Проектная деятельность в начальных классах
рабочая программа (4 класс) по теме
В программе содержится материал по обечению детей проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.rar | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №9» ст-цы Старопавловской
Лушпай Л.В.
Пояснительная записка
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности., приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений : самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве , самостоятельно планировать свою деятельность
При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности , имеющие ряд общих признаков: 1)направлены на достижение конкретных целей,2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий, 3)имеют ограниченную протяженность во времен ,с определенным началом и концом,4) в определенной степени неповторимы и уникальны. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Цель:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Преодоление фрагментарности содержания учебных предметов.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,систематизация, хранение, использование).
Программа данного курса рассчитана на 128 часов. Программа предполагает проектную деятельность, направленную на изготовление кукол , декораций, книг ,альбомов ,презентаций, спектаклей.
Работы носят различный характер: работа по шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем условию.
Дети учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от образца к материалу.
Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов, посещение лекций, спектаклей.
Срок реализации программы: 2 года.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Методы:
- проект,
- объяснение,
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа,
- экскурсия,
- демонстрация,
- самостоятельная работа с литературой,
- дизайн – проект,
- алгоритмический,
- скоростного эскизирования,
- конкурс творческих проектов.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических средств);
Ожидаемые результаты:
- Рефлексивные умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение выдвигать гипотезы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки коллективного планирования
- Умение взаимодействоать с любым партнером
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Навыки делового партнерского общения
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Менеджерские умения и навыки:
- Умение проектировать процесс (изделие)
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
- Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
- Коммуникативные умения:
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
- Умение вести дискуссию
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение находить компромисс
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
- Презентационные умения и навыки:
- Навыки монологической речи
- Умение уверенно держать себя во время выступления
- Артистические умения
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Содержание программы
Проект 1. «Моя малая Родина» (5 ч)
Проект 2. «Моя семья» (5ч.)
Проект 3. «Мой класс и моя школа» (5ч.)
Проект 4. « История возникновения фамилий» (5ч.)
Проект 5. «Моя семья в годы ВОВ»(5ч.)
Проект 6. « Лики русских святых» (герои моего края в разное время)(5ч.)
Проект 7. «Достопримечательности моего края»(5ч.)
Проект 8. « Математическая сказка » (5ч.)
Проект 9. «Макеты зданий из простых геометрических тел» (5ч.)
Проект 10. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба». (4 ч.)
Проект 12. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок». (4ч.)
Проект 13. «Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, волке, медведе) (4ч.)
Проект 14. Коллаж « Заселим улицу сказочными домиками» (5ч.)
Проект 15. Коллаж « Весна, весна и все ей радо!» (5ч.)
Проект 16. Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто» (5ч.)
Проект 17. « Набор прихваток для кухни» (4 ч.)
Проект 18. Кормушка для птиц» (3ч.)
Проект 20. « Шкатулка» (3ч.)
Проект 21. «Открытка- приглашение на праздник » (3 ч)
Проект 22. «История моего села (станицы)» (5 ч)
Проект 23. « Театр кукол» (6ч.)
Проект 24. «Коллекция самодельной посуды с узорами» (5ч.)
Проект 25. « Создание книжек- картинок» (5ч.)
Проект 26. « Создание собственных сказок» (6ч.)
Проект 27. «Герои сказок в рисунке» (6 ч)
Проект 28. Коллаж « Заселим улицу сказочными домиками» (5ч)
Методические рекомендации
Проект. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба».
Прослушивание сказки. Просмотр иллюстраций.
Проект. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок».
Просмотр мультфильма. Иллюстрации к сказке. В этом проекте рекомендуется поставить с уч-ся спектакль по этой сказке.
Проект. «Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, волке, медведе)
Просмотр мультфильмов, в которых эти звери являются главными героями
Проект. « Создание собственных сказок» (6ч.)
Просмотр сказок различных авторов. Просмотр иллюстраций к сказкам. Учитель дает рекомендации по особенностям худ. Построения сказок.
Проект. Коллаж « Заселим улицу сказочными домиками»
Викторина «Сказочные домики». Дать понятия «коллаж» и технику его выполнения.
Проект. Коллаж « Весна, весна и все ей радо!»
Прослушивание стихов, песен и др.произведений о весне. Просмотр картин ,посвященных весне.
Просмотр кинофильма о войне. Прослушивание произведений о войне. Дать пояснение о методике создания сборников произведений о ВОВ.
Проект. Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»
Подбор из книг и газет интересных сюжетов, связанных с ВОВ. Рекомендации о технологии создания стенгазет.
Проект. « Набор прихваток для кухни»
Выяснить с уч-ся назначение прихваток. Рассмотреть образцы прихваток разного вида.
Проект. «Кормушка для птиц»
Провести с уч- ся беседу о значении кормушек в жизни птиц зимой. Рассмотреть кормушки разных видов.
Проект. « Шкатулка»
Провести с уч- ся беседу о значении и происхождении шкатулки. Посетить краеведческий музей и рассмотреть шкатулки разных видов.
Проект. «Открытка- приглашение на праздник »
Провести с уч- ся беседу о назначении открытки- приглашения. Рассмотреть различные образцы открыток. Выяснить их особенности
Проект. «Моя малая Родина»
На отдельных примерах показать разнообразие природы родного края с некоторыми его достопримечательностями. Дать представлениео плане города, в доступной форме представить сведения из истории города. Домашний адрес. Занятия населения края. , обычаи, особенности быта народов края. Расположение региона на карте, название административного центра региона. Экскурсия к одной из достопримечательностей родного города.
Проект «Моя семья»
Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Семья- самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хоз- во , распределение обязанностей в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Составление родословного древа семьи.
Проект «Мой класс и моя школа»
Школьник и его жизнь в школе .Правила поведения в школе , на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив, совместная учеба, игра, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия. Правила взаимоотношений со взрослыми.
Проект «Традиционные детские игрушки народов моего края »
Посещение выставки детских народных игрушек
Проект « Традиционные свадьбы и народные детские игры в свадьбу»
Посещение краеведческого музея. Организация народных игр с уч-ся , проводимых на свадьбу .
Проект. « Математическая сказка »
Прослушивание математических сказок и их решение.
Проект « Книга о логических играх»
Проведение соревнований , используя логические игры. Посещение библиотеки ,чтение книг, содержащих логические игры, просмотр иллюстраций. Подготовка сообщений о логических играх в древней истории. Логические игры в древней истории ,логические игры в книгах, фильмах. Забытые игр.
Знакомство с сущностью театрального искусства и его истоками. Выявление игровой природы актерского искусства. Знакомство с видовым разнообразием театра. Роль художника в создании кукольного театра. Понимание театрального термина “Спектакль”. Повторение и закрепление материала о кукольном театре, и отличие его от других видов театра. Расширение представления детей о кукольном театре и его героях – куклах. Значение цвета в образе куклы. Роль декорации. Значение цвета и формы в декорациях. Технология создания декорации.
Назначение афиши-плаката. Особенности работы художника-плакатиста. Знакомство со шрифтом. Особенности “языка” плаката
Проект « Создание книжек- картинок» (5ч.)
Знакомство с сущностью книжек- картинок. Расширение представлений о работе художника – иллюстратора детских книг. Значение цветового решения в детских книгах
Методическое обеспечение
Формы занятий: выполнение проекта, практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение, видеофильмы со сказками, книги сказок.
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ уч-ся;
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ учащихся.
Литература.
1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.
2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1.
3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1.
4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4.
5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990.
6. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 1991.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9.
9. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., №9.
10. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
11. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
12. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время
Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...
Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"
В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Проектные работы учащихся...
Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"
Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....