без шубки и шапки. И молила только об одном: «Не убивайте!» Она еще верила, что они не пойдут до конца. Что оставят ей жизнь…»Мочи!» - крикнула 15-летняя Тамара, опасавшаяся, что Зинка их всех «заложит». Этот крик решил все. И было уже не разобрать, чей каблук или чья коряга бьет в Зинкин живот, в расквашенное, превращенное в кровавое месиво лицо, в голову, которую девочка безуспешно прикрывала руками… Потом они закопали труп в сугроб и пошли на дискотеку. Развеяться, потанцевать, снять напряжение. В их компании подобрались дети бизнесменов, начальников, на худой конец, экономистов. Крутые ребята, упакованные в импортные шмотки, имеющие дома полный набор западного комфорта, успевшие побывать в Лондоне и «для языковой практики» отдохнувшие на Канарах и на Кипре…
1.Как вы думаете, что же заставляет таких молодых людей идти на преступление? Чего им не хватает в жизни?
2.Кто виноват в том, что они становятся такими?
3.Что оградило их душу столь непроницаемой и плотной стеной, что через нее не просочится даже состраданию и сочувствию?
Каков же вышел у нас портрет малолетнего преступника? Я нарисую его. Каждый третий подросток из числа совершивших преступление проживал или проживает в семье, где есть ранее судимые преступники, каждый второй – в неполной семье, т.е. все они обделены родительской любовью, вниманием.
И еще. Часто юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, весьма активно стремятся вину за свое грехопадение возложить на окружающих: «Меня, мол, плохо воспитывали, вот я и стал таким». И ни слова о собственной вине, осознания ответственности за свои поступки тут не дождаться. Может, и верно? Во всем виновато холодное окружение?
Где-то я прочитала следующее: «Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, если уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои проступки отвечает сам человек!»
Но не стоит закрывать глаза и на тех, кто становится вольным или невольным подготовителем детских или юношеских преступлений. Как же быть, например, с теми, кто создает детям такие условия, что они бегут из дома? Федор Михайлович Достоевский однажды написал слова, которые очень часто повторяют: «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка».
В наше сложное время появилась Конвенция о правах ребенка. В 1990г. этот документ был подписан нашей страной. Прежде всего, эта конвенция гарантирует ребенку право на жизнь, обязывает родителей заботиться о детях, защищает ребенка от экономической и другой эксплуатации.
- Вопросы
1.Как вы считаете: подписание этой конвенции улучшило положение ребят из группы риска?
2.Что надо делать, чтобы положения конвенции стали внутренним ориентиром в жизни взрослых?
3.Как изменить положение в ближайшие годы?
- ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Подумайте, пожалуйста, над вопросами:
1.Как вы думаете, почему дети оказываются на улице? Кто в этом виноват?
2.Как вы считаете, что толкает ребенка на преступление?
3.Что вы слышали о синдроме страха смерти?
4.Знакомы ли вы с Конвенцией о правах ребенка?
5.Как вы думаете, необходимо ли сегодня защищать права ребенка?
6.Кто, по вашему мнению, чаще бывает прав в возникших конфликтах – взрослые или дети?
7.Какие причины могут заставить покинуть дом?
8.Что заставляет детей пойти на преступление?
9.Должен ли закон относиться к малолетним преступникам:
а) более гуманно
б) более сурово?
10.Какие преступления чаще всего совершают подростки?
Раскаиваются ли они в содеянном?
11.Чем объяснить вспышку подростковой преступности, вспышку жестокости?
12.Как вы считаете, могут ли фильмы спровоцировать на преступление?
13.Не испытывали ли вы позывы к жестокости? Если да, то как с этим бороться?
14.Как вы думаете, стоит ли ввести контроль за телепрокатом, за тем, чтобы фильмы «рекламирующие», не попадали в тираж?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на тему: «Остановочный и тормозной путь транспортных средств»
Воспитательское занятие. Беседа на тему: "Остановочный и тормозной путь транспортных средств"...
Беседа для родителей "Путь к сердцу ребёнка"
Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить ее нравственные основы....
Беседа для классного часа в 3 классе по теме "Беседа о Конституции России"
Данная беседа для учеников 3 класса....
Беседа «Путь к Победе» (Великая Отечественная война в произведениях художников)
Беседа о Великой отечественной войне на примере произведений живописи...
Беседа на тему: ЗОЖ для детей младшего дошкольного возраста «Закаливание – путь к здоровью»
Беседа на тему: ЗОЖ для детей младшего дошкольного возраста «Закаливание – путь к здоровью»...
Беседа "Мой безопасный путь в школу".
Формирование личности безопасного типа; профилактика ДТП, негативных ситуаций на улице, рассмотрение возможные подходов в школу, опасные места; формирование психологической устойчивости к ...
Формирование личности детей путем этических бесед
Воспитатель стремится в своей каждодневной работе вызвать у каждого ребенка осознанное отношение к своей нравственной ценности, умению жить среди людей....