Урок татарского языка на тему "Профессии"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Яркий,занимательный материал в доступной форме излагает основную информацию на татарском языке для детей русским языком обучения. В приложении к уроку красочная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tatarskogo_yazyka_po_teme_professii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» начального общего образования в с. Русские Кищаки Буинского района РТ»

  1. Внеклассное занятие по татарскому языку на тему "Профессии"

Цели: 

  1. Повысить интерес учащихся к изучаемой теме.
  2. Обогатить словарный запас учащихся и использовать полученные знания в диалогической речи, развивать культуру речи.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к разным профессиям.

Оборудование: 

  • слайды с таблицами «Профессии» и «Где он(она) работает?», с ребусами и головоломкой, рисунки с рабочими инструментами, карточки с индивидуальными заданиями;
  • толковый словарь С. И. Ожегова;
  • выставка книг с произведениями Р. Миннуллина, С. Михалкова, Дж. Родари.

Класс: 3-4

Учитель: Тиханова Л.А.

Декабрь 2012 год

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                       

Урок начинается со стихотворения. (дети хором рассказывают и иллюстрируют стихотворение)                                                                                                                           Правая рука – сильна и крепка,
Левая рука – нежна и кротка, 
А, когда встречаются и соединяются,
В них – сила и добро,
Вместе им всегда тепло.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, а для чего нам нужны руки. 

Дети: Ответы детей

Ребята, сегодня  у нас с вами необычный урок. А говорить мы будем с вами о профессиях. И очень хорошие слова написал Раскатов. (1 слайд)

                         Друзья, берегите минуты и час

                        Любого из школьных дней!

                        Пусть станет профессором каждый из вас

                        В профессии нужной своей.

А переводиться он вот так (2 слайд)

Һөнәрләр – профессии

Ребята поглядите на экран и ответьте  на вопросы (3 слайд)

Работа с таблицей. Диалог между учителем и учеником.                                                                          –    Это кто?                                                                                                                                                  –    Это врач.                                                                                                                                                  –    Это рабочий?                                                                                                                                                 –    Да, это рабочий и т. д.   (дети перечисляют названия профессий на татарском языке)

табиб,   машина йөртүче, укытучы, тәрбияче, сатучы, пешекче, төзүче, новые слова чәчтарат, янгын сүндерүче

Учитель: Молодцы. Вы дома хорошо повторили слова – названия профессий. А также вы нарисовали рисунок с какой то профессией, кто хочет рассказать

III.  Закрепление знаний.                                                                                                                        1. А теперь послушаем стихотворение. 

Дети слушают отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» и запоминают названия профессий. Три ученика выходят и рассказывают.

1-ый ученик:                                                                                                                                             С лесенки ответил Вова: 
– Мама – лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,    
Мама – милиционер.  

2-ой ученик:

А у Тани и у Веры  Обе мамы – инженеры. 
А у Лёвы мама – повар
Мама – лётчик?
Что ж такого? 

3-ий ученик:                                                                                                                                        

  И спросила Нина тихо:              
– Разве плохо быть портнихой?         
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот.

1-ый ученик:                                                                                                                                                                   Лётчик водит самолёты –          
Это очень хорошо.

2-ой ученик:                                                                                                                                   

  Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.

3-ий ученик:                                                                                                                                            Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Учитель: О чем было стихотворение.                                                                                  

  Дети: О людях. О профессиях.                                                                                                             Учитель: Правильно о  профессиях. Вспомните, какие названия профессий вы услышали в отрывке стихотворения С. Михалкова?                                                                                      

Дети: Лётчик, портниха, доктор… (дети называют профессии и переводят слова на татарский язык). Очучы, инженер, пешекче, тегүче, табиб, укытучы, милиционер.

Учитель. Молодцы, хорошо слушали стихотворение

2. Разгадывание ребусов. (4 слайд)                                                                                                                 Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран и подумайте, какие слова здесь спрятались?  

Дети: Сатучы – продавец. Очучы – лётчик. Табиб – врач. Сыер савучы – доярка. Тәрбияче – воспитатель.

Учитель: Молодцы, ребята. Хорошо. А что же слово «профессия» обозначает? Вот послушайте, как в толковом словаре С.И.Ожегова это слово трактуется: «Профессия –  основной род занятий, трудовой деятельности». Значит, это основное занятие людей.     (5 слайд)

3. Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на экран. Здесь  были написаны словосочетания. В первом столбике слова, которые отвечают на вопрос кто?, а во втором – на вопрос что делает?  Проверьте, правильно ли я сделала, если нет, то исправьте. (слайд 6)

Дети: Учитель учит.                                                                                                                  Учитель: Продавец что делает?                                                                                                    Дети: Продавец продаёт и т.д.

Кем?
(Кто?)     

Нишли?
(Что делает?)

УКЫТУЧЫ

ТЕГӘ

САТУЧЫ

УКЫТА

ТЕГҮЧЕ

ТӨЗИ

ЭШЧЕ

ДӘВАЛЫЙ

ТАБИБ

САТА

ТӨЗҮЧЕ

ЭШЛИ

4. Учитель: Хорошо.  С этой работой вы тоже справились. Молодцы. Ребята, а сейчас я вам буду говорить предложения на тему:  «Кто что делает?»  , а вы должны их перевести на татарский язык. Например: Продавец продаёт очень красивые цветы. Строители строят высокий дом. Писатель пишет интересные сказки. Портниха шьёт синее платье. А теперь я вам задам вопросы. Сатучы мәктәптә эшлиме? Очучы машинада очамы? Табиб базарда эшлиме?

  1. Физминутка.

                     Җил исә, исә-исә,

                     Агачларны селкетә.

                    Җил тына-тына, тына,

                    Агачлар үсә, үсә.

  1. Учитель. Ребята  названия многих профессии в татарском языке получается прибавлением  к корню слова -чы/ -че. Сейчас вы должны получить профессии, сделав карточку.

Һөнәрләр

Образуйте названия профессий человека и переведите

Тәрҗемә-___________________________________________________________

Балык-_____________________________________________________________

Нефть-_____________________________________________________________

Тәрбия-_____________________________________________________________

Китапханә__________________________________________________________

Спорт-______________________________________________________________

Урман_______________________________________________________________

Эш-_________________________________________________________________

Сату-_______________________________________________________________

А теперь желающие четыре ученика. Ответьте на вопросы.

Урманны кем карый? (Урман…)                                                                     Балыкны кем тота? (Балык…)                                                                  Укучыларны кем укыта? (Укыту…)                                                                  Бүрене кем аулый? (Ау…)

7.Работа с таблицей «Где он (она) работает?» (слайд 7)

Учитель: Ребята, люди этих профессий где работают? Повар где работает?                                Дети: Отвечают на вопросы                                                                                            Учитель: Посмотрите на экран и по вопросам составьте предложения.

                                                     Составьте предложения.

(Кем?)_________________(кайда?)_________________________эшли.

(Кем?)________________(Нәрсә?)_________________________сата.

(Кем?)_______________(Кайда?)_________________________төзи.

(Кем?)________________(Кайда?)_________________(кемнәр?)_______________укыта

(Кем?)_______________(Нәрсә?)___________________(нишли?)

8. Учитель: Ребята, значит, мы можем сказать, что каждая профессия имеет своё рабочее место. А известный вам итальянский писатель Джанни Родари  «Чем пахнут ремесла» писал, что каждая профессия имеет свой индивидуальный, своеобразный, профессиональный запах. Вот послушайте:

 

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной 
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

                                                                                                                                                                                                                 Учитель: Ребята, как вы считаете: Джанни Родари прав?                                                                         Дети: Да. Джанни Родари прав.

  1. Учитель: Значит, каждая профессия имеет своеобразный запах. Ребята, каждая профессия имеет не только своё рабочее место и свой запах, но и свои рабочие инструменты. Внимательно посмотрите на стол и ответьте на вопрос: «Кому нуңны эти предметы?»

Учитель Бу кемгә кирәк?

На столе лежат предметы разных профессий, (лекарство, учебник и тетрадь, калькулятор, нитка и иголка) ученики должны отобрать и сказать на татарском языке кому нужны они.

Дети: Портнихе. Учителю. Врачу. Продавцу.

10.  Работа с индивидуальными карточками.  Составь диалог                                                                          

Ученики делятся на две группы. Первая группа работает с большими карточками, где вместо многоточий надо добавить слова по смыслу; а вторая группа – с маленькими карточками, где учащиеся должны правильно прочитать реплики и перевести их на русский язык. карточки у детей на парте; пары читают диалог).         

  • Исәнме.................!
  • Әтиеңнең  исеме ничек?
  • Аның исеме...................
  • Ул кайда эшли?
  • Ул........................
  • Ул кем?
  • Ул.........................
  • Ул нишли?
  • Ул........................
  • Сау бул...................!
  • Сау бул....................!

  • Исәнме,...............!
  • Исәнме.................!
  • Әтиеңнең  исеме ничек?
  • Аның исеме...................
  • Ул кайда эшли?
  • Ул........................
  • Ул кем?
  • Ул.........................
  • Ул нишли?
  • Ул........................
  • Сау бул...................!
  • Сау бул....................!

11.Физминутка  А сейчас – минутка отдыха. Встаньте, выйдите из-за столов.

Учитель читает слова и показывает движения. Дети повторяют:

Трактор водит –. (тракторист,

Электричку –. (машинист,

Стены выкрасил –. (маляр,

Доску выстрогал –. (столяр,

В доме свет провел –. (монтер,

В шахте трудится –. (шахтер,

В жаркой кузнице –. (кузнец) .

Кто всё знает – молодец!

12  У. О разных профессиях мы вспомнили сегодня. А кем хотели бы в будущем стать вы?

Син кем булырга телисең?

Дети отвечают. Мин инженер булырга телим.

– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь

Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.

Слышен грохот под землей –
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.

Экскаватор зашагал –
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.

В корпусах станки стучат –
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь!»


IV. Заключение. Вывод.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы очень много говорили о профессиях. А как вы думаете, какая профессия важная, хорошая, лучшая?

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, мне хотелось бы вспомнить известные слова  С. Михалкова: «Все работы хороши, все профессии важны!».(слайд 8)

V. Дополнительный материал к уроку.

Учитель: А сейчас, ребята, наша постоянная рубрика «Путешествие в страну слов».

Учащиеся разгадывают головоломку. Они ищут слова по теме «Профессии» и записывают их  в тетрадь.

VI. Домашнее задание. 

Дети должны на следующий урок принести фотографию своей семьи и познакомить нас с ней, ответив на вопросы: Сколько человек в семье? Кто они? Как их зовут? Где они работают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока татарского языка обобщение по теме "Имя существительное"

План-конспект урока татарского языка в 4 классе "Обобщение по теме имя существительное". Так как урок обобщения знаний, на уроке используется различные задания развивающего характера....

Развитие независимого мышления и воображения на уроках татарского языка и литературного чтения у младших школьников

Главной единицей педагогического воздействия на  уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. Одной из важнейших задач, которую ставлю на ур...

УРОК ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

УРОК ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА  ПО ТЕМЕ "ТИҢДӘШ КИСӘКЛӘР". УРОК ПРОВОДИТСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ РАХИМОВА. УМК "ШКОЛА РОССИИ"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ПО ТЕМЕ "ТИҢДӘШ КИСӘКЛӘР" (НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ). ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕМ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ  УРОКА ПО ЭТОЙ ЖЕ ТЕМЕ....

УРОК ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ПЛАН УРОКА ТАТАРСКОГО ЯЗЫКЕ ПО ТЕМЕ "ИСЕМ" . УМК "ШКОЛА РОССИИ"Максат. 1. Исемнәрне гомумиләштереп кабатлау, алган белемнәрне ныгыту, системалаштыру....

УРОК ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме:Исем

Максат. 1. Исемнәрне гомумиләштереп кабатлау, алган белемнәрне ныгыту, системалаштыру.               2. Дөрес язу, төрле кил...

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...