Рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова ______________Гарькавая Т.В. «31» августа 2013 год Приказ №343 от 31 августа 2013г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________Винивитина Т.Н. «31» августа 2013 год | «РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Протокол №1 заседания методического объединения учителей начальных классов от 30 августа 2013г. Руководитель ШМО __________Савраскина Л.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Учитель: Савраскина Любовь Николаевна
Класс: 4 «Б»
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в учебный процесс общеобразовательных школ на основе поручения Президента России от 2 августа 2009 г. и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Рабочая программа составлена на основе авторско й программе А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством егоприобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика курса
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе отводится 1 час в неделю, таким образом, мною составлена рабочая программа модуля «Основы православной культуры» в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1час в неделю, 34 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
- Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
- Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
- Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 класс (34 ч)
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1ч | 1ч |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16ч | 16ч |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12ч | 12ч |
4 | Духовные традиции многонационального народа России | 5ч | 5ч |
Итого: | 34ч | 34ч |
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Проверка рабочих тетрадей
- Тестирование
По предмету «ОРКСЭ» оценки не выставляются.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
- Словари по русскому языку.
- Репродукции картин в цифровой форме.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Принтер лазерный.
- Интернет-ресурсы.
Учебники
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
- Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
- « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплект для обучающегося
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
Учебно-методический комплект для учителя
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
- Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год.
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
- « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1 * 34 = 34 ЧАСА
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Использование ТСО | Примечание (страницы учебника) | |
по плану | по факту | |||||
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 1 час Россия – наша Родина. | Комбинированный | Презентация | 4 | ||
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. – 16 ч Культура и религия. | Комбинированный | 6 | |||
3 | Человек и Бог в православии. | Комбинированный | Презентация | 8 | ||
4 | Православие и молитва. | Комбинированный | 12 | |||
5 | Библия и Евангелие. | Комбинированный | 16 | |||
6 | Проповедь Христа. | Комбинированный | ЦОР | 20 | ||
7 | Христос и его крест. | Комбинированный | Презентация | 24 | ||
8 | Пасха. | Комбинированный | 28 | |||
9 | Православное учение о человеке. | Комбинированный | Презентация | 32 | ||
10 | Совесть и раскаяние. | Комбинированный | ЦОР | 36 | ||
11 | Заповеди. | Комбинированный | Презентация | 40 | ||
12 | Милосердие и сострадание. | Комбинированный | 42 | |||
13 | Золотое правило этики. | Комбинированный | ЦОР | 46 | ||
14 | Храм. | Комбинированный | Презентация | 48 | ||
15 | Икона. | Комбинированный | 52 | |||
16 | Творческие работы учащихся. | Комбинированный | 56 | |||
17 | Подведение итогов. | Комбинированный | ЦОР | 57 | ||
18 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. - 12ч Как христианство пришло на Русь. | Комбинированный | Презентация | 58 | ||
19 | Подвиг. | Комбинированный | 62 | |||
20 | Заповеди блаженств. | Комбинированный | 64 | |||
21 | Зачем творить добро? | Комбинированный | ЦОР | 68 | ||
22 | Чудо в жизни христианина. | Комбинированный | 70 | |||
23 | Православие о Божием суде. | Комбинированный | Презентация | 72 | ||
24 | Таинство Причастия. | Комбинированный | 76 | |||
25 | Монастырь. | Комбинированный | 80 | |||
26 | Отношение христианина к природе. | Комбинированный | ЦОР | 84 | ||
27 | Христианская семья. | Комбинированный | 86 | |||
28 | Защита Отечества. | Комбинированный | 88 | |||
29 | Христианин в труде. | Комбинированный | Презентация | 92 | ||
30 | Духовные традиции многонационального народа России – 5ч Любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный | 94 | |||
31 | Творческие работы учащихся. | Комбинированный | ЦОР | |||
32 | Экскурсия в храм. | Комбинированный | Презентация | |||
33 | Экскурсия в храм. | Комбинированный | ||||
34 | Подведение итогов года. | Комбинированный |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...