Формирование языковых, коммуникативных, культурологических компетенций
статья по теме
В статье обоснована необходимость формирования языковых, лингвистических, культурологических компетенций при обучении детей в начальной школе. Отражена характеристика содержания данных компетенций и указаны подходы для их качественного формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetenciy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных, лингвистических, культурологических компетенций в начальной школе.
Введение ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Среди метапредметных результатов выделяется следующий: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
В программу и учебники вводятся материалы практикоориентированного характера, усиливается диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьника с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни. Поэтому необходимо формировать коммуникативные, лингвистические, культурологические компетенции. В педагогической литературе эти термины комментируются так:
- компетентность – это определенное состояние индивида, способного самостоятельно решать определенный уровень задач, используя универсальные и специальные способы деятельности, основанные на научных и гуманистических идеях и принципах, а также имеющейся у него системы знаний (О.Е. Лебедев);
- компетенции – это освоенные и сознательно применяемые способы деятельности.
В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:
Языковые компетенции:
- способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;
- владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности:
- новые пласты лексики,
- фразеологический запас,
- грамматический строй речи,
- морфологические нормы,
- нормы согласования, управления,
- построение предложений разных видов.
Лингвистические компетенции:
- результат осмысления речевого опыта учащимися:
-устройство языка и его изменения,
- элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;
- опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;
- умение делить языковые явления на группы;
- умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.
Коммуникативные компетенции:
- способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;
- знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,
- умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.
Культуроведческие компетенции:
- Обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом.
- Постижение национальной культуры своего народа:
-познание самобытности;
-осознание значимости родного языка;
развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Для того, чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников нужно начинать с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.
Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом.
Важную роль в формировании компетенций играет и процесс обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.
Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.
Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников
В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...
Формирование культурологической компетенции на уроках русского языка в начальной школе
Аннотация: Рассматривается вопрос о реализации культуроведческого аспекта в начальном языковом образовании. Приведены доказательства его использования в учебниках УМК «Планета знаний»...
Формирование языковой компетенции младших школьников.
Формирование языковой компетенции младших школьников.Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практ...
Формирование языковых компетенций у младших школьников
формирование языковых компетенций у младших школьников является важнейшим аспектом обучения....
Технология развития критического мышления как основа формирования языковой компетенции младшего школьника.
Мастер класс для педагогов....
Формирование математических, языковых и читательских компетенций во внеурочное время.
Статья содержит теоретический материал о формирование основных учебных компетенциях и работе педагога по формированию данных компетенций во внеурочное время....
Формирование языковых, коммуникативных, лингвистических компетенций на уроках русского языка младших школьников
Методические рекомендации по формированию языковых, коммуникативных и лингвистических компетенций учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка разработаны ...