Развитие беглого чтения
методическая разработка (2 класс) по теме

Хабибуллина Фаягуль Наримовна

Этот материал можно использовать для развития беглого чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Методическая тема:

                   

           «Развитие беглого чтения».

                               

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов- на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Отслеживая динамику беглого чтения (учащихся первого выпуска) я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается. Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Под техникой чтения понимается узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов предложений. Также чтение включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенствование скорости чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения, и создаёт условия для появления ошибок. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения - формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно – познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека. Особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению. Мною разработана методика беглого чтения с помощью таблиц наращивания слогов. Используя методику А.Н. Корнева автоматизация восприятия « оперативных единиц чтения» с помощью таблиц я добивалась максимальной скорости чтения. На основе опыта разработана последовательность упражнений для привлечения детей к чтению и развития беглого чтения.

Навык чтения вырабатывается поэтапно. Каждый из этапов отличается качественным своеобразием и вариативна соотношением технических и смысловых задач чтения. Однако эти этапы (стадии) не всегда можно отчетливо разграничить, поскольку наблюдается их сочетание даже в пределах чтения одного текста.

Егоров Т.Г. выделял следующие этапы в обучении чтению:

1-й этап — аналитический. Он обеспечивает усвоение звуко-буквенного соотношения и слогового (аналитического) чтения;

2-й — этап становления синтетических приемов чтения, когда ребенку доступно присоединение друг к другу последовательно стоящих слов с ориентировкой на целое предложение;

3-й — этап автоматизации навыков синтетического чтения, обеспечивающий развитие беглого осмысленного чтения;

4-й — этап совершенствования техники чтения при понимании смысла соответствующих возрасту текстов.

В целом развитие навыка чтения происходит скачками и соответствует выделенным этапам таким образом, что конечная фаза одного этапа перекрывается начальной фазой следующего, благодаря чему можно наблюдать переходные стадии сосуществования «смежных» этапов.

В настоящее время педагогической науке известны три основные метода обучения чтению: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический. Первый метод предписывает начинать обучение с усвоения слов и предложений. Второй — с изучения звуко-буквенных обозначений и слогов, из которых составляются слова и предложения. Аналитико-синтетический метод соединяет в себе преимущества обоих вышеназванных и является наиболее широко используемым. Однако в течение многих лет в международной педагогической литературе идут дискуссии о преимуществах и недостатках всех трех методов, ибо выясняется, что ни один из них не обеспечивает оптимальных результатов. Причина этого в том, что наукой до сих пор еще недостаточно изучен собственно познавательный процесс при обучении чтению. Как замечает в связи с этим Лезер Ф. (1980), каждый из трех методов предполагает не непосредственное, а опосредованное обучение чтению: на начальных этапах такое обучение происходит главным образом путем механического заучивания наизусть звучаний и значений письменных символов. Первоклассники часто могут «читать» целые страницы букваря, не глядя в книгу. Только через некоторое время, более или менее спонтанно, начинает развиваться собственно чтение. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы точнее исследовать процесс познания при обучении чтению и на этой основе создать методы, которые позволили бы непосредственно управлять этим процессом. В любом случае нам следует, по-видимому, признать следующий очевидный факт: как научиться плавать можно только плавая, так и чтению можно научиться только одним способом — читая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию беглого чтения.

Собранные здесь рекомендации очень помогают мне в работе с детьми....

доклад "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ"

выступление на МО на тему "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ" . В докладе расскрываются особенности построения процесса качественного обучения бе...

Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы  функциональной грамотности  закладываются в  начальных классах, где идёт интенсивно...

Развитие навыков беглого чтения

Отслеживая динамику беглого чтения у учащихся моего класса, я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в следующие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается...

Развитие навыка осознанного, правильного и беглого чтения у младших школьников.

Упражнения для развития навыка  осознанного,  правильного и беглого  чтения  у младших школьников....

Развитие навыка беглого чтения

Развитие навыка беглого чтения...

Развитие беглого и осознанного чтения

Чтение  играет  огромную  роль  в  образовании, воспитании  и развитии человека. Это  инструмент  приобщения  ученика  к  художественной  и...