рабочая программа селькупский язык
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

 Маргарита Кимовна Морокова

Рабочая программа селькупский язык предназначен для учителей селькупского языка 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selkupskiy_yazyk_2_klass_fgos.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕЛЬКУПСКИЙ ЯЗЫК

2 КЛАСС

                                                                                             I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Цель курса  состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Задачи:

  • воспитывать интерес и уважение к  селькупскому языку;
  • формировать элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой   деятельности   (говорении,   аудировании,   чтении,   письме)   с использованием селькупского языка с учётом речевых возможностей и потребностей     младших     школьников;  положительного    настроя     к дальнейшему изучению селькупского языка;        
  • ознакомить  обучающихся  со  сказочным фольклором    на селькупском языке;
  • усвоить    элементарные    сведения     о    лексической,    фонетической, грамматической системах  селькупского языка;
  • формировать умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), а также двуязычными словарями.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.

1. Тематический аспект

1.Моя семья и я. Знакомство. Семья (члены семьи, возраст, внешность, профессии). Мой дом, квартира, комната. Помощь старшим. Посещение и приём гостей. Пища. Школа.

2. Мои друзья и я.  Друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Совместные занятия и игры. Любимое домашнее животное.

3.  Мир вокруг меня. Родное село. Природа и отношение к ней. Времена года.  Дикие и домашние животные. Части тела человека. Деревья и кустарники. Ягоды.

4. Моя родина. Город, село. Любимые сказки, песни, игры селькупского народа.

2. Речевой аспект

Говорение. Диалогическая речь. Приветствие и прощание. Знакомство, представление друга. Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных, побудительных предложений. Согласие/несогласие, благодарность, желание/нежелание. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.

Говорение. Монологическая речь. Описание предмета, картинки, иллюстрации к сказке, личной фотографии, собственного рисунка на заданную тему. Короткий рассказ в пределах тематики начальной школы.

Аудирование. Понимание речи учителя. Понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке. Полное понимание небольших простых сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.

Чтение. Техника чтения вслух: соотнесение графического образа слова со звуковым; соблюдение ударения в словах, фразах; соблюдение интонации. Полное понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале.

Письмо и письменная речь. Списывание текста, выписывание из него слов, словосочетаний, простых предложений.

3. Языковой аспект

Произносительная сторона речи. Произношение всех звуков селькупского языка. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации                  типов  предложения: повествовательного,   вопросительного, побудительного, восклицательного.

Лексическая сторона речи. Простейшие устойчивые словосочетания, лексика, предложения.

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения. Общие и специальные вопросы.  Простые распространенные предложения.

Имя   существительное.    Единственное, двойственное,   множественное   число   имён существительных.

Глагол. Времена глаголов.

Имя прилагательное. Образование имён прилагательных.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ ВЛАДЕНИЯ СЕЛЬКУПСКИМ ЯЗЫКОМ

Изучение селькупского языка обеспечивает учащимся возможность:

В области говорения:

  • участвовать   в   диалогическом   общении:   вести   этикетный   диалог   и элементарный двусторонний диалог - расспрос в ограниченном  круге ситуаций повседневного общения;
  • уметь    поздороваться,     представиться,     поблагодарить,     попрощаться, поздравить,   пригласить и   поучаствовать   в   совместной   игре,   используя соответствующие   формулы    речевого   этикета,   соблюдая    правильное произношение и интонацию;
  •  уметь   задать   общий   и   специальный   вопрос   и   ответить   на   вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы; кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;

В области аудирования:

  • овладеть    наиболее   употребительной   лексикой    в    рамках   тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум.
  • получить    представление    об    основных    грамматических    категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
  •  понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов   с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку.

В области чтения:

  • овладеть техникой чтения вслух;
  • читать    про    себя    учебные    и    облегченные  тексты, построенные на изученном языковом материале;
  •  правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения изучаемого языка; соблюдать интонацию основных типов предложения.

В области письма:

  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец);
  •  заполнить простую анкету о себе по предлагаемой форме.
  • списывать небольшие тексты.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмет

  При изучении  селькупского  языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других  народов и их культуре.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает достижение личностных,           метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и  вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;

Метапредметные результаты: 

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения, как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
  •  формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
  •  сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с    компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос  сформированных умений, а также универсальных познавательных действий  на новые учебные ситуации.

 Предметные результаты: 

А.  В сфере коммуникативной компетенции:

  •  языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
  •  говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей); аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся);
  •  чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
  •  письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);  

Б. В познавательной сфере:  

  •  формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
  •  умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
  •  перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на селькупском  языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
  •  умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
  •  осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.

      В. В ценностно-ориентационной сфере:

  •  восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
  •  ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов;  перспектива использования изучаемого языка для контактов, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью селькупского языка.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 класса

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по селькупскому языку

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к уроку литературного чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь  и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;

- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

- чувство любви к природе родного края;

- основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;

- понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;

- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

- ориентации на здоровый образ жизни;

- стремление к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности:

- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

- участвовать в оценке результатов деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- понимать фактическое содержание текста;

- выделять события, видеть их последовательность в произведении;

- выделять в тексте основные части;

- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;

- пользоваться словарными пояснениями учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и формулировать познавательную цель;

- структуировать знания;

- группировать тексты по заданному основанию;

- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

- понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- проявлять интерес к общению на уроке;

- уважать мнение собеседников;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);

- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

- понимать содержание прочитанного;

- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;

- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

- находить и придумывать рифмы;

- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);

- отличать монолог от диалога;

- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

- отвечать на вопросы по содержанию текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

- определять главную мысль  произведения;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание  произведения;

- строить высказывания по образцу;

- формулировать несложные выводы;

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.

Содержание программы

2 класс

34 часа

Знакомство – 2ч

С учителем, с одноклассниками. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).

Моя семья и я – 7ч

Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения, профессии. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Моё любимое занятие. Любимая еда. Моя одежда.

Мои друзья и я – 5ч

Имя, возраст, день рождения, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Помощь друг  другу и помощь друга.

Мир вокруг нас – 15ч

 Любимое время года. Погода. Занятия в разные времена года. Природа: растения и животные. Дикие и домашние животные. Здоровье и части тела человека.

Моя родина – 5ч

Мой дом/Моя квартира/Моя комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Моё село (общие сведения)

Каледарно-тематическое планирование. 2 класс.

Содержание, (название разделов, тем уроков)

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Приветствие. «Знакомство» Звуки и буквы.

Лексика урока.


1 час

2

Лексика урока. Приветствие. «Знакомство»  Гласные звуки и буквы. Буква «Уу».

1 час

3

Лексика урока. «Моя семья и я» Согласные звуки и буквы Буква «Нн».

1 час

4

Лексика урока. « Моя семья и я» Предложение. Буква «Ӱӱ»

1 час


5

Лексика урока.Мои любимые занятия: что я умею делать. Буква «у-ӱ».


1 час

6

Лексика урока.Мой день. Повествовательные предложения. Буква «ы».


1 час

7

Лексика урока Любимая еда. Восклицательные предложения.  Буква «Рр».


1 час

8

 Моя одежда. Вопросительные предложения.   Буква «Тт».

1 час

9

Моя любимая игра.  Звонкие и глухие согласные. Буква «Аа».

1 час

10

 Мои друзья и я. Драматизация диалога.

Буква «Мм». Лексика урока.

1 час

11

 Мои друзья и я. Большая буква в именах, фамилиях людей.

Буква «Оо»


1 час

12

Что умеют/не умеют делать твои друзья.

 Буква «Өө».


1 час


13

Слова, обозначающие предметы.

Совместные занятия с друзьями. Различение звуков «о – ө».


1 час

14

Путешествие в стойбище. Буква «Ээ».

1 час

15

Любимое время года. Единственное  число.

 Буква «Лл».  

1 час

16

«Ветераны труда» - Драматизация диалога. Буква «Ии».

1 час

17

Осенний лес. Множественное число.

Буква «Кк».

1 час

18

Летом. Моя семья. Буква «Яя».



1 час

19

 Моя семья. Любимые ягоды. Двойственное число. Буква «Пп».


1 час

20

Птицы. Закрепление буквы «Пп».


1 час

21

Занятия в разные времена года. Буква «Ее».

1 час

22

Дикие животные. Слова,обозначающие действия предметов. Буква «Ⱪқ».

1 час

23

«На рыбалке» Буквы «к - қ».

1 час

24

Животные тундры. Слова, обозначающие действия предметов. Буква «Ңӊ».

1 час

25

«Сказка теремок» - Драматизация диалога.  Буква «н - ӊ».

1 час

26

 Здоровье. Буква «Әә».

1 час

27

Зимой дикие животные. Имя прилагательное.  

Буква «Ӧӧ».

1 час

28

Домашние и дикие животные

Буквы «е –ё – ӧ»

1 час


29

Здоровье. Части тела человека. Буква «Сс»


1 час

30  

 Мой дом. Образование имён прилагательных. Буква «Чч».

1 час

31

Моё село. Буква «Шш»

1 час

32

«Моя родина» - презентация.

1 час

33

Контрольное списывание.

1час

34

 Проектная работа «Селькупский алфавит».

1 час

Литература:

Гашилов А.И. селькупский язык в таблицах. Пособие для учащихся старших классов. Изд-во «Просвещение», Санкт-Петербург, 2006

Ириков С.И.  Чтение: Учебник для 2 кл. сельк. шк. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006

Кузнецова А.И., Казакевич О.А. «Селькупский язык»- изд-во «Просвещение», Санкт-Петербург, 2005

Книга для учителя селькупской школы - изд-во «Просвещение», Санкт-Петербург, 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа английского языка «Грамматика английского языка» для 4 класса

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рабочей программы курса английского языка к У...

рабочая программа "Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 класс

рабочая програма " эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 кл для национальных школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...

Рабочая программа. Филология «Язык и речевая практика» (Русский язык и литературное чтение) 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...