работа с одаренными детьми
статья по теме

работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренность человека – это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли

 и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

 сделать всё, чтобы он вырос

 и дал обильный плод.

 В.А.Сухомлинский

 Национальной образовательной стратегией–инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

 Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

 Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

 Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

 Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в начальной школе, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

• дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Одно из главных направлений работы педагогического коллектива начальной школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи учителя начальных классов:

• выявление одаренных детей;

• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.

Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.

Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

• психолого-педагогический анализ развития учащихся школы;

• выявление одаренных и талантливых детей;

• помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

• организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми;

• работа с родителями одаренных детей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии.

Выявление одаренных и талантливых детей:

• анализ особых успехов и достижений ученика;

• создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

• диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

• преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• курсы по выбору;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• занятия в профильных классах;

• интеллектуальные марафоны.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

• включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

• формирование и развитие сети дополнительного образования;

• организация научно-исследовательской деятельности;

• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей:

• публикация в СМИ;

• премия администрации ОУ "Ученик года";

• увеличение каникулярного времени;

• стенд "Лучшие ученики школы";

• система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

Мои ученики 2 класса в прошлом учебном году участвовали в различных конкурсах районного ,муниципального и всероссийского уровней.

Черкашина Нелли и Якущенко Арина заняли призовые места в районном конкурсе рисунков к 8 Марта.7 учеников 2 класса принимали участие в олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок».Прошин Игорь занял призовое место- набрал 92 балла.,Ковалев Сергей И Пашков Виктор 89 и 80 баллов.Все получили дипломы участников.В апреле прошлого  учебного года 5 учеников данного класса принимали участие в Чемпионате «Старт» для одаренных детей по предметам-русский язык,математика,окружающий мир.Чернова Полина заняла призовое место-получила Благодарственное письмо и подарок.Все получили дипломы участников и грамоты.

В нашей школе классные руководители составляют свои программы для работы не только со слабоуспевающими детьми,но и с одареннымидетьми.

Работа с родителями одаренных детей:

• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

-В своей практике я часто привлекаю родителей к совместной практической деятельности со своими детьми-это и помощь в составлении различных проектов,и помощь в изготовлении поделок,и совместные походы на природу,»Веселые старты».

• поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

• увлеченных своим делом;

• способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотных;

• интеллектуальных, нравственных и эрудированных;

• проводников передовых педагогических технологий;

• умелых организаторов учебно-воспитательного процесса;

• знатоков во многих областях человеческой жизни.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

 1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

 2. информационная среда для родителей;

 3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

 4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

 Рассмотрим данные направления более подробно.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка

 Цель работы  с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком . Данная работа направлена на:

 - расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

 - улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

 - выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

 - установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

 В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

 Главная цель  помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

 2. Оценивайте уровень развития ребенка.

 3. Избегайте длинных объяснений или бесед.

 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

 5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

 6. Развивайте в своих детях следующие качества:

 - уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

 - понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

 - интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

 - уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

 - привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

 - умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. На майском собрании учитель информирует родителей о широких возможностях, как провести лето с ребенком интересно и полезно. Родителям сообщается, что в сентябре будет проведен конкурс «Наше необычное лето!»

 Предлагаются следующие темы и задания во время отдыха с детьми:

 - Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).

 - Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).

 - В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)

 - В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).

 - Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).

 - Мои первые опыты.

 Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Они разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития младшего школьника; повысят его самостоятельную активную деятельность.

 Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

 Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы

 Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой.  

 На общешкольных и классных родительских собраниях,  родители делятся опытом своей работы с детьми.

 Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

 Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

 Представленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....