рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс "Основы светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse.docx | 92.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Яснополянская СОШ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
директор школы зам. директора по УВР на заседании МО
____________/Злоказова И.Я./ ___________/Шумакова И.В./ протокол № ___1___
"_____"_______20_г. "_____"_______20_ г. "_____"_______20_ г.
Рабочая учебная программа
по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
для обучающихся 4 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы» и программного курса «Основы светской этики»
Учитель начальных классов Стеблева Н.С.
2013 год
Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в обязательную часть образовательной программы начального общего образования определяется нормативными документами федерального и регионального уровней:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года
- План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- Приказ МОиН РФ от 31 января 2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ МОиН РФ от 1 февраля 2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 9 марта 2004г. №1312».
- Приказ МОиН РФ от 27 декабря 2011г. №2885, зарегистрирован Минюстом России от 21 февраля 2012г., рег. №23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
- Приказ МОиН Челябинской области от 13 февраля 2012г. №01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- Приказ МОиН Челябинской области от 24 февраля 2012г. №24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования ОУ Челябинской области на 2012-2013 учебный год».
Таким образом, в 2013-2014 учебном году учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»реализуются в 4 классе начальной школы в объёме 34 часа (1 час в неделю) в течении всего учебного года.
В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучается в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» один из модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом
многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. Учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и при общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок. Как подчеркивают психологи, без систематического повторения нельзя прочно и надолго запомнить учебный материал, всего лишь один раз изложенный учителем и хорошо понятый учащимися. Как известно, в основе памяти находится не механическое запоминание, а мыслительный процесс. Поэтому важно для запоминания отсроченное, повторное уяснение содержания и смысла материала. Именно такой подход, наряду с предыдущими рекомендациями, даст положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Особенности курса
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. В целях повышения эффективности работы учителя и сокращения затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики».
Требования к результатам обучения
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ниже приводится тематическое планирование в соответствии с учебником: «Основы светской этики. 4 класс» (авт. М.Т. Студеникин).
Учебно-тематический план по предмету «Основы светской этики 4 класс».
Класс 4
Учитель Стеблева Наталья Станиславовна
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе государственной программы курса «Основы светской этики». М.Т. Студеникин. 4 класс. 2010г.
Учебник: Основы светской этики. 4 класс. М.Т. Студеникин.- М.: «Русское слово», 2012г.
Рабочая тетрадь по этике для учащихся 4 класса. ВИПКРО, Владимир, 2013г.
Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 34 часа (из расчёта 34 недели обучения)
По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа (из расчёта 34 недели обучения)
- Количество часов по авторской программе – 1 ч. в неделю, 17 часов (из расчёта 17 недель обучения во 2 полугодии)
- Количество часов по рабочей программе - 1 ч. в неделю, 34 часа (из расчёта 34 недели обучения)
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, отличное от авторской программы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов | |
По программе курса «Основы светской этики». | По Рабочей программе | ||
1. | Введение. | 1 | 1 |
2. | Россия – Родина моя. | 1 | 2 |
3. | Этика и этикет. | 1 | 2 |
4. | Вежливость. | 1 | 2 |
5. | Добро и зло. | 1 | 2 |
6. | Дружба и порядочность. | 1 | 2 |
7. | Честность и искренность. | 1 | 2 |
8. | Гордость и гордыня. | 1 | 2 |
9. | Обычаи и обряды русского народа. | 1 | 2 |
10. | Терпение и труд. | 1 | 2 |
11. | Семья. | 1 | 2 |
12. | Семейные традиции. | 1 | 2 |
13. | Сердце матери. | 1 | 2 |
14. | Правила твоей жизни. | 1 | 2 |
15. | Праздники народов России. | 1 | 3 |
16. | Защитники Отечества. | 1 | 1 |
17. | Итоговое повторение. | 1 | 1 |
18. | Творческие работы учащихся. | - | 2 |
Итого | 17 | 34 |
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены тесты и проекты, предусмотренные Примерной и Авторской программами.
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Тесты | - | - | - | 1 | 1 |
Проекты | 1 | - | 1 | 1 | 3 |
Календарно – тематическое планирование по курсу 4 класс
№ урока | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | Дата | ||
общеучебные | метапредметные | личностные | |||||
1 | Вводный урок. Введение в предмет. | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знать с общественные нормы нравственности и морали. Расширить первич-ное представление о родном крае, о Роди-не. Показать значе-ние Родины в жизни человека. | Р. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение началь-ными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. П. Готов-ность к нравственному самосовершенствованию, духов-ному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирова-ние первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. К. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. Р. Усвоение правил работы с учебником. П. Чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. К. культурное и вежливое общение в коллективе. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование семейных ценностей; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них | Урок вводный. Текущий контроль: устный рассказ, работа в парах. | 3,09 |
2 | Россия – Родина моя. | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать про-читанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. | Урок первичного изучения и закре-пления новых знаний. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот» | ||||
3 | Россия – Родина моя. | Урок закрепления новых знаний. Творческая работа «Составление предложений со словами президент, духовные ценности» | |||||
4 | Этика и этикет. | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Знать с общественные нормы нравственности и морали. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам. | Урок комбиниро-ванный. Творческая работа «Составление предложений со словами культура». | |||
5 | Этика и этикет. | Урок комбиниро-ванный. Творческая работа «Составление предложений со словами культура». | |||||
6 | Вежливость. | Знать историю развития представлений человечества о вежливости, основы светской морали, понимать значение вежливости в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Р: определение правил отработки терминов и понятий. П: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. К: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета. | Компетентность осоз-нанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома. | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. | |
7 | Вежливость. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |||||
8 | Добро и зло. | Понимать и сопереживать чувствам других людей. Знать правила разговорной речи: громкость голо-са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявлеть тактичность и сдер- жанность в споре. Заботиться о родных и близких. | Р: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. П: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. К. художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение пра-вил разговорной речи. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях. | Иметь представление о понятиях: добро,доброта, забота, щедрость, зло, жадность, тактичность, сдержанность, благо-желательность,бездушие.Уметь выявлять элементы обще-человеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить поня-тия с определениями; соотносить текст с ри-сунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. | |
9 | Добро и зло. | Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа в парах «Выписать 2-3 предложения, которые показа-лись особенно важными» | |||||
10 | Дружба и порядочность | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей. | Р: разработка правил работы в парах. П: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. К: работа в парах; определение правил со-ревнования команд. | Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу. | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядоч-ность, доверие,честность, трудолюбие, бескорыс-тие, справедливость, ответственность. Со-блюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжела-тельность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. | Урок введения новых знаний. Фронтальный опрос. | |
11 | Дружба и порядочность | Урок закрепления новых знаний. Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения дружбы и порядочности, подчеркнуть их» | |||||
12 | Честность и искренность. | Уметь критически осмысливать свои поступки, сравни-вать, сопоставлять, анализировать. Вырабатывать по-требность быть честным и объек-тивным в оценке своих действий и поступков. | Р: при помощи учителя опреде-ление нравственных принципов собственного развития. П: со-ставление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. К: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. | Критически осмысли-вать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. | Иметь представление о понятиях: честность, искренность,правдивост,тактичность, репутация, закон. Уметь сравни-вать и сопоставлять; критически осмысли-вать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом | Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». | |
13 | Честность и искренность. | Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | |||||
14 | Гордость и гордыня. | Раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали-зация межпред-метных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком | Р: определение правила состав-ления схемы. П: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстра-циями учебника. К: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами | Проявлять порядоч-ность и скромность, гордость за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художествен-ного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скром-ность, тщеславие. Уметь проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня | Урок комбиниро-ванный. Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о гордости человека. | |
15 | Гордость и гордыня. | Урок комбиниро-ванный. Самостоятельная работа «Составить предложение со словом гордость» | |||||
16 | Обычаи и обряды русского народа. | Раскрытие межпред-метных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уваже-ния к традициям своего народа. | Р: с помощью учителя определе-ние принципов выявления межпредметных связей. П: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музы-ки; составление плана изучения нового. К: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями | Подобрать нужные по-словицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения | Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебни-ка; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. Просмотр фильма «Морозко» | |
17 | Обычаи и обряды русского народа. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
18 | Терпение и труд. | Знать основы само-обслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | Р: определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики. П: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. К: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям | Реализация меж-предметных связей с музыкой,технологией литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеуст-ремленности и деловитости ответственности за порученное дело, уважения к людям труда. | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь заниматься самообслу-живающим трудом; выполнять порученное дело, практические зада-ния; бережно относить-ся к материальным и духовным ценностям; давать определения по-нятий. | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. | |
19 | Терпение и труд. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
20 | Семья. | Уметь соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывать жиз-ненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к ро-дителям, членам семьи, к близким людям. | Р: правила анализа текстов по выявлению разумных потребнос-тей. П: ответы на вопросы анке-ты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. К: дружеское общение, взаимопо-мощь учеников в ходе подго-товки фотовыставки, древа родословия. | Проявлять взаимопо-мощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. | Иметь представление о понятиях: род, семья, родословие, фамилия, христианство, христиане. Уметь проявлять взаимопомощь, стреми-ться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потреб-ностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. Фотовыставка, аппликация. | |
21 | Семья. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная работа, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
22 | Семейные традиции. | Сохранять дружес-кие взаимоотноше-ния в семье. Интере-соваться историей семьи, семейными традициями. | Р: определение задач по выявле-нию и сохранению традиций. П: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа. К: правила выступления с сообщени-ями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр. | Поддерживать друже-ские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; со-отнести части пословиц. | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь поддерживать друже-ские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия поня-тий, дать их определе-ние; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение. | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. | |
23 | Семейные традиции. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
24 | Сердце матери. | Уметь ценить и дорожить великим даром общения, уметь чутко, внима- тельно и уважитель-но относиться к своим близким, к маме. | Р: определение правил изучения общечеловеческих норм. П: вы-полнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и вы-деление основных идей; опреде-ление частей речи; работа с ан-кетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко». К: определение правил работы в группах. | Анализировать рас-сказы для детей; учас-твовать в классных играх. | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь проявлять вни-мательное и уважитель-ное отношение к своим близким, к маме; анали-зировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; струк-турировать учебный материал по предложен-ному плану. | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. | |
25 | Сердце матери. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
26 | Правила твоей жизни. | Уметь замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь под-сказки взрослых. Вы-полнять основные правила поведения учащихся на улице, дороге с целью пре-дупреждения детс-кого дорожно-транс-портного травматиз-ма. Владеть этичес-кими нормами пове-дения в школе, дома, на улице, вниматель-ное, чуткое отноше-ние к своим близким. | Р: составление практических за-даний по решению жизненных ситуаций. П: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, бесе-да по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций К: определение правил работы в командах. | Умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома соб-людать распорядок дня; выполнять пра-вила личной безопас-ности. | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь выполнять требования соблюдения дисципли-ны; заниматься само-обслуживанием; поддер-живать чистоту в школе и дома; соблюдать рас-порядок дня; выполнять правила личной безопас-ности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок. | Урок комбиниро-ванный. Фронтальный опрос. | |
27 | Правила твоей жизни. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
28 | Праздники народов России. | Знать новое о жизни разных народов, ува-жительно относиться к любой религии. Владеть чувством радости от общения с людьми, чувством бескорыстного, ува-жительного, терпи-мого отношения к людям любой нацио-нальности и религии. | Р: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. П: ана-лиз нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах. К: развитие культуры поведения на праздниках. | Выполнять правила поведения на праздни-ках; проявлять чувст-во уважительного, тер-пимого отношения к людям, к их религии; соблюдать празднич-ный застольный этикет. | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совес-ти. Уметь выполнять правила поведения на праздниках; пользовать-ся справочниками и словарями. | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Фронтальный опрос. | |
29 | Праздники народов России. | Урок комбиниро-ванный. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||||
30 | Праздники народов России. | Урок комбиниро-ванный. Подбор иллюстративного материала. | |||||
31 | Защитники отечества. | Уметь находить в тексте знания этичес-кого характера, знать основные правила этикета. Уважитель-но относиться к защитникам Оте-чества, ветеранам ВОВ, испытывать чувство гордости за своих предков, жерт-вовавших собой во имя свободы и неза-висимости Родины. | Р: основы составления простого и сложного плана. П: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васне-цова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К. Жукову; с изобра-жением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слуша-ние музыки и рисование. К: осно-вы фронтальной и групповой работы в классе. | Проявление уважите-льного отношения к защитникам Отечест-ва, ветеранам ВОВ. Умение подготовить сообщение о патрио-тах России; опреде-лять значение крас-ных дат календаря; на-ходить в тексте детс-ких произведений зна-ния этического характера. | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ 1945–1945 гг.; под-готовить сообщение о патриотах России; опре-делять значение красных дат календаря; планиро-вать и контролировать учебные действия, офо-рмлять и представлять результаты труда, оцени-вать свою деятельность. | Урок комбиниро-ванный. Подбор иллюстративного материала. | |
32 | Итоговое повторение. | Знать и уметь уча-щихся по курсу. Обо-бщать и система-тизировать знания по курсу этики и этикета. Восприни-мать и усвоить курс этики в 5 классе. | Р: составление тестового зада-ния. П: выполнение заданий тес-тового характера, ответы на воп-росы, соотнесение пословицы с темой. К: основы работы в парах и группах. | Владения основами этики и этикета: зна-ние понятий и опре-делений, соотнесение определения с поняти-ями, пословиц с изуче-нными темами; вы-полнение тестовых за-даний. | Иметь представление о понятиях: основное соде-ржание учебника, важне-йшие понятия. Уметь ответить на вопросы, со-отнеся определения с по-нятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. | Урок повторительно-обобщающий. Тест. | |
33 | Творческие работы. | Урок повторительно-обобщающий. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | |||||
34 | Творческие работы. | Урок повторительно-обобщающий. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. |
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебное оборудование
1. М.Т. Студеникин Учебник «Основы светской этики» 4 класс, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год.
2. М.Т. Студеникин «Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики»», 4 класс М., «Русское слово», 2013 год.
Информационные материалы
(программно-методическое обеспечение)
1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс. М., «Русское слово», 2011 год.
2. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Книгу для учителя. Методическое пособие к учебнику 4 класса «Основы светской этики». М., «Русское слово», 2011 год.
3. Е.В. Золотухина-Аболина «Основы светской этики» книга для учителей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2013 год.
4. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011г.
Методы обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
-Технологии развивающего обучения.
Принципы обучения:
- Принцип научности обучения
- Связи теории с практикой
- Системности
- Принцип сознательности и активности в обучении
- Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
- Принцип наглядности
- Доступность обучения
- Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы (проекты)
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний
- урок-закрепление знаний
- урок-повторение знаний
- урок – игра
- проверка знаний
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сформируются:
• основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• семейные ценности;
• гуманистические и демократические ценностные ориентации;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Будут готовы:
• к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Освоят:
• начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Критерии оценивания
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Ресурсы Интернета
- Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
- Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
- «Общий текст» (www. text. net. ru.)
- Олимпиада для младших школьников: русский язык.
(условия проведения олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)
Наряду с этими используются следующие Интернет-ресурсы:
- Нацпроект «Образование» – Режим доступа : http://mon.gov.ru./proekt/ideology.
- Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
- Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
- Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
- Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
- Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
- Экспозиционный экран;
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программ по ОРКСЭ.
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка, как неоднократно подтверждала школьная практика, обеспечивает мне возможность выявить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала, а также эффективность применяемых методов и приёмов обучения, ввести коррективы в методику.
Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
Для проверки предметных УУД в рабочей тетради к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» предлагается итоговое задание. Оно содержит работу в виде тестов. Выполнение итоговой работы позволит закрепить и систематизировать полученные знания.
Для проведения тестовой работы в тетради предложены критерии оценивания. Каждое задание оценивается в 5 баллов. Таким образом, для некоторых тестовых работ максимальное количество баллов – 35 (100%).
35-34 балл (97-100%) – оценка «отлично»;
33-28 баллов (77-96%) – оценка «хорошо»;
27-20 баллов (50-76%) – оценка «удовлетворительно»;
Менее 20 баллов – оценка «неудовлетворительно».
Итоговое занятие
- Открой содержание учебника. Определи, какой афоризм (высказывание) к какой теме относится. Подчеркни в афоризме ключевое слово.
Афоризмы | № темы учебника |
Нравственность – это разум сердца. (Генрих Гейне, немецкий поэт) | |
Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. (Константин Дмитриевич Ушинский, педагог) | |
Без истинной дружбы – жизнь ничто. (Цицерон, древнеримский оратор) | |
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. (Лев Николаевич Толстой, русский писатель) | |
Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. (Вольтер, французский писатель) | |
Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель Сервантес, испанский писатель) | |
Обычай старше (сильнее) закона. (Русская пословица) | |
Честность есть простейшее выражение принципа правды. (Сэмюэл Смайлс, английский писатель) | |
Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. (Эмиль Золя, французский писатель) | |
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (Антон Павлович Чехов, русский писатель) | |
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. (Иоганн Гёте, немецкий поэт) | |
В семейной жизни главное – терпение. (Антон Павлович Чехов, русский писатель) | |
Самые лучшие праздники – те, что происходят внутри нас. (Фредерик Бегбедер, французский писатель) | |
Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах, - долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины. (Василий Александрович Сухомлинский, педагог) | |
Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери. (Максим Горький, русский писатель) |
- Открой содержание учебника. Определи, какая пословица к какой теме относится.
Пословицы | № темы учебника |
Где родился – там и сгодился. | |
Гордость прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их. | |
Лучше матери друга не сыщешь. | |
Первое дело в жизни – служить Отчизне. | |
С поклону голова не заболит. | |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | |
Не красна изба углами, красна пирогами. | |
Доброе дело само себя хвалит. | |
Жениху да невесте сто лет, да вместе. | |
Честное дело не таится. | |
Всякая душа празднику рада. | |
Не оставляй друга в беде. | |
Вся семья вместе, так и душа на месте. |
- Выбери из списка понятия, соответствующие определениям, и заполни таблицу. Какое из понятий относится к этикету? Подчеркни его.
Понятия: грубость, манеры, вежливость, сочувствие, уважение, ответственность, жертвенность, сотрудничество, честность, верность, человеколюбие, доброта.
Определения | Понятия |
Умение уважительно и тактично общаться с людьми, доброжелательное к ним отношение. | |
Оскорбление достоинства окружающих людей, проявляющиеся в неуважении, развязности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. | |
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. | |
Внешние формы поведения человека; бывают хорошие или дурные. | |
Любовь к людям, гуманность. | |
Надёжность, преданность друзьям, семье, стране. | |
Готовность пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела. | |
Почтительное отношение к другим людям, их мнению. | |
Работа вместе с другими людьми для достижения общих целей. | |
Готовность помогать людям, сопереживать страданиям и бедам других людей. | |
Способность отвечать за собственные действия и поступки. | |
Правдивость, искренность, отсутствие обмана. |
- Найди и закрась цветом «зашифрованные» слова. Составь рядом подобное задание для соседа по парте.
абскромностьм | ||
песемьямамабж | ||
мятрадицияпля | ||
кародиназемляц | ||
сурепутацияиад | ||
жэтикаэтикетча | ||
супраздникжом |
- Выполни тестовые задания. В конце правильного ответа поставь знак «+».
- Кто первым здоровается при входе в помещение?
- Младший по возрасту;
- Тот, кто входит.
- Кто при встрече подаёт первым руку?
- Старший подаёт руку младшему;
- Женщина – мужчине.
- Мальчик и девочка входят в помещение. Кто входит первым?
- Мальчик
- Девочка.
- Если опоздал в кино, нужно ли искать свои места?
- Да, нужно;
- Необходимо сесть на ближайшие свободные места.
- Кто первым входит в общественный транспорт?
- Мальчик;
- Девочка.
- Именинник получил подарок. Как он должен поступить?
- Посмотреть подарок и поблагодарить;
- Отложить подарок в сторону.
- Напиши ответы на вопросы. Обменяйся тетрадями с соседом по парте и проверь выполнение задания.
- Модно ли звенеть ложкой, размешивая сахар в чашке с чаем? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему нельзя есть с ножа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое десерт?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Игра ««Да» или «Нет» - соблюдай этикет». Согласен ли ты со следующими утверждениями? Напиши «да» или «нет».
- Кладу рукой ломтик лимона в чашку. (____________)
- Беру булочку руками. (_______________)
- Сливочное масло намазываю ножом. (________________)
- Наливаю компот в стакан. (______________)
- Подаю для торта чайную ложечку. (____________)
- Подаю кофе в чашке без блюдца. (__________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...