Публичная лекция "Педагогическое творчество"
статья по теме

Балыкина Наталья Геннадьевна

С лекцией "Педагогическое творчество" я выступала на районном конкурсе "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Шайковская СОШ №1»  Балыкина Н.Г.

Публичная лекция на тему

«Педагогическое творчество»

Введение

 Коллеги, мы все с вами учителя, работающие  с разными детьми. Общаемся с ними, стараемся кого-то похвалить, кого-то к себе прижать, а кому-то порой с досады «выскажем»: «Что же ты натворил?». А применимо ли это слово к нам – педагогам? Может ли педагог творить? И что же такое творчество?

Творчество - это деятельность, порождающая что-то новое.  Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить,  определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности. Важнейшей  характеристикой педагогической деятельности является её творческий характер. Утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что в нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего начала.

Признаки творчества, как целостного процесса

Существует несколько признаков творчества, как вида человеческой деятельности.

- Какие, как вы думаете?

1) наличие противоречия,  проблемной ситуации или творческой задачи (Например: подготовка к какому-либо празднику, конкурсу, - зачем это нужно? Что необходимо?)

2) социальная и личная значимость и прогрессивность ( например: участие в каких-либо конкурсах, конференциях.);

3) наличие социальных, материальных предпосылок, условий для творчества;

4) наличие личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности.

5) новизна и оригинальность процесса или результата.

- Давайте подумаем, а если хотя бы один признак исключить, то может ли деятельность называться творческой?

      Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего результата.

Однако творчество творчеству рознь.

- А когда и к кому может приходить творчество?

Творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим.

- А достаточно ли специальной подготовки, знаний, чтобы было возможно педагогическое творчество ( кроме как  на уровне проб и ошибок)? ( нет)

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог, умеющий анализировать возникшие ситуации, понимающий сущность проблемы, используя творческое воображение,  способен найти новые оригинальные пути и способы её решения.

Признаки творческой личности

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется некоторыми особенностями личности, которые называют признаками творческой личности.

- Я думаю, что многие из нас такими признаками обладают. Давайте попробуем их назвать!

1)  подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;

Пример 1:

..Колобок покатился.


Шарообразное тело при отсутствии внутреннего источника энергии может катиться только по наклонной плоскости.
Это закон физики. Итак, если шар/колесо начинает двигаться, то только одним-единственным способом: «вертясь», «переворачиваясь через себя», т. е. катясь.

Заранее сформулируем наше объяснение обреченности Колобка, которое может показаться неожиданным: Колобок погиб потому, что скатился, покатился и катился. Этот способ он сам не выбирал: по-другому Колобок передвигаться не мог, потому что был круглым. Итак, роковой оказалась его «круглость», которая обусловила его неустойчивость и как следствие — «качение».

Даль указывает в «катиться» направление движения — вниз.

Итак, заданное изначально (собственной «неустойчивой» круглой/ шарообразной формой) направление вниз обрекло Колобка на печальный конец, а попытки переменить это направление и двигаться вверх оказались неудачными.

Пример 2: -Посмотрите на картинку. Что вы видите на ней?

2)  избегать поверхностных формулировок;

3) умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;

   Могу предложить несколько идей (проблем) для тренировки своих творческих способностей. Я начну, а может быть кто-то будет предлагать свои варианты проблем.

  1. Родители теряют своих детей в местах массового скопления народа.
  2. Как легче и быстрее мыть посуду.
  3. Транспортные пробки.
  4. Как избежать опозданий.
  5. Разработайте новый вариант одежды.
  6. Как можно улучшить стул.
  7. Как снять мяч, застрявший в ветках дерева.
  8. Как обслуживать покупателей за предельно короткое время.
  9. Как создать устройство, облегчающее парковку машин.
  10. Как улучшить конструкцию зонтика.
  11. Снижение расходов на строительство жилья.
  12. Что делать игрокам в хоккей летом.
  13. Как улучшить конструкцию походной палатки.
  14. Почему колеса круглые.
  15. Как быстрее построить дом.
  16. Почему у стула четыре ножки.
  17. Почему у людей две ноги.
  18. Почему люди одеваются в разные одежды.
  19. Почему мел не такого цвета, как доска.
  20. Как увеличить тираж малоизвестной газеты.
  21. Как можно изменить обслуживание покупателей продавцами.
  22. Как обойтись совсем без дворника на улицах.
  23. Измените конструкцию чайной ложки.
  24. Как обогреть большой дом.
  25. Как получить в пустыне огромные урожаи.
  26. Как увеличить число игровых площадок для детей.

5) умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

Например:

Обычная канцелярская скрепка. – Что можно сделать из неё? 

  1. Отмычка.
  2. Вставить в замочную скважину для блокировки замка.
  3. Нагревать на огне и выжигать на фанере рисунки.
  4. Разрезать на небольшие кусочки, заточить - и маленькие гвоздики готовы.
  5. По прямому назначению - скрепление листов бумаги.
  6. Для сшивания страниц в книге.
  7. В качестве стрелки в часах.
  8. Для извлечения диска из CD-ROM привода.
  9. В качестве закладки.
  10. Поцарапать кожу для определения тонуса вегетативной нервной системы.
  11. Как зубочистка.
  12. Маленькая катушка для ниток.
  13. Крючок для ловли рыбы.
  14. Узнать, сколько весит и использовать в качестве эталона.
  15. Временная заколка для волос.
  16. Почесаться через одежду.
  17. Выколупывать косточку из вишни.
  18. Крючок на карандаш, чтобы его можно было повесить.
  19. Испугать кого-нибудь, наделав в конфетах скрепкой дырок.
  20. Привлечь внимание соседа, кинув в него скрепкой.
  21. Намагнитить и использовать как стрелку компаса.
  22. Измерить длину, сделать сантиметровые насечки - готова линейка.
  23. Временно заделать небольшую дырку, особенно если разошелся шов.
  24. Очень быстрым вращением получить огонь.
  25. Поставить вертикально и полученную от солнца тень использовать для определения времени.
  26. Взяв в руку несколько распрямленных скрепок веером, использовать в качестве расчески.
  27. Закругленной частью скрепки удобно чесать в ухе.
  28. Вместо петли и пуговицы в одежде - две скрепки друг напротив друга.
  29. Повесить на скрепках занавески.
  30. Использовать в качестве палочки для размешивания сахара.
  31. В качестве язычка у бегунка замка (когда основной сломается).
  32. Увеличить вес бумаги, скатерти для того, чтобы не сносило ветром.
  33. При заваривании чая в пакетиках вешать скрепку на ярлычок, чтобы он не свалился в чашку.
  34. Как крючок не только для ловли рыбы, но и для дальнейшего ее сушения (копчения).
  35. Украсить разноцветными скрепками куличи (или пасхальные яйца).
  36. Коллекционировать.
  37. Собирать намагниченной скрепкой стальные опилки.
  38. Вешать на скрепку елочные игрушки.

Можно придумать другие варианты использования скрепок.

- А как можно использовать пустые коробки (футляры) от аудиокассет?

Например:

1. В качестве подставки.

2. Переработать в другое пластмассовое изделие.

3. В качестве рамки и футляра для небольшой фотографии.

4. Пенал для карандашей и резинки.

6) готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Область проявления педагогического творчества.

 Я считаю (думаю, что и вы согласитесь со мною), что для осуществления творчества в педагогической деятельности, необходим ряд условий.

- Как вы думаете, какие условия необходимы?

Это: -временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (например: в короткие сроки придумать, сотворить чего-либо);

- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся (выступления на школьных праздниках, выполнение коллективных работ («Зайка» к Пасхе)) и других педагогов (быть составителем , ведущим корпоративных вечеринок);

- предвидение результата (необходимость его прогнозирования);

- атмосфера публичного выступления;

- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Уровни педагогического творчества.

 Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

  1. уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
  2. уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
  3. эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
  4. высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

Наверное,  каждый из нас всегда творит в соавторстве с учениками!

- Какие варианты сотворчества педагога с учащимися можем выделить?

1) педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

2) педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

3) педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход;

4) педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (например: в декабре прошлого года мною с учениками был проведён учебный проект «Кормушка для пернатых друзей», приуроченный к общешкольному мероприятию – операция «Кормушка»).

Вывод.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество— это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других.

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников,  педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый из нас,  так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Кто-то сказал: «Есть только один путь постижения – действовать». И я действую, творю.

Желаю и вам того же! Успехов в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Публичное представление инновационного опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "Атяшевский Дом детского творчества" Булыгиной Любови Сергеевны

Данный материал содержит пункты: актуальность, концептуальность, наличие теоретической базы, педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта......

Публичное представление собственного инновационного публичного опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....