История бала
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области
имени героя Советского Союза А.Е.Черникова»
«История бала»
( внеурочная деятельность)
Класс: 1 «в»
Учитель: Бебешко С.А.
с.Стрелецкое, 2013г.
Тема занятия: «История бала».
Цель занятия: познакомить учащихся с историей придворных балов на примере музыкальных произведений, закрепить знания о бальном этикете.
Планируемые результаты:
Предметные: знают и используют форму приветствия на балу, слушают и понимают содержание прослушанного, формулируют ответы на вопросы, знают и применяют приемы приглашения на танец.
Личностные: наличие интереса к данной теме, проявление эмоциональной отзывчивости, понимание значения собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования, формирование положительного отношения и интереса к занятиям.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают и опровергают определяют и объясняют понятия.
Коммуникативные: умение сотрудничать, участвуя в групповой и парной деятельности, владеют формами общения в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Оборудование и материалы:
Зрительный ряд: иллюстрации различных танцев на балах, костюмов, атрибутов.
Музыкальный ряд: М. Огинский «Полонез», «Вальс» Е.Дога, Ф.Ф.Шопен «Мазурка», «Менуэт» Боккерини.
Литературный ряд: стихи. А Ф.Кони, А.С.Пушкина., В.Старостина. ТСО: магнитофон.
Ход занятия.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости: поздоровайтесь, пожалуйста.
Вы уже догадались, чему будет посвящена наша встреча? Да, мы с вами сегодня снова окунемся в историю бала.
Ученица:
Ах, бал – прекрасное мгновенье.
Его мы ждем все с нетерпеньем.
Прически, платья – красота!
Царицей бала стану я!
Учитель:
- Какие ассоциации вызывает у вас эти слова - Бал! Бал! Бал!
Ученик:
- Радость. Смех. Музыка. Танцы. Движение. Нарядные люди. Веселье. Дамы. Кавалеры.
Учитель:
…Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
Учитель:
- Как выглядел интерьер дворцовых залов?
Ученик:
- Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных скамейках. Бал для дворян был местом отдыха и общения.
Учитель:
Пo oписaниям сoвременникoв, вечерoм,к нaзнaченнoму чaсу дoм, дaющий бaл, непременнo преврaщaлся в вoлшебный зaмoк – пышнaя иллюминaция, ливрейные лaкеи нa ступенях, хoзяин и хoзяйкa, личнo встречaющие гoстей, пышнo убрaнные зaлы, великoлепнo сервирoвaнные гoстиные и т.д.(иллюстрации)
Примечательно, что и тогда существовала проблема «транспортных пробок» при съезде гостей на бал. Для того чтобы избежать толкотни, гостей дворцовых балов «разводили» по разным, «своим», подъездам. К каждому из дворцовых подъездов подъезжали гости, занимавшие определенное положение, причем в своих каретах (как тогда говорили, «на своих выездах»). Длина кареты, запряженной парой лошадей, почти вдвое превосходила длину современных автомобилей (иллюстрации). Пробки у подъездов заставляли регламентировать количество карет, которые могли выстраиваться у подъезда. Поэтому к дворцовым подъездам приходилось занимать очередь.
Бал начинался с празднично освещенного подъезда. В вестибюле сбрасывали шубы, накидки и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка.
- Какие же были правила приглашения на танец?
Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: «Вы так прекрасны сегодня. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?». Дама имела право отказать, если: а) кавалер был без перчаток; б) она хотела пропустить танец – не танцевать, а отдохнуть; в) она уже обещала этот танец другому; в) она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще. Делая приглашение, кавалер должен был даме поклониться, а дама, вне зависимости от того, соглашалась ли она – сделать небольшой книксен. А для этого сидящей даме необходимо было встать с места.
Знак к началу бала отдавали хозяева, и первым танцем, как правило, был … - Вы помните какой? (полонез). Его обычно танцевали все или почти все присутствовавшие. Пригласите дам на танец. (Звучит «Полонез»)
Учитель: Как одевались на бал?
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик. (Кстати, парные браслеты – одинаковые на двух руках – дозволялись только представительницам императорского дома. Остальные довольствовались одинарными браслетами.) (иллюстрации)
К женскому бальному платью подбирались необходимые аксессуары.
Учитель:
Перед вами мозаика. Соберите кусочки мозаики и мы увидим какие же аксессуары были необходимы на балу. ( Работа в группах.)
Итак, что у вас получилось? Какие же аксессуары были: от веера до обязательной «Корне де баль» – книжечка для бала, в которой дамы записывали карандашом порядок танцев и имена кавалеров. Страницы книжечки делали из тонких пластин слоновой кости. Карне делали из драгоценных материалов: золота, серебра, перламутра, черепахи, украшали драгоценными камнями и эмалями, росписью и миниатюрными портретами. Даже странички-вкладыши в нем поначалу были из слоновой кости. (иллюстрации)
Считалось неприличным танцевать много танцев с одним партнером, обычно, если это не жених - не больше 3-х танцев.
Карне содержало последовательность танцев, для каждого танца можно было записать имя партнера, который вас пригласил, иначе можно было легко запутаться.
В начале XIX в. пожилые дамы, блиставшие на балах еще в екатерининское время, активно пользовались такими аксессуарами, как табакерки и мушечницы.(иллюстрации)
Вторым танцем на балах был вальс. Он был неoбыкнoвеннo мoдным в первoй пoлoвине XIX векa. Этo был мoлoдежный тaнец, и вoспринимaлся oн кaк «aктуaльнaя aльтернaтивa» клaссическим этикетным тaнцaм стaрoгo времени. Пригласите дам на вальс. (Звучит «Вальс»)
Учитель:
К мужчинам тоже предъявляли строгие требования. Малейшее нарушение бальной офицерской формы строжайшим образом пресекалось лично императорами, крайне чувствительными к нарушениям формы одежды. Даже в мелочах. Во времена Александра I и Николая I требования придворного этикета соблюдались очень жестко. Так, Г.А. Римского-Корсакова исключили из гвардии за то, что тот позволил себе за ужином расстегнуть мундир. На представлении об увольнении «по домашним обстоятельствам с мундиром» помета: «Высочайше поведено мундира Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит. 20 февр. 1821». Следует иметь в виду, что по моде второй четверти XIX в. мужчины затягивались в талии, так же как и женщины, поэтому за столом им иногда хотелось расстегнуться. (иллюстрации)
На придворных балах офицерам категорически запрещалось танцевать без перчаток. Так, на одном из январских балов 1890 г. Александр III «остался недоволен некоторыми офицерами, которые после ужина начали танцевать без перчаток». Видимо, после ужина офицеры решили позволить себе эту маленькую, по их представлениям, вольность. Однако Александр III не считал нарушение установленной формы одежды мелочью, поэтому он немедленно сделал замечание командирам соответствующих полков. Более того, один из офицеров во время исполнения польки начал танцевать венский вальс. Все это «возмутило государя». И на следующий день четырех офицеров «посадили в комендантскую».
Какой же танец являлся серединой бала? Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, а вот партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки, во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало
Паркет трещал под каблуком. (А.Пушкин)
(Звучит «Мазурка»)
Я забыла упомянуть, что на каждом вечере или балу был буфет с разными яствами, прохладительными напитками, шампанским и крюшоном. Обязанность кавалеров была следить, чтобы у их дам было все, чего они хотят, и угощать их. (иллюстрации)
При проведении балов учитывались особенности православных религиозных праздников. Так, во времена Николая I на масленицу в ходе обеда обязательно подавались блины с икрой. Вообще же многотысячные балы, сопровождавшиеся обязательным ужином, требовали напряженных усилий всех подразделений императорской кухни.
Маргарет Эггер, няня-англичанка, наблюдала серию таких балов в январе-феврале 1901 г. По ее свидетельству, для одного из больших балов подготовили: триста пятьдесят блюд, на каждом из которых лежало по три цыпленка с салатом и гарниром; триста пятьдесят больших омаров в соусе под майонезом; триста пятьдесят больших блюд с холодным мясным ассорти; огромное количество различных пирогов и бисквитов; две тысячи связок спаржи для жареного мяса и огромное количество фруктов. По свидетельству англичанки, во время ужинов подавались и супы различных видов. На этих балах было все: прекрасные интерьеры, замечательная музыка, интриги, романы, азарт карточных баталий и прекрасный стол.
