Развитие беглого и осознанного чтения
статья по чтению
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это инструмент приобщения ученика к художественной и научно- популярной литературе, к периодике. Это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_beglogo_i_osoznannogo_chteniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие беглого и осознанного чтения
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это инструмент приобщения ученика к художественной и научно- популярной литературе, к периодике. Это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
«Развитие беглого и осознанного чтения».
Цель данной работы :
Сформировать младшего школьника как сознательного читателя, владеющего прочными навыками чтения(на уровне данного возраста ).
Задачи:
- Сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы.
- Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность.
- Научить полноценно, воспринимать художественные и научно- познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.
- Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому.
«Развитие беглого и осознанного чтения» включает в себя следующие компоненты:
- Способ чтения.
- правильность чтения
- Скорость, или темп чтения.
- Выразительность чтения.
- Понимание прочитанного.
Для отработки этих компонентов использую следующие группы упражнений:
- Развитие речевого аппарата.
- Упражнения , вырабатывающие внимание к частям слова и к самому слову, являющиеся предпосылкой правильности чтения..
- Упражнения, развивающие поле ясного видения.
- Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
- Упражнения, вырабатывающие выразительность чтения.
Как же научить детей читать? А тех, кто уже умеет, научить читать без ошибок. Для этого я использую ряд упражнений.
Начинаю с упражнений на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.
Упражнения этой группы можно выполнять поэтапно.
1 – этап. Использование чистоговорок и скороговорок на слух..
Их используем для развития голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно).
Например, чистоговорки :
- Со-со-со – у Вовы колесо.
Цы- цы-цы- поспели огурцы.
б Самолёт взлетает у-у-у.
Ползёт змея ш-ш-ш.
в Синицы – весёлые птицы.
У осы не усы, а усики.
2 –й этап. 1.Работа с отдельными звуками.
а) Работа с основными гласными А, О, У, Ы, И, Э –
-по порядку,
-вразброс
- справа налево и наоборот.
б) составление сочетаний:
а о
у и
о и и а ы у
ы у
э э
Сначала читаем с О, затем с И:
О – а и – а
О - у и – у …. И наоборот
А - о И – а
У – о И – у …
в) Чтение гласных с обращением внимания на ударение:
АОУИ АОУЫИЭ
АОИУ АОУИЫЭ
АИОУ АОУИЫЭ
Читаем громко, тихо, шепотом;
Читаем быстро, умеренно, медленно.
г) После отработки чтения гласных, включаю сочетания согласных.
При этом чётко произносим каждый звук, а затем читаем как можно быстрее.
ЗСШ ДТП
ЗСЖ ПБД
ЖСШ БДТП
ЖСШЗ ПТДБ
3 –й этап. Чтение слогов таких структур – СГ, ССГ, СССГ.
- БА – БО – БУ – БЫ - ….
ВА – ВО – ВУ – ВЫ -
Такую разминку провожу с помощью алфавита. К каждому согласному присоединяю гласную и наоборот.
б) СТР
ВТР А (таблица)
КТР
4 – й этап. Чтение чистоговорок.
Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести в конце фразы:
а) Шо –шо –шо – всё будет хорошо.
Чтение шепотом и медленно
Чтение тихо и умеренно
Чтение громкое и умеренное.
б) Усложнённые чистоговорки:
прица – приуца – прюца – улыбаются, смеются.
5 – й этап. Чтение скороговорок.
Сначала дети читают цепочеи слов,
Например: греч, грач, сургуч, горяч,
Затем чтение скороговорок:
Грек в грелке гречку грел.
Упражнения на увеличение поля зрения.
Работу над увеличением поля зрения начинаю в букварный период. Работа над этим проходит по таблицам.
- Чтение по таблице основных гласных.
Смотрим внимательно в центр (В точку, среднюю линию). Не отводя взгляда, назови буквы, спускаясь вниз:
А О
И Ы
Е Ё
Я Ю
- Чтение по таблице согласных:
Б В
Г Д
Ж Ш
- Далее читаем слоги, не отводя взгляд от центра (средней линии), соедини их в слова:
Ми ша стра на
Ди ма встре ча
Ро ман … …
4.Чтение слов по этой же схеме:
ужи уши
косы козы
ветер вечер
палка галка
После чтения этих слов предлагаю сравнить их. Чем похожи и чем отличаются эти слова.
5 Образование из слогов слов.
а) ПАЛЬ ПОЛЬ
ЛЕ ТО ПОР
б) … …
чай
… …
в) Словесные лесенки.
Ма ро
мал рок
марка роса
маркиз роман
Эту работу использую на уроках русского языка:
Но а) Читаем
Нож б) Какие правила вы встретили?
Ножи в) Подбери свои слова на это правило.
Ножик
Здесь же использую кроссворды в виде лесенок
ЧА_
ЧА_ _
ЧА _ _ _
г) Использую метод таблиц со средней линией при переходе к чтению произведений. Слова беру из текстов (которые трудно прочитать) сказок, стихов, рассказов для облегчения чтения и видения следующей части слова.
Например: зачер стветь
распустив шийся
почувст вовали
а) читаем
б) читаем с ударением
в) объяснение значения слова.
Упражнения, вырабатывающие внимание к частям слова и к самому слову.
Для вырабатывания внимания я использую такие упражнения:
- Я буду называть слова, если услышите звуки (М) (М) – хлопаете в ладоши.
Мама, клей, мир, Маруся, ручка,
- Я назову слово по звукам, а вы догадайтесь, что
это за слово:
(Д) (О) (М) (К) (О) (Ш) (К) (А)
- Найди лишнее слово:
- быстро читаем
- называем лишнее слово, почему?
Тематика различна: животные, мебель, глаголы, прилагательные, и т.д.
- Задания на развитие внимания к частям слова:
- Чтение лесенок слов с различными окончаниями. На уроках русского языка:
- читаем
- разбираем по составу.
ВОДА БЕЛЬЁ
ВОДИЦА БЕЛЫЙ
ВОДНЫЙ БЕЛИЗНА
б) чтение слов с разным корнем:
РОЗОЧКА ВАЗА
ВАЗОЧКА ГРОЗА
КОЗОЧКА ПРОЗА
- Упражнения в преобразовании слов:
- Лишняя буква (какое слово спряталось):
СТОЛБ СТОЛ
ГРОЗА РОЗ
б) Добавь букву:
ЛЁН – КЛЁН
ПАР – ПАРК
в) Замени букву:
РОСА - КОСА
ТОЧКА - ДОЧКА – ПОЧКА
г) Из слова - слово: ВОЛОС – СЛОВО
ПИОН – ПОНИ
д) Собери слово:
Д Е В Д Ь Е М
У С Г Ь
е) Различные ребусы
Развитие скорости чтения. Для развития скорости чтения предлагаю детям такие виды упражнений:
- упражнение «Фотоглаз»:
- Сначала со слогами:
КУ РО СА ТО ВИ
б) Потом со словами:
кот, речь, мышь, крот.