Конспект урока по теме "Дорогою добра" (итоговые уроки)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коровина Нина Георгиевна

Вид урока: урок-путешествие.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями , самостоятельная работа с источниками информации , подготовка творческой беседы с членами семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16-17_urok.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дорогою добра.

Вид урока: урок-путешествие.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями , самостоятельная работа с источниками информации , подготовка творческой беседы с членами семьи.

Оборудование: компьютерная презентация, Штраус «Так говорил Заратустра».

Ход урока

  1. Беседа по вопросам.
  1. Как называется предмет, который мы изучаем?
  2. Как вы считаете, нужно ли этот предмет изучать в начальной школе?
  3. Что нового и интересного для вас вы получили из этого курса?
  1. Творческие работы учащихся (Экскурсия по предмету).

Станция 1.  Россия – наша Родина.

Ученик. Все люди, которые относятся к населению государства и живут в нем постоянно, являются его гражданами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах.

       Во-первых, гражданин – это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

       Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

       В Древней Греции быть гражданином считалось возможностью редкой и почетной, гражданином называли не каждого свободного человека, не говоря уже о рабах.

       В Афинском государстве гражданами были только мужчины – коренные жители Аттики. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но были у граждан и серьезные обязанности, прежде всего, строго соблюдать законы и защищать Отечество.

       Для каждого из нас очень важной является частная жизнь. Именно из частной жизни и складывается в основном наша судьба. И всё-таки человек в частную жизнь не укладывается. Есть у него и жизнь общественная. Причем мы порой даже и не подозреваем, как крепко наша личная судьба связанна с судьбой общества и государства. Именно государство признанно наладить дело так, чтобы суметь защитить и нашу жизнь, и нашу свободу, и наше человеческое достоинство.

  1. Да, государство призвано защищать нашу жизнь, свободу, достоинство, а мы в свою очередь обязаны защищать и преумножать богатства нашего государства.
  2. Богатства не только материальные, но и духовные.
  1. Почему мы нашу Родину называем Отечеством?

Ученик. В 1240 году шведская флотилия напала на Русь. Биргер, командующий шведским флотом, велел гордо сказать князю новгородскому: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!»

(Слайд Биргер Магнуссон)

        Александр не устрашился. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошел в Софийский собор и там усердно помолился Богу, прося Святой его помощи.

(Слайд Софийский собор)

          Усердная молитва имеет чудесную силу. Александр вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде, идите с вашим князем».

(Слайд П.Д. Корин «Александр Невский»)

           Молодой энергичный князь, не дожидаясь помощи из далеких городов Владимира и Переяславля-Залесского, со своими дружинниками устремился навстречу неприятелю.

           В кровавой сече Александр Ярославович копьем ранил Биргера в голову. Шведам пришлось бежать. Победу принесла Александру Ярославовичу громкую славу и почетное прозвище «Невский».

Ученик. 5 апреля 1242 года. Это была ранняя весна. Все реки и озера, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретится в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжелые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.

           «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

(Слайд Ледовое побоище)

            В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадежный весенний лед не выдержал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.

  1. После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородцев встать под власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался.
  2. Князь Александр причислен к лику святых.

(Слайд М. Нестеров «Святой князь Александр Невский. Эскиз мозаики»).

  1. В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь – Александра – Невская лавра в Санкт Петербурге.

(Слайд)

      Станция 2. Культура и искусство.

  1. Что относятся к памятникам материальной культуры?
  2. Что относятся к памятникам духовной культуры?

Ученик. (Музей «Успенский собор»). Успенский собор был построен в 15 веке. Дошедшее до нас здание собора – пятое по счету с тех пор, как на этом месте была построена деревянная церковь в древнем городе 12 века, расположенном на высоком берегу Москвы. Первая попытка московских строителей оказалась неудачной: почти законченный грандиозный собор неожиданно рухнул.

            Царь Иван обратился к итальянским архитекторам, которые считались в те времена самыми опытными архитекторами в Европе.

            В 1475 году Аристотель Фиорованти возвел на месте рухнувшего собора дошедшее до нас уникальное здание. Мастер Фиорованти построил типично русский храм.      Успенский собор торжественно спокоен, величав. В Древности в нем обычно впервые объявлялись важные государственные указы. Этот памятник был избран для погребения в нем церковных иерархов: московских митрополитов, а затем патриархов.

Ученик (Стих.)

Среди дубравы блестит крестами

Храм, пятиглавый с колоколами

И звон призывной через могилы

Гудит так дивно итак уныло!

К себе он тянет неодолимо,

Зовет и манит он в край родимый,

В край благодатный, забытый мною,

И непонятной томит тоскою.

Молюсь и каюсь, и плачу снова,

И отрекаюсь от дела злого;

Далеко странствуя мечтой чудесной,

Через пространства лечу небесные;

И сердце радостно дрожит и тает,

Пока звон благостный не умирает…

                                                   (А.К. Толстой)

  1. Навеки вписано в культурное наследие России имя поэта Мусы Джалиля.

(Слайд)

  1. Даже оказавшись в фашистских застенках во время Великой Отечественной войны, он создал политические произведения, полные мужества и отваги. Его жизнь и творчество – пример высочайших нравственных качеств.

                 (Слайд «Памятник Мусы Джалилю в Казани»)

        Станция 3. Древние религии

Ученик 1. Индуизм – древняя религия Индии. Приверженцы этой религии верят в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых различных обличиях: человека, животного и даже растения. Кем именно родится человек в следующий раз, зависит от того, как он вел себя в жизни. Его следующая жизнь может стать для него наказанием или наградой.

Ученик 2. На протяжении многих веков рассказы о богах индуизма передавались из уст в устав стихотворной форме. В глубокой древности были записаны и названы Ведами, что означает «знания», «учения».

             (Звучит музыкальное произведение Штрауса «Так говорил Заратуштра»)

  1. Как называется это музыкальное произведение?
  2. Какая телевизионная передача взяла это произведение для своей заставки?
  3. Как называется религия, пророком которой был Спитама Заратуштра.

Ученик 3. Зароастризм – древнейшая мировая религия. Авеста – древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в Зароастризме.    Спитама Зароастризма получил откровения от Бога – ахура Мазды

             

Станция 4. Религии мира и их основатели.    

                   (Работа в группах)

1 группа.. (Христианство).

Ученик 1.  Мессия – помазанник, по – гречески Христос. Родился в маленьком городке Вифлеме.

(Слайд «Рождение Иисуса).

В яслях лежит Ребенок.

Матери нежен лик.

Слышат волы спросонок

Слабенький детский крик.

Придет Он не в блеске грома,

Не в славе побед земных,

Он трости не переломит

И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,

Не князей призовет в совет –

С галилейскими рыбаками

Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,

В узилища не запрет,

Но Сам, распростерши руки,

В смертельной муке умрет.

                        (А. Солодовников).

Ученик 2. Вдохновленные вестью о воскресении, ученики Иисуса Христа стали рассказывать об этом в Иудее и за ее пределами. Скоро вера Иисуса Христа распространилась во многих странах. Учение о его жизни и воскрешении стало называться христианством, а последователей Иисуса – христианами.

2 группа (Ислам).

Ученик 1. В далекой Аравии в городе Мекка родился мальчик, которого назвали Мухаммадом. Он рос сиротой, был на попечении своего деда, а затем дяди. Мухаммад стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в Единого Бога, жили благочестивой жизнью.

Ученик 2. Мухаммад призывал людей, которые верили в разных богов, уверовать в Единого Бога. Он сумел объединить разрозненные племена Аравии. Вместе с арабами религия, которую проповедовал Мухаммад, распространилась по разным странам и континентам.

     Новая религия получила название Ислам. Приверженцы ислама стали называться мусульманами.

Ученик 3.

Творцу молитесь; Он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

Он милосерд: Он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы по свету,

И да падает с очей туман.

                              (А.С. Пушкин)

3 группа (Буддизм).

Ученик 1. Третья мировая религия – буддизм, возникла раньше остальных в далекой Индии. Ее основателем стал Сиддхартха Гаутама, который постиг 4 благородные истины, стал Буддой, что значит Просветленный.

Ученик 2. Став Просветленным, царевич начал странствовать и проповедовать свое учение, которое назвали позднее буддизмом.

  1. А какую религию называют национальной? Почему?
  2. Что вы о ней знаете?

4 команда (Иудаизм)

  Ученик 1. Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский).

               По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан. С тех пор иудеи зовут эту землю Землей обетованной.

     Через некоторое время здесь наступил голод, и потомки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Они оказались на положении рабов. Бог повелел Моисею вызволить из рабства еврейский народ.

Ученик 2. 40 лет евреи блуждали по пустыни. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу.

     Моисей заключил с богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

       Станция 5. Человек в религиозных традициях мира.

  1. Что такое религия?           (Религия – это связь человека и Бога).
  1. В каждой религиозной культуре есть свои традиции, связанные с восстановлением связи человека с Богом.
  1. Какие религиозные традиции в православной религии вы знаете?

(Молитва, чтение Библии и особенно Евангелия, таинства Крещения и Евхаристия.)

Ученик. (стих)

        «Молитва» (Князь Константин Романов)

Научи меня, Боже, любить

Всем умом тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца именем.

Научи ты меня соблюдать

Лишь твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты своею Пречистою Кровью,-

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже любить.

- Песня ? (Люда Гребеношко)

  1. Какие религиозные традиции существуют в исламской религиозной культуре?

(Намаз, пост в месяц рамадан, закят).

Торгуя совестью пред бледной нищетою,

Не сыпь своих даров расчетливой рукою:

Щедрота полная угодна небесам.

В день грозного суда, подобно ниве тучной,

О сеятель благополучный,

Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если пожалев трудов земных стяжанья,

Вручая нищему скупое подаяние,

Сжимаешь ты свою завистливую длань,

Знай, все твои дары, подобно горсти пыльной,

Что с камня моет дождь обильный,

Исчезнут, Господом отверженная дань.

                                                                (А.С. Пушкин)

  1. Назовите религиозные традиции иудаизма, буддизма.

(Шабат, мантра, развешивание флажков, приношение даров духам).

            Станция 6. Проверь себя.

1. Дополни ряды слов.

А) Авраам, земля Обетованная…

Б) волхвы, Вифлеем…

В) Аравия, Мекка…

Г) Индия, просветление…

2. Что объединяет слова каждого?

А) Коран, хафиды, Мечеть;

Б) алтарь, икона, фреска;

В) Тора, менора, кипа;

Г) мантры, сингха, пагода;

3. Определите и скажите, что из перечисленного относится к иудаизму, христианству. Буддизму, исламу.

(4 учеников – у доски)

Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Тора, апостол, ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, алтарь, кипа, лама, семисвечник, имам, диакон, хафиз.

  1. Слово гостям.

(Перед учащимися выступают представители духовенства православной религии и исламской религии).

  1. Компьютерная игра «Своя игра».
  2. Рефлексия.
  1. Да, ребята, за эти два месяца вы очень многому научились. И я очень хотела бы, чтобы вы взяли все самое лучшее, доброе, чему учит каждая религиозная культура. Будьте милосердны, добры и справедливы.

Своя игра

Раздел 1. Древние религии

  1. Во что верили древние люди? (Верили в  духов, а также  почитали священных животных).
  2. Что такое пантеон? (Пантеон (боги) — группа богов принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии).
  3. Какой бог считался главным у древних египтян? (Бог солнца Ра).
  4. Как у древних египтян изображался бог мудрости Тот? (Тот изображался в виде человека с головой птицы Ибис).
  5. Назовите Бога зороастризма. (Ахура Мазда).

Раздел 2. Персоналии

  1. Кто, по преданиям,  является родоначальником евреев? (Авраам).
  2. Кто получил от Бога скрижали? (Моисей).
  3. Кто такие волхвы? (Пастухи и мудрецы-звездочёты).
  4. Кто является пророком в зороастризме?  (Заратуштра).
  5. Кто из пророков родился в Мекке? (Мухаммад).

Раздел 3. Священные книги

  1. Как переводится слово «трипитака»? (Три корзины).
  2. Название какой священной книги переводится как «чтение»? (Коран).
  3. Как называется священная книга в древнейшей религии –  зороастризм? (Авеста).
  4. Кто написал Евангелия? (Матфей, Лука, Марк, Иоанн).
  5. Назовите части Ветхого Завета? (Пятикнижие. Пророки.  Писания).

Раздел 4.  Хранители преданий

  1. Кто такие жрецы? (Жрец — служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов).
  2. Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины)? (Раввины объясняли народу

 священное писание,  растолковывали заповеди).

  1. Кто входит в иерархию христианской церкви? (Диакон, священник, епископ).
  2. Как называется единая мусульманская община? (Умма).
  3. Кто пользуется особым почитанием среди членов буддийской общины? (Лама).

Раздел 5. Добро и зло

  1. В чём заключается спасение человека с точки зрения буддиста? (Освобождение от страданий).
  2. Чему учит Евангельская Притча о блудном сыне? (Раскаяние восстанавливает

связь человека с богом).

  1. Что ждёт людей в судный день Аллаха, согласно учению ислама? (Людей ждёт воздаяние  за добрые и злые дела).
  2. Как пришло зло в мир, по мнению древних греков? (Зло пришло в мир из-за любопытства женщины Пандоры).
  3. Что такое добро и зло? (Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Зло – нечто дурное, вредное).

Раздел 6. С миру по нитке

  1. Как называется Дом для молитвы у иудеев? (Синагога).
  2. С какими таинствами христианской религии мы познакомились? ( Крещение. Причащение. Венчание).
  3. Что такое закят? (Очистительная милостыня в исламе).
  4. В какой религии молитва не предназначена Богу? (В буддизме).
  5. Тексты какой священной книги писались в стихотворной форме? (Веды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект и презентация урока ( Программа "Школа России" ). Тема урока "Строчная буква м"

Данная презентация предназначена для 1 класса начальной школы. Поможет учителю познакомить детей с буквой и звуком "М"....

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка».Урок по технологии «Спасение символа года»

Цели:Развитие у детей интереса к лепке Формирование умения лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части, соблюдая пропорции. Развитие умения использовать в работе стеку...