Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.
статья по теме
ЛунеговаИ.В., учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №4»г.Пермь
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
ФГОС предъявляет требования к знанию-компетентности, такие, как:
- разнообразие знаний – разные знания о разном;
- гибкость - и содержание и связи могут меняться с появлением новой информации;
- быстрота актуализации;
- возможность применения в широком спектре ситуации;
- выделение ключевых элементов;
- владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»);
- наличие знания о собственном знании.
Исходя из требований современного образования, мы выделяем перечень ключевых компетентностей:
- общекультурная;
- коммуникативная;
- организационная;
- исследовательская;
- ценностно-смысловая;
- информационная.
Одной из наиболее важных нам представляется информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы формирования информационной компетентности состоит ещё и в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Информационная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.
Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.
Наша роль – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.
Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приёмами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся затрудняются понять текст учебника без объяснения учителя. Это означает, что у них не сформировано умение размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание темы, иллюстрации, схемы, модели и данные таблиц. Есть отдельные учащиеся, не умеющие бегло и осмысленно читать учебный текст даже в старших классах.
Наша задача в том, что бы помочь ученику решить эту проблему разными формами и способами организации работы с источниками информации: учебником, учебными пособиями хрестоматиями, словарями, энциклопедиями, электронными учебными изданиями.
Проводить работу с текстом возможно практически на каждом уроке, исходя из его задач. Задания надо предлагать по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике. Труднее выполняются задания на перенос знаний, сравнение, анализ информации, помещённой в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объём учебного материала велик.
Работу с текстом на уроках мы проводим согласно принципу дифференциации по 3 уровням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_novaya_statya.doc | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.
ЛунеговаИ.В., учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №4»г.Пермь
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
ФГОС предъявляет требования к знанию-компетентности, такие, как:
- разнообразие знаний – разные знания о разном;
- гибкость - и содержание и связи могут меняться с появлением новой информации;
- быстрота актуализации;
- возможность применения в широком спектре ситуации;
- выделение ключевых элементов;
- владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»);
- наличие знания о собственном знании.
Исходя из требований современного образования, мы выделяем перечень ключевых компетентностей:
- общекультурная;
- коммуникативная;
- организационная;
- исследовательская;
- ценностно-смысловая;
- информационная.
Одной из наиболее важных нам представляется информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы формирования информационной компетентности состоит ещё и в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Информационная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.
Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.
Наша роль – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.
Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приёмами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся затрудняются понять текст учебника без объяснения учителя. Это означает, что у них не сформировано умение размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание темы, иллюстрации, схемы, модели и данные таблиц. Есть отдельные учащиеся, не умеющие бегло и осмысленно читать учебный текст даже в старших классах.
Наша задача в том, что бы помочь ученику решить эту проблему разными формами и способами организации работы с источниками информации: учебником, учебными пособиями хрестоматиями, словарями, энциклопедиями, электронными учебными изданиями.
Проводить работу с текстом возможно практически на каждом уроке, исходя из его задач. Задания надо предлагать по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике. Труднее выполняются задания на перенос знаний, сравнение, анализ информации, помещённой в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объём учебного материала велик.
Работу с текстом на уроках мы проводим согласно принципу дифференциации по 3 уровням.
- Поисково-репродуктивная работа.
- комментированное чтение;
- ответы на вопросы к темам урока;
- заполнение таблиц, чертежей, моделей;
Например:
Работа над темой: Движение по числовому лучу.
Учитель:
Определите координаты точек: А, Б, С, Д координатного луча. Найдите расстоян66 +ния АБ, БС, ВД.
На числовом луче поставлены точки: А (1/4), В (3/4), С (2), Д 2 1/4). Как найти расстояние между точками числового луча?
(На доске начерчен числовой луч).
(Ученики выполняют задания в тетрадях и на доске.)
АБ = 3/4 – 1/4 = 2/4
БС = 2 – 3/4 = 4/4 – 3/3 = 1/4
БД = 2 1/4 – 3/4 = 1 5/4 – 3/4
На доске начерчен числовой луч:
Учитель: Посмотрите на числовой луч и скажите, где будет девочка через 3 часа?
- работа с терминами;
Например:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
(Способы чтения математических выражений)
- Действие сложение:
- первое слагаемое …, второе слагаемое;
- сумма чисел … и …;
- … увеличить на …;
- к … прибавить …;
- значение суммы …, первое слагаемое …. Найти второе слагаемое;
- … плюс …
- Действие вычитание:
- уменьшаемое …, вычитаемое …;
- разность чисел … и …;
- … уменьшить на …;
- от … отнять …;
- … минус …;
- значение разности …, вычитаемое … Найти уменьшаемое;
- значение разности …, уменьшаемое …. Найти вычитаемое
- составление кратких и развёрнутых схем;
- составление плана к тексту темы урока;
- составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
Например:
Работа с читательским дневником.
С 1-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе)легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.
- Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
- задания по работе с иллюстрациями учебника;
Например:
- Что такое координата?
(два элемента, взятые в определенном порядке, называют парой элементов или координатой )
- Назови координаты точек вершин многоугольника.
-Проанализируем чертеж:
(Через 4ч: Сиропчик – 12 км,
Тюбик- 16 км,
Незнайка-20 км).
- Удобно ли исследовать движение сразу трех объектов с помощью координатного луча?
(неудобно, очень трудно)
- Какой же можно найти выход?
-Предлагаю исследовать теоретические сведения учебника
- сравнительный анализ данных таблиц или схем;
- метод «Пометки на полях»;
- Творческая работа с учебной литературой.
- задания творческого характера;
Например:
Рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:
- каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
- школьники обмениваются рисунками;
- получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
- сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
Рецензия ученика 2 класса «Б» Корякина Евгения на рисунок ученицы Тетеновой Юлии.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька…
(Н.Некрасов)
Мне нравятся листочки, которые только что распустились, и белый ствол березы, на котором белые пятна, темно- голубое небо, зовущее грозу.
Но плохо то, что у Юли очень высокая трава, весной такой травы высокой не бывает.
- составление рассказа с теоретическими ошибками;
- составление текстов с пропущенными словами;
- составление различного вида тестовых заданий (с выбором одного правильного ответа; на установление соответствия.);
Например:
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
Н. Носов «Заплатка» (составил ученик 4В класса – Ковычев Евгений)
Тест.
- Мальчика в рассказе зовут:
а) Борька б)Бобка в)Вовка - У него были штаны:
а)солдатские б)милицейские в)лыжные - Мальчик попросил зашить штаны:
а)бабушку б)маму в) сестру - Мальчик вырезал заплатку величиной с :
а)яблоко б)кулак в)огурец - Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку,:
а)сразу б)во второй раз в)только с 3-ей попытки - Дети увидели, что заплатку он сам пришил, потому что заплатка:
а)была неаккуратно пришита
б)была помята
в)была обведена карандашом - Дети во дворе назвали Бобку:
а)молодцом б)героем в)солдатом
Ответ: 1-б; 2-а; 3-б; 4-в; 5-б; 6-в; 7-а.
- составление кроссвордов, ребусов, загадок, реклам, викторин.
Например:
Работа с кроссвордами.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Кроссворд по произведению Н.Н. Носова «Заплатка»
Составил ученик 4 класса «В» Мосягин Яков.
1
| |||||||||||
2 | 3 | ||||||||||
4 | 5 | ||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 |
- Что еще не научился пришивать Бобка?
- Кем нельзя было назвать Бобку в рваных штанах?
- То, из чего Бобка выкроил заплатку?
- Куда вышел Бобка в порванных штанах?
- С помощью какого предмета пришил Бобка заплатку на штаны?
- Куда пришил Бобка заплатку?
- Что пришил Бобка на штаны?
- Отверстие от гвоздя на Бобкиных штанах?
Составление викторин.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Викторина
по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Составила ученица 2 «Б» Михайлова Настя.
- Какое зернышко дала колдунья женщине?
- На какой цветок был похож цветок, который вырос из зернышка?
- Кто украл Дюймовочку из колыбельки?
- Кто помог Дюймовочке убежать от жабы?
- У кого зимовала Дюймовочка?
- За кого мышь хотела выдать замуж Дюймовочку?
- Кого спасла Дюймовочка?
- За кого вышла замуж Дюймовочка?
- Какое имя появилось у Дюймовочки?
Описанные методы работы с текстом позволяют организовать нам работу с различными источниками информации. Способствуют закреплению материала, помогают вырабатывать навыки и умения краткого ответа, формирует умение выделять главные мысли, позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, используются для выставления дополнительных оценок на уроке.
Педагогически организованная работа школьников с текстами учебной литературы, проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует информационную культуру, умения и компетентности личности.
В системе проводиться диагностика по данной проблеме. Ведётся индивидуальная карта ученика, где видна положительная или отрицательная динамика.
Результаты диагностики показывают:
- Умение работать со схемами и моделями по заданному материалу .
Справляются – 90%
- Умение составлять план по содержанию.
Справляются – 100%
- Умение отвечать и выстраивать вопросы по содержанию.
Справляются – 92%
- Умение извлекать, вычитывать и фиксировать нужную информацию из текста.
Справляются – 88%
- Умение работать с источниками информации Интернет, словари, энциклопедии, учебник.
Справляются – 80%
Мы уверенны, что, если продолжать работать по данной проблеме, то наше будущее общество будет информационно- компетентной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"
Презентация к мастер-классу "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Диагностика умения работать с текстом на примере текста М.Пришвина "Выскочка"
Диагностика отслеживает умения учащихся глубоко погружаться в текст: уметь полно и объективно анализировать его- определять тему главную мысль, воспроизводить необходимую информацию, анали...
Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования"
Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полн...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Смысловое чтение является основой саморазвития личности. Грамотно читающий человек, обладающий высоким уровнем читательской компетенции, понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает ...