ТРИЗ
материал по теме
ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, умения выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.rar | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, умения проводить анализ, сравнение, находить закономерности, воспитание творческой личности в целом.
В начальных классах только начинает формироваться способ учебной работы. Поэтому необходима непрерывная чёткая линия, направленная на развитие творческого потенциала личности младшего школьника.
С целью развития творческого воображения свои занятия я провожу с применением теории решения изобретательских задач. ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, умения выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления. Большое внимание уделяется развитию памяти, наблюдательности, умению сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности. ТРИЗ позволяет создавать «новое» и улучшать «старое» - то есть творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приёмами. В основе ТРИЗ лежит система творческих заданий, которая включает в себя задания по работе с учебной информацией, развивающие задачи, практические работы исследовательского характера. В процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, опорные схемы и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а так же развивать творческие умения и способность применять знания в практических ситуациях.
Творческие задачи – искусственная педагогическая конструкция, поскольку в учебном процессе используются те задачи, которые уже решены обществом, и это решение знает учитель. Для учеников же задача выступает как субъективная проблема.
Учёные выделяют следующие виды творческих заданий, которые являются основой интеллектуальной деятельности человека:
- выбор требуемой информации из предложенной;
- исправление ошибок;
- установление взаимосвязей-закономерностей;
- объединение закономерностей;
- сравнение;
- доказательство, опровержение;
- составление плана деятельности;
- моделирование;
- установление причин;
- определение последствий;
- определение новых функций;
- решение противоречий;
- поиск проблем;
- анализ научных закономерностей и теорий.
Творческие задания первых шести видов решаются с помощью учебной информации, имеющейся в учебниках. Седьмое и восьмое – с использованием алгоритмов выполнение заданий для формирования учебных и практических умений. Для решения творческих задач можно применять методы прикладной диалектики: системный анализ, составления и решение противоречий, приёмы активизации мышления, «мозговой штурм», «Метод контрольных вопросов» и другие.
На занятиях по развитию творческих способностей каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Все ли задания, данные учителем на том или ином занятии, должны быть выполнены учеником ? Вовсе нет ! Из пяти предложенных учителем заданий может быть выполнено два- три, но все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения.
Творческие задания должны быть на каждом уроке. Дети быстро привыкают к творческой работе, им нравится быть искателями, творцами.
Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке нужно видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности ученика. Пусть слабый ученик не справился с заданием, но он думал, искал нужные пути решения. Ему необходимо где-то помочь, подсказать.
Необходимо требовать от детей аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто отгадывают ответы, поэтому
обязательно ученик должен доказать свою правоту.
Творческие задания преподносят ученикам с нарастающей степенью трудности и постепенного обогащения новыми элементами.
Учащимся предлагаются развивающие учебные задания, выполнение которых требует всего комплекса мыслительных операций: сравнения объектов, их анализа, выявления связи между объектами, применения полученных закономерностей.
Приведу примеры творческих заданий по русскому языку по теме «Местоимение»
1. Какие личные местоимения имеют значение любого рода ? (Я, ты)
2. Между какими личными местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились
овощи ? (Тыквы)
3. Какие два местоимения мешают автомобилям ? (Ямы)
4. Какое местоимение требует чистоты ? (Мой)
5. В каком местоимении два звука, но одна буква ? (Я)
6. Сколько личных местоимений в слове семья ? (7)
Элементы ТРИЗ можно использовать на уроке по теме «Состав слова»
- Также, как и у кустов, Лес, лесок, лесной, лесник.
Корень слова есть у слов. Цвет, цветок, цветной, цветник.
Будь внимателен к словам, Летчик, самолёт, полет.
Отыщи в них корень сам: Ледяной, ледовый, лёд.
- Где слова родные, однокоренные ?
Белка, беленький, белить, Лист, лиса, лисёнок,
Водяной, вода, водить, Лось, лоскут, лосёнок.
- Поймай родственное слово. (Дети хлопают в ладоши, если слово родственное исходному).
- Составь «тройку» разных частей речи. (Соревнуются, кто за 5 мин. больше под-
берёт родственных слов).
- Кто у кого ? (Записать названия детёнышей, указать корень).
Уроки литературного чтения также провожу с использованием элементов ТРИЗ.
- Выбор необходимой информации из предложенной – это выборочное чтение.
а) Прочитайте отрывки подходящие к иллюстрациям.
б) Найдите ответ в тексте на заданный вопрос.
2. Установление взаимосвязей, закономерностей:
а) Вспомните сказки, где герои вознаграждаются за добрые дела.
б) Что общего между устным народным творчеством и прикладным ?
3. Систематизация закономерностей:
а) Восстановление по тексту близких по смыслу слов.
б) Замена свободных словосочетаний близкими фразеологическими оборотами:
- душа уйдёт в пятки - …(сильно испугается);
- задал стрекоча - …(убежал стремительно).
4. Сравнение:
а) Сравните пословицу из басни «Зеркало и Обезьяна» (Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться) и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».
б) А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».
- как выглядит природа утром и ночью ?
в) Найдите, прочитайте и сравните описание речки в стихотворениях А.Пушкина
«Зимнее утро» и «Опрятней модного паркета».
5. Доказательство или опровержение:
а) Докажите, соответствует ли название сказки её содержанию ? Почему ?
6. Моделирование:
а) Составление плана.
б) Составление диафильма к рассказу.
в) Составление сказок.
7. Установление причин:
а) Зачем ? Почему ?
8. Определение последствий:
а) Л.Толстой «Акула»
- Что произошло, если бы старый артиллерист не выстрелил ?
б) Л.Толстой «Прыжок»
- Что случилось, если бы капитан не крикнул своему сыну, что будет стрелять?
9. Определение новых функций:
а) Л.Толстой «Куда девается вода из моря ?»
- Объясните причины дождя. Какой текст у вас получился: описание или рассуждение ?
А теперь составьте свой рассказ, чтобы было описание.
10. Решение противоречий:
а) Подумайте и ответьте, почему заяц в сказке Д.Мамина – Сибиряка назван
сначала СМЕШНЫМ, ГЛУПЫМ, потом – НЕСЧАСТНЫМ и, наконец, БЕССТРАШ
НЫМ, ХРАБРЫМ ? Как бы вы называли Зайца ?
В процессе работы над текстом формируются творческое воображение, фантазия, эстетические вкусы, нравственные качества. Первоначальное прочтение
Текста даёт юному читателю необходимый материал для первичного осмысления.
Более высокий уровень восприятия текста наступит тогда, когда он будет должным
образом проанализирован и осмыслен. При анализе прочитанного как раз и пригодятся ТРИЗовские задания.
Очень важно давать круг вопросов (обычно в конце урока), которые связывают
содержание текста с жизненным опытом учащихся. Соотнесение прочитанного с жизнью ребёнка, его представлениями, возможность вообразить себя на месте лите-
ратурного героя – очень важно для ребёнка. Урок можно считать удачным, если достигнута такая стадия усвоения текста, когда читатель разделяет чувства героя,
отождествляет себя с героем, испытывает чувства, отчасти созвучные тем, что испы-
тывает герой.
Примерные вопросы:
- Как вы считаете, правдивый ли это рассказ? Возможно ли такое в жизни ?
- Как бы вы повели себя на месте героя рассказа?
- За что вы можете осудить героя рассказа?
- В каком затруднительном положении вы бывали и как вышли из него?
- Какова главная мысль рассказа?
- Понравился ли вам рассказ и почему?
Наряду с этим включаются в урок скороговорки, чистоговорки – с целью отработки дикции, произношения отдельных звуков, чтобы речь детей развивалась правильно. Скороговорки и чистоговорки ученики читают на каждом уроке чтения.
Часто во время чтения скороговорок детям даётся задание на выбор требуемой информации из предложенной. Например, выделение голосом глаголов, прилага-
тельных, существительных. Таким образом устанавливается межпредметная связь чтения и русского языка.
Таким образом, тщательная подготовка учителя к урокам, применение им
ТРИЗовских заданий, повышает интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников,
способствуют общему развитию школьников.
Уроки чтения имеют доминирующее значение в начальной школе. От навыков чтения в огромной степени зависит качество знаний по другим предметам.
От техники чтения зависит грамотность письма осознанное понимание содержания
задач, математических заданий.
Система ТРИЗ пробуждает у детей интерес, желание учиться, познавать, открывать новое.
Приведу примеры творческих заданий на уроках математики:
1. а) Расставьте 12 флажков по 4 флажка с каждой стороны квадрата;
б) расставьте 12 флажков по 5 с каждой стороны квадрата;
в) расставьте 12 флажков по 6 с каждой стороны квадрата, (ученики рисуют).
2. Лена заказала пиццу на семерых гостей. Помоги ей разрезать пиццу с помощью трех прямых линий. Куски могут быть разной величины.
3. На верёвке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку ? (На 6).
4. Как перелить ?
Имеются две пустые банки в 5 л и 3 л и ведро с водой. Как с помощью этих
банок можно отмерить 7 литров, 4 литра ?
5. Докажите, что на этой картинке квадратов больше 10.
6. Коля ростом выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа ? Ира и Лена одинакового роста, Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше,
Таня или Ира ?
7. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол из них отпилили. Сколько стало углов у крышки ?
8. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате ?
Не менее интересны игры со счетными палочками.
а) К разложенным на столе пяти палочкам приложите ещё пять так, чтобы получилось три.
б) Переложите у зонтика две палочки так, чтобы получилось три равных треугольника.
в) Построй из счётных палочек домик. Переложи одну палочку так, чтобы домик был повёрнут в другую сторону.
Элементы ТРИЗ можно использовать и на уроках окружающего мира.
1. Во время экскурсии в природу можно использовать приём «оживления» явлений природы:
а) понаблюдать за «живыми» облаками – куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чём мечтают, о чём нам расскажут, что покажут;
б) «оживить» ветер: кто его мама, кто его друзья, с кем он спорит;
в) используя приём эмпатии, самому «превратиться» в любое дерево, кустик, травинку, листик рассказать, о чём мечтаешь, с кем дружишь, кого боишься, почему боишься.
В качестве домашнего задания по окружающему миру порекомендовать детям представить себя на месте какой-нибудь птички, животного, насекомого и подготовить рассказ о них.
Готовясь к занятиям, можно взять за основу общий план проведения урока, разработанный М.С.Гафитулиным:
1. Сбор домашнего задания.
2. Вход в урок.
3. Раскрытие темы.
4. Закрепление темы.
5. Экспресс-опрос.
6. Домашнее задание.
Дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягаются ум и воля,
развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Ум и душа школьника в школе и дома должны трудиться. Если ребёнок в начальных классах обретёт навык творческого мышления, отработает принципы решения задач на уровне детских проблем, то и в большую жизнь он придёт во всеоружии. Если он в детстве придумает, как спасти Колобка или другого сказочного героя, то через десять лет и для себя найдёт выход в сложной ситуации.
Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. Это значит, что школа сегодня не может только «давать»
знания, умения , навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний. Ребёнок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова. Поэтому для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагоги-
ческой деятельности: развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. «Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики», -писал К.Н.Вентцель.
Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности .
Для реализации задач, стоящих перед современной школой, следует обеспечить каждому ученику возможность активной и познавательной творческой деятельности. Один из путей решения этой проблемы – активизация творческого воображения. Развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. В связи с этим в школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. В основе ТРИЗ – педагогики лежат:
1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения) ;
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТ Л).
Внедрение ТРИЗ в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.
1.Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно – диалектического мышления.
3. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого воображения.
Почему же я выбрала именно эту технологию ? Во- первых, современное общество хочет видеть в выпускнике школы человека, способного к самосовершенство-
ванию, самоизменению и самообучению, а это и есть основная цель РО.
Во-вторых, имея опыт работы по разным системам обучения, можно выделить положительные аспекты работы по системе развивающего обучения:
- происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся; развивается умение мыслить самостоятельно, формируется вариативность мышления;
- развиваются такие универсальные способности, как анализ, рефлексия, планирование;
- развивается умение работать с различного рода дополнительной литературой.
Особо следует отметить благотворное влияние технологии на учителя: повышается уровень профессиональной компетенции; учитель становится творцом, исследователем. Каждый урок это новый проект. Но реализация проекта зависит от многих факторов: от догадок детей, выдвижения и проверки гипотез ими. Учитель должен ориентироваться по ходу урока, возможно отступая от первоначального замысла и перестраивая партитуру занятия, ориентируясь на инициативу детей.
Эта технология учит по-новому подходить к оцениванию учебной деятельности учащихся. В первую очередь надо стараться формировать у учащихся учебную самооценку. Умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения не менее важно, чем умение бегло читать и грамотно писать, потому что ребёнок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств, он постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя.
Ученик, умеющий провести границу между знанием и незнанием, становится самостоятельным человеком, стремящимся к постоянному совершенствованию, человеком, умеющим учиться и учащимся всю жизнь.
Система развивающего обучения отличается совсем иным содержанием, его определяет научность понятий, глубокие теоретические знания. Поэтому разнообразные варианты иллюстративно – объяснительного метода обучения оказываются непригодными, они должны быть заменены методами организации учебного исследования. Знания не даются ребёнку в готом виде, на уроках организуется исследовательская деятельность. Такая деятельность предполагает критическое сопоставление разных позиций, методов, результатов. Это даёт возможность учителю на уроках организовать групповую, коллективно – распределительную деятельность учащихся, которая может осуществляться только через учебный диалог. Учитель выступает в позиции делового партнёра, активно сотрудничающего с учащимися в процессе решения учебных задач.
Используя элементы ТРИЗ у учащихся возрастают глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.
Следует отметить, что различные формы организации деятельности на уроке (в группах, парах) меняют характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, формируется ответственность за свою работу в паре, группе, приобретается теплота взаимоконтактов, человечность.
Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом других людей.
Работать с применением ТРИЗ очень интересно, а, как известно, только интерес порождает желание познать мир и самого себя.
Что же необходимо для дружной, творческой работы на занятии ?
Прежде всего, усвоить как закон 10 заповедей творческой личности, выведенные профессором Вайнцвангом:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своём здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...
Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.
А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...
ТРИЗ
Выступление на методической кафкдре учителей начальных классов...
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....