Тема: "УМК Гармония и стандарты второго поколения"
учебно-методический материал по теме
Выступление на кафедре учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_kafedre_uchiteley_nachalnyh_klassov.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на кафедре учителей начальных классов
ТЕМА:
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения
Учитель начальных классов МОУ Лицей г.Истры
Демьяненко О.В.
2012г.
Деятельностный подход к обучению русскому языку в учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
(УМК «Гармония»)
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Не одно поколение студентов педагогических колледжей и вузов произносит эти слова в своих ответах на экзаменах, но пока в массовой практике увидеть воплощение этой идеи удаётся далеко не всегда.
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе…
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Попробуем решить: обеспечивает ли учебник «К тайнам нашего языка» реализацию деятельностного подхода?
Однако прежде чем отвечать на этот вопрос, зададимся ещё одним: а собственно почему в учебнике, который начал создаваться около десяти лет назад, может быть воплощён подход, заявляемый сегодня?
Дело в том, что о необходимости и путях реализации деятельностного подхода к обучению младших школьников говорится и пишется с начала семидесятых годов. Поэтому многие методисты, вслед за психологами и известными дидактами, уже десятки лет «исповедуют» этот подход и реализуют его в своей профессиональной деятельности, в том числе и в создаваемых ими учебниках для начальных классов. Это в полной мере относится и к обсуждаемому учебнику.
В ходе последующих рассуждений каждый учитель, работающий по учебнику или просто анализирующий его, может решить, воплощён ли в нём деятельностный подход.
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». /Г.А. Цукерман/
Выполняет ли учебник «К тайнам нашего языка» первое условие деятельностного подхода к обучению, помогает ли он учителю создавать необходимые для этого проблемные ситуации?
Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.
В учебнике «К тайнам нашего языка» этот приём модифицирован: говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить ему и т. п. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.
Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебнике «К тайнам нашего языка»?
Вот наиболее распространённые:
- вопросы, суждения, ошибки персонажей;
- задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
- заголовки-вопросы;
- наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебнике «К тайнам нашего языка» ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных». Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)
Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному, от понимания общего подхода, общего способа действия, общего способа решения определённой группы задач к распространению этого способа на частные случаи.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
Помогает ли в такой организации обучения учебник «К тайнам нашего языка»?
Постепенному накоплению знаний и формированию осознанных умений способствуют сконструированные в дополнение к учебнику наглядные пособия.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу
Особую роль в формировании умения проверять написанное и в целом самоконтроля играет приём какографии – упражнение в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Завершая анализ учебника «К тайнам нашего языка» с точки зрения воплощения в нём деятельностного подхода к обучению, заглянем в концепцию этого курса, созданную в 2000 году:
«Реализация всех… особенностей курса осуществляется путём деятельностного подхода к обучению, который проявляется:
а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний;
б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.»
Как видим, по пути реализации деятельностного подхода к обучению авторы учебника «К тайнам нашего языка» пошли около десяти лет назад.
Помогает ли учебник воплотить этот подход в жизнь и тем самым способствует ли формированию у младших школьников различных познавательных интересов, желания и умения учиться? Ответ на этот вопрос может дать только работа по учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК Гармония и стандарты второго поколения.
УМК Гармония и стандарты второго поколения...
Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"
Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....
Доклад на тему: "Эстетическое воспитание во внеурочной работе в условиях стандартов второго поколения".
Проработав несколько лет воспитателем группы продленного дня, проводя различные беседы и мероприятия, регулярно применяя анкетирования и тестирование учащихся, я пришла к выводу, что больше врем...
Доклад на МО по теме: «Проектирование урока с позиции требования стандартов второго поколения»
Доклад на МО...
Опыт работы по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"
Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....