Роль литературного краеведческого материала в формировании нравственного идеала в курсе ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) по теме

Честнокова Татьяна Павловна

В статье представлен опыт работы по реализации регионального компонента содержания образования в курсе "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" (авт. Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nrk_v_kurse_orkse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

        Среди ценностных ориентиров содержания учебного предмета ОРКСЭ выделяется ценность патриотизма как одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о радости и печали учащиеся выносят с родной земли, и всю жизнь будут соотносить с этими изначальными образцами. Краеведческий подход в едином образовательно-воспитательном процессе позволяет привить школьникам  уважение к природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности. Чем полнее и ярче будут детские впечатления, тем глубже будут чувства Родины, любви и преданности ей.

Одним из девизов моей работы в этом направлении стала идея Е.А.Звягинцева, высказанная им в работе «Родиноведение и локализация школы»: местный элемент «недостаточно как-то механически подвесить к тому, что теперь проходится – его надо крепко спаять с общим материалом учебного курса…»  Поэтому основной своей целью я ставлю тщательно продуманное соединение программного материала курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» (авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева)  с региональным компонентом содержания образования.

Темы уроков этого курса постоянно выходят за страницы учебника, пробуждают идеи интересных встреч с достойными представителями нашего края.  Так кодексы чести настоящих мужчин, мораль защитников Отечества  моим мальчикам наглядно демонстрируют каслинские сотрудники  органов внутренних дел. Что значит честь рабочего человека учащиеся  узнают на примерах  судеб  мастеров художественного литья. А образцами истинных интеллигентов для ребят становятся детские поэты нашей области, с которыми мы повстречались в рамках Читательского марафона, организованного Издательством Марины Волковой.

Литературная краеведческая работа вносит большую лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала. Сильное эмоциональное впечатление производит на ребят урок-письмо «Певец Урала» о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П.Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов в реальной жизни,  среди родных и близких людей: «Знакомьтесь, изыскатель!», «Доброта вокруг меня».

Увлеченно работая над проектом «Мои источники нравственности», школьники проводят краеведческие исследования  прошлого своей семьи, посвящают стихи своим родным, друзьям и учителям, вручают благодарности людям, которые оказывают значительное влияние на формирование юных личностей.

Знаменитые земляки становятся примерами для учащихся при осуществлении индивидуальных проектов по самовоспитанию «Строитель своей личности». Уточняя смысл понятий «совесть», «честь», дети готовят сообщения «Мой земляк – человек слова!» Составляя Карту Бескорыстия с удивлением и восхищением открывают для себя волонтерские движения и благотворительные организации Челябинской области.

При изучении темы «Народная культура – источник нравственности»  предлагаю ученикам прочитать стихотворения уральских поэтов разных национальностей: М.Львова, К.Киньябулатовой, О.Юлдашева, М.Гроссмана. В переплетении лирических строк мы находим общепризнанные духовные ценности.

А яркую палитру своеобразия жителей Урала школьники представляют на Фестивале «Дружба народов»: проводят народные игры, поют песни, инсценируют сказки, угощают друг друга национальными блюдами.

Незабываемой иллюстрацией красоты и славы нашей родной земли становится для ребят видеосборник стихов уральских авторов из разработанного мною комплекса методических и дидактических материалов «Самоцветное слово Урала». Произведения народного творчества, местных писателей  и сказителей – это богатейший источник воспитания, в них раскрываются, общечеловеческие и специфические качества представителей края, в них – душа народа!

Уроки ОРКСЭ, построенные по краеведческому принципу, эмоционально насыщены,  отличаются многообразием форм организации деятельности учащихся. Глубокое познание духовных ценностей края обеспечивает сознательное развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родным местам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации межпредметных связей на основе литературного краеведческого материала в начальной школе

В статье представлены возможности сочетания  краеведческого литературного потенциала с природоведческим и художественным в рамках уроков по Образовательной системе "Школа 2100". Приводятся фрагме...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

Методическое сопровождение текстового материала, представленного в учебниках учебного курса ОРКСЭ.

Курс основы религиозных культур  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозн...

Методическое сопровождение текстового материала, представленного в учебниках учебного курса ОРКСЭ

Методическое сопровождение текстового материала, представленного  в учебниках учебного курса ОРКСЭ...

"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".

quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....

Роль уроков русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов....