Типовые проектные решения для школ (городских и сельских) в развитии новых федеральных государственных образовательных стандартов Проекты создания учебного пространства: кабинет начальных классов
статья по теме

Авторский проект решения образовательного пространства класса, получивший диплом победителя Всероссийского конкурса авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, науки и образования, а также отмеченный грамотой фракции "Единая Россия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Резюме проекта

Типовые проектные решения для школ

(городских и сельских) в развитии новых федеральных государственных образовательных стандартов

Проекты создания учебного пространства:

 кабинет начальных классов

Данный проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», а также в части реализации Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной  образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы, проекта «Школа Сколково»  с соблюдением СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах».

Актуальность проекта

В настоящее время мы всё чаще слышим о модернизации российского образования, но многие плохо себе представляют, о чём идёт речь. У родителей современных школьников возникает очень много вопросов, появились они и у учителей. Самый главный из них: как организовать образовательный процесс, чтобы детям было интересно учиться, стимулировать их к поиску новой информации, к стремлению новых открытий?

Как известно, мудрый наставник-учитель – это уже 50%. Но должна быть ещё и соответствующая рабочая обстановка, которая окружает детей с первых дней их обучения в школе.

Современные тенденции и достижения в науке подарили школе великое множество возможностей для оборудования учебных кабинетов. Но перед государством возникает дилемма, что поставлять в школы, чтобы это было действительно нужно учителям и обучающимся. Ответом на этот вопрос может послужить пожелание, выраженное Президентом России к инновационному проекту «Школа Сколково»: «…дети должны получить возможность раскрыть

свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире», при условии что « ... учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом» (Д.А. Медведев)

Цель проекта: создание учебного пространства для начальной школы в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов на примере образовательных учреждений города Москвы с дальнейшим внедрением в регионах России.

В соответствии с целью нами были определены задачи проекта:

  1. Проанализировать Федеральные законы и  программы в области образования и науки.
  2. Спроектировать учебный кабинет начальных классов в сфере современных новообразований в науке и технике.
  3. Определить информационно-коммуникативную составляющую современного учебного кабинета.
  4. Выявить финансовую составляющую проекта; составить смету.
  5. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенного проекта при положительном оценивании его экспертной комиссии.

 Научная новизна проекта состоит в том, что: 1.) была проанализирована ситуация в регионах и школах, где был автор проекта, по оснащению кабинетов начальных классов; 2.) были определены наиболее значимые для образовательного процесса оборудование и программное обеспечение информационных средств обучения; 3.) был составлен проект реального кабинета начальных классов, который будет отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу в школах сегодняшнего дня и будущего.

  1. Практическая значимость заключается в следующем:
  2. Разработан проект кабинета начальных классов, который можно реализовать уже сегодня;
  3. Данный проект может быть рассмотрен на региональном и федеральном уровне;
  4. При положительном решении учителя начальных классов могут быть обеспечены самыми последним высокотехнологичным оборудованием, которое позволит разнообразить учебный процесс и повысить как их профессиональный статус, так и стремление учащихся получать новые знания.

Мы также можем наметить перспективы в дальнейшем использовании проекта, внедрив его ( с определёнными изменениями) в предметных кабинетах средней и старшей школы.

Инновационность проекта

Мы считаем, что наш проект можно  отнести к тем инновациям, которые Правительство и Президент России хотят видеть в системе образования.

  • опережающее развитие;
  • школа для всех;
  • современная система оценки качества образования;
  • новые учителя;
  • современная инфраструктура;

«Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектуры, … высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями». Эти задачи были поставлены национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Если мы хотим изменить систему в целом, то должны начинать с азов. В нашем случае, любой кабинет современной школы должен отвечать тем требованиям, которые требуют ФГОС второго поколения. Сейчас – это начальная школа, а уже через 3,5 года – это и средняя школа. Наша задача – обеспечить уже имеющие школы высокотехнологичным и современным учебным оборудованием, а также сработать на опережение, чтобы новые школы были спроектированы с теми требованиями, которые мы предъявляем к современному образованию. Но самое главное – каждый ребёнок, который переступает порог кабинета, должен чувствовать себя в нём комфортно и уютно. Ведь задача школы не только обеспечить глубокими знаниями, но и сохранить здоровье ребёнка не только в физическом плане, но и психологическом, эмоциональном.

 Сегодня школы-новостройки Москвы укомплектованы технически очень хорошо, но их гораздо меньше, чем школ, которые ещё придётся доукомплектовать современным оборудованием. Автор предлагаемого на конкурс проекта, учитель начальных классов одной общеобразовательной школы, в будущем учебном году набирает первый класс и поэтому проблема создания оптимального учебного пространства сейчас стоит очень остро. В школы поставляется оборудование, но пока ещё не в тех количествах, которое должно быть для реализации образовательных стандартов второго поколения. Учителя теряются в догадках, как работать с тем, что они имеют, как поделить оборудование между классами и детьми, где работать с макбуками, если нет кабинета информатики, а в классе не позволяет место. Как не переутомлять детей, как разместить в классе рабочие зоны и зоны отдыха, как оформить кабинет в современном стиле, не нарушая санитарно-эпидемиологические нормы – всё это нашло отражение в проекте современного кабинета начальной школы.

Содержание проекта

Данный проект разработан для стандартного кабинета начальной школы, метраж которого 55м2. Идеальным вариантом будет в новых архитектурных проектах под классы начальной школы отводить четырёхоконные классы, метраж которых 75 м2. Подробная  схема кабинета представлена в Приложении 1 (для класса 55м2) и Приложении 2 (для класса 75м2).

        Пространство класса мы условно разделили на 3 зоны:

  • рабочее место учителя;
  • рабочие места учеников
  • зона отдыха

1 зона – от передней стены кабинета до половины 1-го окна – рабочее место учителя. Здесь мы расположили 2 доски: интерактивная SMARTboard Dual touch и трёхэлементная комбинированная  доска, которые реализуют наглядный принцип в начальной школе. В верхней части стены, над досками, мы располагаем информационный стенд, который учитель может использовать по своему усмотрению. Под комбинированной доской мы предлагаем установить плакатницу, для хранения таблиц, наглядных пособий. С левой стороны от досок мы расположили многофункциональный стол учителя. С правой стороны от досок оборудован гигиенический уголок (раковина, тумба, зеркало, дозатор для мыла и автоматическая электросушилка).

2 зона – от конца первого окна до конца второго окна – рабочие места учеников.

Под рабочим местом ученика подразумевается одноместная парта, регулируемая по росту ребёнка, с внутренней полочкой для временного хранения макбуков, планшетов или пультов автоматизированного контроля знаний. Возможность регулировать парту в соответствии с ростом ребёнка увеличивает возможность длительного использования и соответствует нормам СанПина 2.4.2.2821-10. Парты должны иметь закруглённые концы, что способствует уменьшению случайного травматизма во время перемен. Мы рассматриваем для учеников начальной школы одноместные парты, т.к. дети в этом возрасте лучше работают на уроках и быстрее усваивают материал, когда работают индивидуально. Они не отвлекаются на разговоры и не «отвоёвывают» место у своего одноклассника.

По правую сторону от рабочих мест учеников можно расположить тематические стенды: «К уроку», «Информация» или какие-либо другие по усмотрению учителя.

3 зона – зона от начала третьего окна и до стены – комбинированная зона: зона отдыха + информационная зона учителя.

Условно эта часть класса делится на две. Та часть, которая расположена ближе к окну отводится для отдыха детей. Здесь мы предполагаем наличие мягкого дивана (кожа или кож.зам) и ковровое покрытие, где дети могут находиться во время перемен или во время отдыха группы продлённого дня, кулер с  водой и одноразовую посуду, чтобы соблюдать питьевой режим. Можно организовать небольшой живой уголок, оформив его аквариумом.

Почему мы отвели достаточно  большое место для отдыха детей? Это, в первую очередь, необходимо для учащихся 1-х классов. Уроки в адаптационный период длятся 35 минут, а всё остальное время первоклассники должны отдыхать, Кто-то может даже полежать, кто-то поиграть, кто-то понаблюдать за рыбками – это немаловажно для детей 7 – 10 лет. У обучающихся происходит смена деятельности, снижается показатель утомляемости, что благотворно влияет на усвоение нового обширного материала в целом. В классе приветствуется наличие комнатных растений, рекомендованных для детских учреждений.

Вторая половина зоны отдыха отводится под шкафы, которые учитель использует по-своему усмотрению. Один же из этих шкафов мы бы рекомендовали отвести под книги и настольные игры для детей.

Также в этой части класса расположен стенд «Классная жизнь», а по центру у короба с воздушным отоплением устанавливается мобильный компьютерный класс.

 Хотелось бы отметить, что в четырёхоконном классе в зоне отдыха так же можно расположить стол и стулья для детей, чтобы они могли играть и заниматься творчеством, т.к. в этих классах это позволяет сделать больший метраж помещения. Будем надеяться, что это будет учтено при проектировании новых школ.

Помимо оформления кабинета с эстетической стороны, мы предусмотрели и его техническую оснащённость в соответствии с современными достижениями науки. Это позволит оптимизировать  работу учителя и заинтересует учащихся.

К техническому оснащению мы отнесли:

  • Мобильный компьютерный класс (ноутбуки для учителя и учеников, электронный микроскоп, цифровые фотоаппарат и видеокамера, МФУ, наушники, микрофоны, внешние носители памяти)
  • Интерактивная доска SMARTboard Dua touch
  • LCD проектор
  • Интерактивные планшеты
  • Комплекс автоматизированного контроля знаний
  • Презентатор

Каждый класс должен быть подключен к беспроводному Интернету посредством wi-fi.

К программному обеспечению кабинета мы отнесли:

  1. Система «Электронный журнал» и «Электронный дневник»
  2. Предметная серия «КМ-школа»
  3. Программное обеспечение компьютеров с самыми последними решениями в области операционной системы и прикладных программ.

Краткая техническая характеристика, описание и применение как цифрового оборудования, так и классной мебели подробно изложена в Приложении 4.

Реальность исполнения проекта на практике

Проект «Современный кабинет начальной школы» может быть исполнен на практике, т.к. отвечает требованиям действующих федеральных, ведомственных и региональных целевых программ в области образования и науки, а также может быть рассмотрена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования в соответствии с Постановление Правительства России от 31 мая 2011 г. № 436. Возможно привлечение инвестиций от коммерческих организаций, которые заинтересованы в реформе образования России.

Подробная смета проекта представлена в Приложении 3. Мы считаем, что сумма проекта не будет препятствием при его внедрении в практику, потому как не превышает намного реальной стоимости оснащения кабинетов школы сегодня, а лишь конкретизирует поставку того или иного оборудования.

Реально ввести проект в эксплуатацию можно уже сегодня. Это может быть и один кабинет на район, округ или город, но о его окупаемости и реализации можно будет говорить уже через год. Препятствий для внедрения на сегодняшний день нет, так как «новая школа»  - это одно из приоритетных направлений в нашей стране. Главное, чтобы этот эксперимент нашел поддержку вышестоящих организациях.

Внедрение идеи и результаты эксперимента

Проект «Современный кабинет начальных классов» предполагает массовое внедрение его в школы России при положительном результате использования в конкретном регионе. Результаты могут быть оглашены на презентациях, семинарах, круглых столах, посредством СМИ и др. Мы готовы делиться опытом, регулярно отчитываться о проделанной работе.

Кадровое обеспечение (в том числе наличие команды единомышленников, готовых приступить к реализации проекта)

Как автор проекта, я готова приступить к работе в новых условиях, а также к распространению опыта и обучению учителей в школах своего и ближайших регионов. На данный момент у меня есть команда единомышленников, которые готовы после удачного внедрения проекта приступить к работе наравне со мной в новых технологичных кабинетах. Также мы рассматриваем вариант сотрудничества с высшими учебными заведениями по поводу разработки и апробированию как теоретического, так и практического курса для студентов, где будут изложены принципы, методы и технологии работы учителя в кабинетах начальных классов с  высокотехнологичным и современным учебным оборудованием, с возможностью дистанционного обучения в других регионах посредством сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что ум...

Знакомство родителей с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Знакомство родителей с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт начального о...

Формирование универсальных учебных действий в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов

В основу  педагогического опыта по формированию универсальных учебных действий положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в современном образовании на основе общей теори...