Введение ФГОС. Исследовательский компонент.
материал по теме
Сообщение к научно-практической конференции "Становление и развитие педагога-исследователя в сосвременных условиях: проблемы и опыт их решения ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция
« Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения»
СЕКЦИЯ:
« Введение ФГОС. Исследовательский компонент»
Работа
Матыскиной Ольги Николаевны
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 27
г.Чита
2013 год
Секция: « Введение ФГОС. Исследовательский компонент»
Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в стандартах первого поколения – это ориентация на учебно-предметное содержание, в стандартах второго поколения – это включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. Вот здесь-то и возникает для учителя начальных классов исследовательский компонент :« Какие значимые жизненные задачи должны решать обучающиеся начальной школы?».
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества …; — формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования…; — ориентацию на достижение цели и основного результата образования; — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познаватель-ной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; — признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности …; — учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся…; — разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индиви-дуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; и, пожалуй, самое важное, системно-деятельностный подход предполагает опору на базовые образовательные технологии деятельностного типа: – технологию продуктивного чтения; – проблемно-диалогическую технологию; – технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов); _ИКТ – технологии; – технологии проектной и исследовательской деятельности. Данной технологии сегодня отводится особое место. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Для детей начальной школы наиболее актуальной становится технология проектной задачи. Именно при данной технологии возможно обучение решению значимых жизненных задач. Выделяют три типа задач, используемых в практике обучения на уроке: конкретно-практическая, учебная и проектная задачи. Конкретно-практические задачи ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения - правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача; итог решения - нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках. Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. То есть проектная задача – это перенос общих способов действия на реальную жизнь. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Требования к «проектной» задаче: -имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия; -состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу; -двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы); -задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи; -заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи). Этапы работы над проектной задачей: Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы. Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возмож-ностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультатив-ную помощь каждой группе. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы. Вариантом организации этого этапа может быть анкета. 1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока; 2) укажи свой личный вклад в работу группы; 3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе? 4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать? Приведу пример урока математики, взятый из опыта работы учителя в сети Интернет, сайт работников образования. Тема «Обыкновенные дроби». Цель работы: повысить интерес учащихся к теме «Обыкновенные дроби» Задачи:
- Собрать дополнительный теоретический материал по теме «Обыкновенные дроби»
- Сделать подборку нестандартных задач с обыкновенными дробями
- Найти явно незримую связь окружающего нас мира с миром дробных чисел
- Продемонстрировать учащимся, что мир дробей может быть очень увлекательным
Тип урока: практико-ориентированный Каждая группа работает над творческими заданиями: Группа №1. Творческое название работы – «Перепись школы» Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает наш класс по сравнению с общим количеством школьников? Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам, составить таблицу, показывающую долю 4 класса, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся школы Группа №2.Творческое название работы – «Книжный двор» Проблемный вопрос: какова доля книг разных жанров в нашей библиотеке? Задание: провести подсчеты книг по разным жанрам; вычислить общее число книг, определить долю каждого жанра в сравнении с общим количеством книг, составить таблицу Группа №3. Творческое название работы – «Море цветов» Проблемный вопрос: какова доля цветов (по кабинетам) в сравнении со всеми цветами в нашей школе: Задание: произвести подсчеты количества цветов в кабинетах и по заданию школы в целом; определить, какую часть составляют цветы отдельно взятого кабинета; по собранным данным составить таблицу, демонстрирующую долю кабинетных цветов от всех по школе Группа №4.Творческое название работы – « Справочник размеров 4 класса» Проблемный вопрос: каков был бы человек (существо), с размерами, равными сумме наших параметров? Какова доля размеров одного ученика в сравнении с общими данными класса? Задание: измерить каждому ученику 4 класса рост, длину руки, длину ноги, обхват талии; попробовать представить себе и изобразить человека с суммированными нашими измерениями; определить долю размеров одного из учеников в сравнении с общими. Сделать рисунок, показывающий сравнение . Каждая команда защищает свой ответ, представляет продукт задачи в виде таблиц, справочников и рисунков. Так проектная задача позволила ученикам перенести теоретические знания о дробях в реальную жизнь и сделать тему урока «Обыкновенные дроби» наиболее значимой. Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд менеджерских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2007г.
- Просвещение. Серия «Работаем по новым стандартам»
-Проектная деятельность школьников;
-Итоговая аттестация выпускников начальной школы;
3.Просвещение. Серия « Стандарты второго поколения»:
-Проектные задачи в начальной школе;
-Примерные программы начального общего образования
4.Социальные сети работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....
Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....
Актуальные проблемы введения ФГОС. Концептуальные основы ФГОС.
ФГОС нового поколения...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Приказ о подготовке и проведении педагогического совета по теме «Введение ФГОС ООО. Системно – деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выступление по теме: «Формирование УУД в условиях ФГОС второго поколения»...
Введение национально – регионального компонента в работе летнего лагеря труда и отдыха.
Проведение экскурсий в лагере труда и отдыха для закрепления теоретических знаний, полученных учащимися в 3-4 классах, преодоление экологического невежества и потребительского отношения к ...
"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях введения ФГОС"
Действенным средством сохранения интереса у младших школьников к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?...