Игра - основная форма работы в начальных классах.
методическая разработка по теме

Выступление на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glazunova_e_p_igra.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.

К.Д. Ушинский

К концу дошкольного возраста у большинства детей и без особого воспитания, как бы само собой появляется желание идти в школу. Когда беседуешь с детьми подготовительной группы, редко услышишь «Не хочу в школу». Все с радостью ждут 1 сентября. Они говорят: «В саду я уже был, а в школе не был», «В школе будешь много знать».

Дошколят привлекают такие атрибуты школьной жизни: «В школе будет учительница», «В школу можно носить портфель», «В школе есть звонок и перемены».

Придя в школу, ребёнок не просто попрощался с детским садом. У него происходит переход из условий игры, в условия учебной деятельности. Учебная деятельность отличается от игры тем, что учебная деятельность обязательна, её ребёнок не сможет избежать. Порой ребёнку приходится выполнять работу, которая для него малопривлекательна, безразлична. Детям трудно сосредоточиться на неинтересной для них деятельности. И желание ходить в школу может пропасть. Теперь многое зависит от учителя.

Что может представлять интерес для младших школьников?

В первом классе – это, прежде всего, игра. Элементы занимательности и неожиданности делают уроки интересными, а когда ребёнку интересно, то и легко запоминается и учиться хочется.

Для того, чтобы привлечь внимания к процессу обучения, в классе каждый день использую картинки с изображением сказочных героев. С большим интересом дети встречаются с Незнайкой, Черепашкой, Буратино, Обезьянкой. Все работают активно, чтобы Буратино сказал им «спасибо». А ещё интереснее, когда Обезьянка пожмёт руку тому, кто хорошо отвечал.

Во время урока в руках учителя может неожиданно появиться кукольный персонаж – школьник, опоздавший на урок. Он не слышал объяснения, не знает, что надо делать. Учащиеся с увлечением начинают объяснять ему тему и как выполнить задание. Тем самым учащиеся показывают свои знания.

На уроке надо использовать яркие наглядные пособия.

Дети любят, когда учитель загадывает загадки, использует ребусы, кроссворды, рифмовки, ищут «ошибки», которые допустил учитель.

Всем известен абак. Можно его назвать телевизор. И задания такие: «Включите свои телевизоры», «Вижу два испорченных телевизора», «Выключите, чтобы не перегорели».

Обычная двуцветная карточка – светофор или фотоаппарат фиксирует правильный или неправильный ответ.

На уроке присутствуют волшебные часы, которые напоминают, чтобы дети слушали внимательно, не отвлекались. Да разве захочется кому-нибудь отвлекаться, если волшебные часики просят малышей работать хорошо.

Первоклассники любят такие обращения:

- Встаньте, девочки, и прочтите слоги.

-Встаньте, мальчики, и скажите хором ответ.

- Сейчас будут отвечать только Ксюши или Кати.

-Выйдут к доске те, у кого имя начинается на букву «С».

Стеснительные дети и дети неуверенные в своих ответах любят

 отвечать учителю «на ушко». Всех учащихся надо вовлекать в учебный процесс.

Основное правило: игра должна помочь сделать серьезный, напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.

Дети ждут отметок за свою работу. Но в первом классе мы отметки не ставим. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо использовать поощрения. Они будут побуждать ребенка к дальнейшей работе. Поощрения бывают такие: улыбка учителя, учитель погладил по голове. Словесные: умница, молодец, вы хорошо поработали. Если тихо отвечал, говорю: «Молодец. И хотя ты говорил тихо, но правильно. Жаль, что не все могли тебя услышать. Если в следующий раз ответишь громко, всем приятно будет тебя послушать».

Флажок на парте, звездочка на обложке тетради, медаль «Лучший счетчик», значок «Грамотейкин»; каждый ребёнок, не имеющий ошибок, сам берёт значок, если же была отмечена ошибка, подходит и отдаёт значок обратно.

Прописи – лицо ученика. Начинаю урок и говорю, что сегодня всю ночь «прописи плакали». Догадались, почему? В конце урока: «Ну, Саша, сегодня твои прописи не будут «плакать».

Дети любят рисовать и получать рисунки для раскрашивания. Книги-раскраски поделила на листочки и даю за правильно выполненную работу.

В конце каждого урока стараюсь не упустить случая, чтобы похвалить тех, кто малоактивен, не уверен в себе. Мы не должны скупиться на похвалу, которую дарим детям на уроке, оценивая их знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма основных форм работы с учащимися школы I ступени

Предложенная циклограмма поможет классным руководителям спланировать работу с классным коллективом, работу с родителями....

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса

Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане ум...

Основные направления работы педагогов начальной школы с родителями детей-билингвов (презентация)

Представлена  информация об особенностях психологической и языковой ситуации развития детей-билингвов, которая может быть использована в ходе методической  работы с родителями в интересах ул...

«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных м...

Основные формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования (Методические рекомендации)

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования  (Далее – ДО) не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинт...