Проектная деятельность в начальных классах
рабочая программа (4 класс) по теме

В программе содержится материал по обечению детей проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.rar25.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                                                      учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9» ст-цы Старопавловской

                                                                              Лушпай Л.В.

Пояснительная записка

В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности., приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений : самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве , самостоятельно планировать свою деятельность

При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности , имеющие ряд общих признаков: 1)направлены на достижение конкретных целей,2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий, 3)имеют ограниченную протяженность во времен ,с определенным началом и концом,4) в определенной степени неповторимы и уникальны. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.

Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Цель:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Преодоление фрагментарности содержания учебных предметов.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,систематизация, хранение, использование).

Программа данного курса рассчитана на 128 часов. Программа предполагает проектную деятельность, направленную на изготовление кукол , декораций, книг ,альбомов ,презентаций, спектаклей.

Работы носят различный характер: работа по шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем условию.

Дети учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от образца к материалу.

Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов, посещение лекций, спектаклей.

Срок реализации программы: 2 года.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Методы:

  1. проект,
  2. объяснение,
  3. индивидуальная работа,
  4. групповая работа,
  5. коллективная работа,
  6. экскурсия,
  7. демонстрация,
  8. самостоятельная работа с литературой,
  9. дизайн – проект,
  10. алгоритмический,
  11. скоростного эскизирования,
  12. конкурс творческих проектов.

Средства:

- иллюстрации и литература;

- аудио и видеозаписи (использование технических средств);

Ожидаемые результаты:

  1. Рефлексивные умения:

 

  1. Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 

  1. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

 

  1. Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 

  1. Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 

  1. Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

 

  1. Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 

  1. Умение выдвигать гипотезы

 

  1. Умение устанавливать причинно-следственные связи

 

  1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 

  1. Навыки коллективного планирования

 

  1. Умение взаимодействоать с любым партнером

 

  1. Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 

  1. Навыки делового партнерского общения

 

  1. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 

  1. Менеджерские умения и навыки:

 

  1. Умение проектировать процесс (изделие)

 

  1. Умение планировать деятельность, время, ресурсы

 

  1. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

 

  1. Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

 

  1. Коммуникативные умения:

 

  1. Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

 

  1. Умение вести дискуссию

 

  1. Умение отстаивать свою точку зрения

 

  1. Умение находить компромисс

 

  1. Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

 

  1. Презентационные умения и навыки:

 

  1. Навыки монологической речи

 

  1. Умение уверенно держать себя во время выступления

 

  1. Артистические умения

 

  1. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

 

  1. Умение отвечать на незапланированные вопросы

                       

Содержание программы

                   

Проект 1. «Моя малая Родина» (5 ч)

Проект 2. «Моя семья» (5ч.)

Проект 3. «Мой класс и моя школа» (5ч.)

Проект 4. « История возникновения фамилий» (5ч.)

Проект 5. «Моя семья в годы ВОВ»(5ч.)

Проект 6. « Лики русских святых» (герои моего края в разное время)(5ч.)

Проект 7. «Достопримечательности моего края»(5ч.)

Проект 8. « Математическая сказка » (5ч.)

Проект 9. «Макеты зданий из простых геометрических тел» (5ч.)

Проект 10. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба». (4 ч.)

Проект 12. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок».   (4ч.)

Проект 13. «Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, волке, медведе) (4ч.)

Проект 14. Коллаж « Заселим улицу сказочными домиками» (5ч.)

Проект 15. Коллаж « Весна, весна и все ей радо!» (5ч.)

Проект 16. Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто» (5ч.)

Проект 17.  « Набор прихваток для кухни» (4 ч.)

Проект 18.  Кормушка для птиц» (3ч.)

Проект 20.  « Шкатулка» (3ч.)

Проект 21.  «Открытка- приглашение на праздник » (3 ч)

Проект 22. «История моего села (станицы)» (5 ч)

Проект 23. « Театр кукол» (6ч.)

Проект 24. «Коллекция самодельной посуды с узорами» (5ч.)

Проект 25. « Создание книжек- картинок» (5ч.)

Проект 26. « Создание собственных сказок» (6ч.)

Проект 27. «Герои сказок в рисунке» (6 ч)

Проект 28. Коллаж « Заселим улицу сказочными домиками»  (5ч)

Методические рекомендации

           Проект. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба».

Прослушивание сказки. Просмотр иллюстраций.

   Проект. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок».  

Просмотр мультфильма. Иллюстрации к сказке. В этом проекте рекомендуется поставить с уч-ся спектакль по этой сказке.

    Проект. «Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, волке, медведе)

 

Просмотр мультфильмов, в которых эти звери являются главными героями

       Проект. « Создание собственных сказок» (6ч.)

Просмотр сказок различных авторов. Просмотр иллюстраций  к сказкам. Учитель дает рекомендации по особенностям худ. Построения сказок.

                   Проект. Коллаж « Заселим улицу сказочными домиками»

Викторина «Сказочные домики». Дать понятия «коллаж» и технику его выполнения.

                   

           Проект. Коллаж « Весна, весна и все ей радо!»

Прослушивание стихов, песен и др.произведений о весне. Просмотр картин ,посвященных весне.

                     

Просмотр кинофильма о войне. Прослушивание произведений о войне. Дать пояснение о методике создания сборников произведений о ВОВ.

                     Проект. Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»

 

Подбор  из книг и газет интересных сюжетов, связанных с ВОВ. Рекомендации о технологии создания стенгазет.

                  Проект.  « Набор прихваток для кухни»

Выяснить с уч-ся назначение прихваток. Рассмотреть образцы прихваток разного вида.

                Проект.  «Кормушка для птиц»

Провести с уч- ся беседу о значении кормушек в жизни птиц зимой. Рассмотреть кормушки разных видов. 

                Проект.  « Шкатулка»

Провести с уч- ся беседу о значении и происхождении шкатулки. Посетить краеведческий музей и рассмотреть шкатулки разных видов.

                Проект.  «Открытка- приглашение на праздник »

Провести с уч- ся беседу о назначении открытки- приглашения. Рассмотреть различные образцы открыток. Выяснить их особенности

                  Проект. «Моя малая Родина»

На отдельных примерах показать разнообразие природы родного края с некоторыми его достопримечательностями. Дать представлениео плане города, в доступной форме представить сведения из истории города. Домашний адрес. Занятия населения края. , обычаи, особенности быта народов края. Расположение региона на карте, название административного центра региона. Экскурсия к одной из достопримечательностей родного города.

                Проект  «Моя семья»

Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Семья- самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хоз- во , распределение обязанностей в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Составление родословного древа семьи.

              Проект  «Мой класс и моя школа»

Школьник и его жизнь в школе .Правила поведения в школе , на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив, совместная учеба, игра, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия. Правила взаимоотношений со взрослыми.

        

                Проект «Традиционные детские игрушки народов моего края »

Посещение выставки детских  народных игрушек

                Проект  « Традиционные свадьбы и народные детские игры в свадьбу»

Посещение краеведческого музея. Организация  народных игр с уч-ся , проводимых на свадьбу .

     

          Проект. « Математическая сказка »

Прослушивание математических сказок и их решение.

          Проект  « Книга о логических играх»

Проведение соревнований , используя логические игры. Посещение библиотеки ,чтение книг, содержащих логические игры, просмотр иллюстраций. Подготовка сообщений о логических играх в древней истории. Логические игры в древней истории ,логические игры в книгах, фильмах. Забытые игр.

Знакомство с сущностью театрального искусства и его истоками. Выявление игровой природы актерского искусства. Знакомство с видовым разнообразием театра. Роль художника в создании кукольного театра. Понимание театрального термина “Спектакль”. Повторение и закрепление материала о кукольном театре, и отличие его от других видов театра. Расширение представления детей о кукольном театре и его героях – куклах. Значение цвета в образе куклы. Роль декорации. Значение цвета и формы в декорациях. Технология создания декорации.

Назначение афиши-плаката. Особенности работы художника-плакатиста. Знакомство со шрифтом. Особенности “языка” плаката

                Проект « Создание книжек- картинок» (5ч.)

Знакомство с сущностью книжек- картинок. Расширение представлений о работе художника – иллюстратора детских книг. Значение цветового решения в детских книгах

                                                     

Методическое обеспечение

Формы занятий: выполнение проекта,  практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса  связаны с практическими методами обучения.  На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы.  Им    соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Мультимедийное оборудование, программное обеспечение, видеофильмы со сказками, книги сказок.

Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ уч-ся;

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу,  выставки работ учащихся.

Литература.

1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.

2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1.

3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1.

4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4.

5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990.

6. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 1991.

7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9.

9. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.  ПИиОбщ., 2002г., №9.

         10.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

          11.      Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

          12.      Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"

В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"

Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....