Методика реализации программы "Разговор о правильном питании"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В данной работе представлен подробный план внедрения и реализации данной программы в школе, а также сценарий заключительного мероприятия. Программу "Разговор о правильном питании" можно включить во внеурочную деятельность учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
правильное питание | 861 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика реализации программы
«Разговор о правильном питании»
Разработчик:Куракова Л.В.
Описание работы.
ǀ
ЗДОРОВЬЕ – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего ценят
Пояснительная записка
В настоящее время молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично и бессистемно.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально активных стратегий поведения у взрослой части населения затрудняет их воспитательное воздействие на подрастающее поколение, их психологическую и социальную поддержку.
Рассматривая воспитание, развитие и социализацию учащихся как важнейшую задачу образовательного учреждения, коллектив школы освоил системно ориентированный подход, реализует концепции, проекты и программы разного уровня, направленные на становление, функционирование и развитие воспитательной системы школы. Приоритетными направлениями в работе являются:
- Социализация детей и подростков на основе сотрудничества учащихся, педагогов, родителей (законных представителей);
- Профилактика правонарушений и преступлений;
- Пропаганда здорового образа жизни.
В нашем интернате требуют постоянного внимания абсолютно все учащиеся . Выявлены случаи употребления табакокурения, дети страдают ожирением, нарушением зрения и нарушением обмена вещест.
Эти негативные в социальном и психологическом смысле ситуации приводят к необходимости разработки нового подхода к профилактике социально обусловленных заболеваний и пропаганде здорового и активного образа жизни.
В связи с этим и возникла необходимость внедрения программы по пропаганде здорового питания «Разговор о правильном питании» (параллельно с программой профилактики ЗОЖ, программы «Здоровье» и другими, реализуемыми в нашем учреждении.) В системе ФГОС 2 поколения курс «Разговор о правильном питании» можно ввести как час внеурочной деятельности- 33 часа в год.
Цели и задачи:
Приоритетными целями и задачами на данный период времени являются :
- Формирование установок здорового образа жизни;
- Создание условий для открытого доверительного общения в школьной среде;
- Информирование о действиях и последствиях злоупотребления трансгенными продуктами питания, причинах и формах заболеваний, связанных с ними;
- Организация досуга детей и подростков с учетом их потребностей и возрастных особенностей
- Пропаганда здорового образа жизни
- Содержание
Программа реализуется по следующим направлениям:
I. Организационно-управленческое направление | |||
Задача 1.1. Координация деятельности всех органов и учреждений, реализующих программу | |||
1.1.1 | Организация работы по внедрению программы | в течение года | Директор замдиректора учителя начальных классов |
1.1.2 | Организация и проведение семинара с участием специалистов ведомств, других учебных заведений занимающихся по данной программе | январь | замдиректора учителя начальных классов |
1.1.3 | Подготовка материалов и документов для оформления пакета методических пособий для дальнейшей работы | в течение года | Учителя, работающие по программе |
| |||
Информационные совещания: | |||
1.2.1. | О концепции внедрения программы «Разговор о правильном питании». | Сентябрь | директор |
1.2.2. | Профилактика употребления социально – опасных продуктов питания. | Ноябрь | медработник |
1.2.3. | Включения в программу уч-ся группы “риска” | Декабрь | Социальный педагог |
1.2.4. | Деятельность классных руководителей по внедрению программы | Январь | Классные руководители классов, в которых ведется курс «Разговор о правильном питании» |
1.2.5.
| Анализ возможностей ОУ в удовлетворении потребностей детей и подростков. | Март | Замдиректора по ВР |
01.02.06 | Итоги 1 года введения программы | Май | Директор |
II. Методическое направление | |||
2.1.1 | Заседание школьного методического объединения классных руководителей | ||
-- | Основные модели реализации программы | Октябрь | Замдиректора Руководитель ШМО классных руководителей |
-- | Формирование системы правильного питания в процессе преподавания учебных предметов и во внеклассной работе | Январь | Замдиректора по УВР Руководители ШМО |
Задача 2.2. Подготовка педагогов к эффективной деятельности по внедрению программы | |||
2.2.1 | Организация обучения педагогов, реализующих программы по профилактике через курсовую подготовку ПАПО | в течении года | Замдиректора по методической работе |
2.2.2
| Индивидуальные консультации медицинских работников, поваров, биологов. | в течение года | Медработник |
III. Профилактическое направление | |||
Задача 3.1. Организация досуга детей с учетом их потребностей и возрастных особенностей | |||
3.1.1 | 3.1. Классные часы, беседы, лекции «Профилактика объедания и переедания, нездорового питания.» | В течение года | Классные руководители классов, в которых ведется курс «Разговор о правильном питании» |
3.1.2 | Проведение анкетирования учащихся: а) «Моя любимая еда» б) «Питание в школьной столовой» в) «Хорошая и плохая пища» г) «Организация питания в различное время года» | ноябрь декабрь март май | Классные руководители классов, в которых ведется курс «Разговор о правильном питании» |
3.1.3 | Организация внеклассных и внешкольных дел и праздников, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни. | в течение года | Замдиректора по ВР |
| |||
3.4.1 | Родительские собрания:
| Директор замдиректора классные руководители | |
3.4.2 | Родительский лекторий «Роль семьи в нравственном воспитании детей» | Замдиректора по ВР | |
| |||
3.5.1 | Внедрение и реализация программ, ориентированных формирование ценностей здорового образа жизни: обучение и воспитание через предметы – литература, история, биология, химия, физическая культура | в течение года | учителя-предметники |
3.5.2 | Оформление наглядной агитации по теме: “Мы выбираем здоровый образ жизни” |
Календарно — тематическое планирование.
№ | тема | Кол-во часов | Дата | примечание |
1 | Если хочешь быть здоров | 2 часа | сентябрь | |
2 | Праздник урожая | 2 часа | сентябрь | |
3 | Самые полезные продукты | 2 часа | октябрь | |
4 | Как правильно есть | 2 часа | Октябрь - ноябрь | + занятие в столовой (сервировка стола) |
5 | Удивительные превращения пирожка | 3 часа | Ноябрь - декабрь | + практическое занятие по изготовлению пирога и экскурсия на кухню |
6 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной | 2 часа | декабрь | |
7 | Плох обед, если хлеба нет | 3 часа | январь | + экскурсия на хлебозавод |
8 | Полдник. Время есть булочки | 2 часа | февраль | |
9 | Пора ужинать | 2 часа | февраль | |
10 | Где найти витамины весной | 2 часа | март | |
11 | Как утолить жажду | 2 часа | март | |
12 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | 2 часа | апрель | |
13 | На вкус и цвет товарищей нет | 2 час | апрель | |
14 | Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты | 3 часа | Апрель - май | + игра «Овощи, ягоды, фрукты» |
15 | Каждому овощу — свое время | 3 часа | + игра «В поле и на огороде» |
ǀǀ
Тему «Праздник урожая» предлагается перенести в рабочей программе на конец сентября — начало октября месяца. У первоклашек еще адаптационный период и очень важно сплотить их, объяснить, что теперь они один коллектив, научить работать детей в команде. К тому же дети еще не умеют хорошо писать, могут не знать все буквы (далеко не все приходят в школу подготовленные, особенно в интернат). А на празднике каждый сможет реализовать и показать себя. К тому же урожай собираем именно осенью!
Участие родителей в реализации программы.
1. Помогают детям в выполнении заданий рабочей тетради.
2. Оформление информационного стенда о правильном питании. (родительский комитет)
3. Участие в родительских собраниях, лекториях.
4. Помощь в организации экскурсий, сопровождение во время экскурсий.
5. Участие в праздниках, мероприятиях.
6. Участие в конкурсах компании «Netstle».
Дополнительные источники информации:
1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08
2. Программа «Разговор о правильном питании»
3. Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»
4. http://vms-list.narod.ru/index.html – Сообщество педагогических интернет-объединений:
5. «Развивающие игры для младших школьников» сборник для родителей и педагогов.
6. Программа спецкурса «Народные игры» А.Шутовой.
Сценарий «Праздника Урожая»
Подготовка к празднику: каждому ребенку предлагается выполнить рисунок любого овоща или фрукта, выучить стихотворение о нем, по желанию — изготовить костюм. На уроках музыки разучивается песня «О родине» и хороводная «Калинушка».
Оборудование: экран, проектор, компьютер, музыкальный центр, фортепиано или баян, рисунки детей.
Цели и задачи:
- познакомить детей с дарами осени, выращенными на огороде школы-интерната;
- познакомить с историей появления в рационе некоторых овощей;
- развивать творческие способности, умение работать в команде.
Ход мероприятия:
Ведущая — Осень:
Добрый день, дорогие гости!
Милости просим в нашу горницу! Располагайтесь.
В нашем доме гостем будь,
Потрудитесь отдохнуть.
Посиделки ждут гостей
Начинаем поскорей!
Низкий поклон вам, люди добрые. А любите ли вы Осень?
Знаете что она приносит?
А загадки отгадывать умеете?
(КОНКУРС ЗАГАДОК, КТО ОТГАДЫВАЕТ, ПОЛУЧАЕТ ЖЕТОН — ЛИСТОЧЕК) (см. приложение 1)
Ведущая — Осень: Молодцы! Загадки вы отгадывать умеете. А все это есть на нашем столе и выращено все на нашем огороде. Каждый год ученики школы обрабатывают свои участки и выращивают урожай. Это плоды нашей маленькой Родины.
(Звучит песня «О Родине» см. приложение 2.)
Ведущая — Осень: Ой, а что это за стук в дверь? Это к нам овощи и фрукты прямо с грядки пришли.
(Выступления детей, которые приготовили костюмы и стихи )
Ведущая — Осень: Проходите, согревайтесь. А мы вам пока песню споем.
(исплняется хороводная «Калинушка»)
Ведущая — Осень: Много разных осенних даров у нас а вот откуда они мы сейчас узнаем.
(показ презентации. см. приложение 3)
Ведущая — Осень: Вы отлично поработали, а теперь и поиграть можно.
(Проводятся командные игры :
- «Заплети косу»
- «бег в мешках»
- «Угадай фрукт наощупь»
- «Собери овощи в корзинку»)
Ведущая — Осень: Спасибо, что в гости ко мне заглянули. Позвольте одарить и вас подарками.
(Осень вручает все корзинки с фруктами и грамоты за лучшие рисунки и прощается с детьми.)
приложение 1. | |
ДЕСЯТЬ ШУБ ИМЕЕТ - НИ ОДНА НЕ ГРЕЕТ (КАПУСТА) | ЗЕЛЕНЫЙ БЫЧОК- В ПУПЫРЫШКАХ БОЧОК (ОГУРЕЦ) |
ВСЕ МЕНЯ ЛЮБЯТ, А КОГДА РАЗДЕВАЮТ - СЛЕЗЫ ПРОЛИВАЮТ. (ЛУК) | ЯРКИЙ, СЛАДКИЙ, НАЛИВНОЙ ОН В РУБАШКЕ ЗОЛОТОЙ (АПЕЛЬСИН) |
КРУГЛОЕ, РУМЯНОЕ Я РАСТУ НА ВЕТКЕ ЛЮБЯТ МЕНЯ ВЗРОСЛЫЕ И МАЛЫЕ ДЕТКИ (ЯБЛОКО) | ВЕСЬ ИЗ ЗОЛОТА ОТЛИТ НА СОЛОМИНКЕ СТОИТ (КОЛОСОК) |
МАЛЕНЬКИЙ, ГОРЬКИЙ, ЛУКУ БРАТ (ЧЕСНОК) | ЧЕРНЕНЬКИЙ, ПОЛОСАТЕНЬКИЙ, А В СЕРЕДИНЕ СЛАДЕНЬКИЙ (АРБУЗ) |
СТОИТ НА ПОЛЯНКЕ В КРАСНОМ ПЛАТЬЕ ТАТЬЯНКА, ВСЯ В БЕЛЫХ КРАПИНКАХ (МУХОМОР) | В ПОЛЕ НА ПРИГОРКЕ ЛЕЖАТ ЖЕЛТЫЕ БОЧОНКИ (ДЫНЯ) |
КАКАЯ ЯГОДА ЛЕТОМ ГОРЬКАЯ, А ЗИМОЙ СЛАДКАЯ? (КАЛИНА) | В ЛЕСУ НА ОДНОЙ НОЖКЕ ВЫРОСЛА ЛЕПЕШКА (ГРИБ) |
О родине приложение 2. 1 Родина у каждого своя - Дом родной деревья и поля. Небо, золотистые луга, Нашей милой речки берега припев Где Родина, там солнце ярче светит Нам Родина милей всего на свете Не знаю, где потом я буду жить Но Родину всегда буду любить 2 Родину мы любим всей душой Это край из детства, край родной Школа здесь, березки ,тополя Славная Российская земля Припев: 2 раза Но Родину всегда буду любить |
Приложение 3
ФРУКТЫ
ОВОЩИ
Картофель
Картофель - клубнеплод семейства паслёновых.
Родина картофеля является Южная Америка.
В Европу картофель попал 400 лет назад.
Перец
Перец - овощное растение семейства паслёновых с плодами в виде стручков.
Родина перца - тропические и субтропические районы Центральной и Южной Америки.
У нас перец появился в 17 веке как лекарственное растение и только 200 лет назад как овощ.
Капуста
Капуста - огородное растение, растущее обычно кочном.
Капуста была известна ещё древним жителям Египта.Отварную капусту египтяне давали к столу в конце обеда как сладкое блюдо.
Тыква
Тыква - бахчёвое растение с большими круглыми плодами.
Родина тыквы - Мексика
В Европу она попала 500 лет назад, но только 100-150 лет назад она получила полное признание.
Помидор
Помидор - огородное растение семейства паслёновых..
Томаты происходят из южной Америки. В Европу они попали в 16 веке и долгое время были декоративным растением.
В России помидоры получили распространение 150-200 лет назад, став одним из любимых кушаний.
Морковь
Морковь - огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым, утолщенным корнем.
В России морковь появилась 500 лет назад.
Она была оценена и как продукт питания, и как целебное средство. Её применяют при болезни крови, при лечении ран, ожогов, при болезни почек.
Редька
Редька - корнеплод с толстым и светлым корнем, с острым вкусом и запахом.
Родиной редьки считают побережье Средиземного моря и Китай.
На нашу территорию она попала от народов Азии.Из неё готовили Национальное блюдо - тюрю.
Горох
Родиной гороха считают несколько районов-Кавказ, Крым, Индию, Эфиопию.
Горох - растение семейства бобовых.
Он ценный продукт питания. Это настоящая кладовая вещества - белка, которое очень важно для роста и жизнедеятельности человека.
На Руси из него варили гороховую кашу и похлёбку. В наше время его употребляют в основном как гарнир.
Огурец
Огурец - огородное растение семейства тыквенных.
В Индии огурцы растут в лесу, обвивая деревья. Огурцами оплетены заборы в деревнях.
В Китае и Японии выращивают огурцы размером с рост человека.
В Россию огурцы попали 600 лет назад, с тех пор являются любимым овощным растением у русских людей.
Свёкла
Это корнеплод с толстым сладким корнем, идущим в пищу.
Родиной свёклы считают районы Средиземноморья.
В древности люди использовали свёклу как лекарство, так как её корень был белый, жёсткий, и не вкусный.
Свёкла проникла в Россию 1000 лет назад. Но только 100 лет назад была выведена сахарная свёкла, из которой стали варить сахар.
ПОМИДОР
Что это за елочки, Нет на них иголочек?
Что за красные шары,
Но не видно мишуры?
Так красиво вдоль забора
Летом спеют... (ыродимоп)
ПЕРЕЦ
Если красный твой стручок - Горький, злой ты старичок! Если ты зеленый малый,
Твоя горечь убежала, Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким... (мецреп)
АПЕЛЬСИН
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин - Это спелый ... (нисьлепа)
ОГУРЕЦ
На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы, Зеленеют... (ыцруго)
БАНАН
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ... (нанаб)
МОРКОВКА
Раскудрявая коса
И блестит на ней роса!
Чья коса лежит на грядке? Где оранжевые пятки?
В землю спрятала плутовка, Витаминная... (аквокром)
ВИНОГРАД
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ... (даргонив)
КАПУСТА
С королевой овощей Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь... (утсупак)
АНАНАС
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас Толстокожий ... (санана)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...
Участие в конкурсе методик реализации программы "Разговор о правильном питании"
Родительское собрание: "Разговор о правильном питании"....
Участие в конкурсе методик реализации программы "Разговор о правильном питании"
Групповая форма работы "Мы за здровый образ жизни"...
Конспект занятия по реализации проекта «Академия правильного питания». «Путешествие с героями сказок в страну Витаминоляндию»
Увлекательное путешествие в страну сказок, целью которого является знакомство детей с главными источниками витаминов - фруктами, овощами, и ягодами - и их значением для организма....
Диагностические методики при реализации программы о правильном питании
Эти методики используются для выявления уровня сформированности понятий у родителей и ребят о правильном питании, о пользе разных продуктов питания, о значении рационального питания в жизни семьи. ...
Методика реализации программы "Разговор о правильном питании"
Дано подробное описание работы по программе "Разговор о правильном питании" в начальной школе...