Время окончания бала не регламентировалось. Гости веселились до тех пор, пока в зале находились император или императрица. Бал продолжался, как правило, до двух-трех часов ночи. Домашние балы могли затягиваться и до 4 часов утра. Последним танцем был «Котильон». Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок. (Звучит «Котильон»). Современники вспоминали, что когда «котильон продолжался слишком долго, а императрица не хотела заканчивать, государь придумывал особое средство. Музыкантам приказано было удаляться поодиночке, оркестр все слабел, пока, наконец, не раздавалась последняя струна, и та, наконец, умолкала. Все оглядывались в недоумении, бал прекращался сам собой».
Суета происходила и при разъезде с балов. С учетом того, что на балы приглашались сотни гостей, вероятно, были и «очереди в гардеробах». Ни один из мемуаристов не упоминает, как, собственно, раздевались и одевались гости, приехавшие в императорский дворец. Из документов известно, что в качестве дополнительных гардеробщиков на больших балах «подрабатывали» рядовые лейб-гвардии Преображенского полка. Конечно, трудно представить, что княгиня стояла с номерком за шубой в очереди за графиней. Скорее всего, слуги уже ждали своих хозяев с их шубами в обширных вестибюлях Зимнего дворца. Но о том, что накладки бывали, есть мемуарные свидетельства. Довольно регулярно путали шубы и шинели, а то и вовсе хозяева оставались без верхней одежды. Так, на балу у князя Юсупова у цесаревича Александра Николаевича украли шубу, а на балу присутствовал император со всей семьей. Не желая задерживать близких, цесаревич надел первую попавшуюся шинель. Когда Николай Павлович увидел сына на морозе в шинели, он рассердился на цесаревича за пренебрежение здоровьем. На другой день шубу цесаревича, конечно, нашли…
Разъезжались гости также в своих каретах – выездах, которые подавали слуги к выходу.
Учитель:
- Что вы сегодня для себя нового узнали?
- Чему новому вы научились?
Ученики:
Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты,
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты.
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры,
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах.
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты,
И знатоки парижских мод
В новинки разодеты.
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов,
Хозяин дома объявил
Раздолию начало.
Мазурки музыка звучит
Ее сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался.
Грохочет бал, сияет бал
Летают в косах ленты.
Повсюду музыка звучит
И шепот комплиментов.
Сей праздник память сохранит
Останется потомству
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
Замолк оркестр, в окне рассвет
И слуги гасят свечи,
Гостей развозят по домам
Красивые кареты.
Довольны все: и стар, и млад
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро.
(Владислав Старостин).
Учитель: На нашем занятии мы с вами прошли по страницам истории, послушали какая музыка звучала на балах, познакомились с традициями и правилами, и я очень надеюсь, что весь материал пригодится Вам в будущем на уроках истории и литературы.
Окончен бал, погашены все свечи,
Окутал полумрак просторный зал,
И этот бал закончится на этом,
И станет тайною, известной только нам…
Занятие окончено. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Балықшы мен балық
Әдебиеттік оқуСабақтың тақырыбы: Пушкин А.С. "Балықшы мен балық"(Ертегі)Сабақтың мақсаттары: Сабақтың мақсаты:1. Ертегі мазмұнын түсіну арқылы идеясын ашуға, өмірімен байланыстыра білуге дағдыла...
А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"
А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....
А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"
А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....
А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"
А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....
А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"
А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....
"Әдепті бала, арлы бала" тәрбие сағаты
Тәрбие сағаттың тақырыбы: "Әдепті бала, арлы бала" деп аталады. Тәрбие сағатының мақсаты: а) Оқушыларды адамгершілікке, қарапайымдылыққа, кішіпейілділікке, әдептілікке,...
Презентация внеклассного занятия По книге Т. Б. Пегановой «Как Ивашко Балей стал и в историю попал»
Жизнь и быт крестьянства начала 17 века глазами крестьянского мальчика Ивашки и его семьи из села Вознесенского, которое раньше стояло на месте Сарапула....