рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Козлова Ольга Олеговна

Рабочая программа 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_4_klass.zip318.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам  представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

В процессе обучения изобразительному искусству  в начальной школе реализуются

следующие цели и задачи:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. Д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Результаты изучения курса:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. в ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, художественных вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  2. желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  3. активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов;
  4. обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
  5. формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

ПРЕДМЕТНЫЕ:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
-
 в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники. 

Календарно-тематическое планирование

по искусству (изобразительное искусство)

4 класс

Общее кол-во часов - 34                                                                                        Часов в неделю - 1

Тема урока

Кол – во часов

Виды учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты усвоения материала

Вид контроля

Тип урока

Дата проведения

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

1

Целый мир от красоты.

Образ пространства в искусстве.

1

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Знать основные жанры
и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры
изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства); различать

основные и составные,
теплые и холодные цвета; использовать знания
для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

2

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки.

1

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Уметь: сравнивать различные виды и Жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

3

Мой край родной.

Пейзаж.

1

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь: рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

4

Цветущее дерево – символ жизни.

Растительные мотивы.

1

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы.

Уметь: сравнивать различные виды и Жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

5

Птица счастья.

Городецкие птицы.

1

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов.

Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах

6

Конь-огонь – символ солнца.

Городецкая роспись.

1

7

Образ мира.

Роспись панно.

1

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы.

Знать, из каких материалов выполняется аппликация.                  ; Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

8

Знатна русская земля своими мастерами.

Портрет художника.

1

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства.

Уметь изображать человека, пользоваться средствами рисования.

На дворе осень, погод - восемь

8

9

Дыхание земли.

Наброски по передачи динамики..

1

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

10

Движение - жизни течение.

Наброски по передачи динамики.

1

11

Осенние метаморфозы.

Пейзаж.

1

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

12

Родословное дерево.

Семейный портрет.

1

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства.

Уметь изображать человека, пользоваться средствами рисования.

13

Год не неделя…

Эскизы к сказке 12 месяцев.

1

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

14

Год не неделя…

Эскизы к сказке 12 месяцев.

1

15

Новогодняя импровизация.

Колорит.

1

Различать разнообразие форм предметного мира. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

16

Новогодняя импровизация.

Колорит.

1

Что было, увидели деды, что будет, увидят - внуки

9

17

Зимняя прогулка.

Заснеженные деревья, люди. Наброски.

1

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Уметь: рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

18

Зимняя прогулка.

Заснеженные деревья, люди. Наброски.

1

19

Вещи старого дома.

Декоративный натюрморт.

1

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без * предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом

20

Вещи старого дома.

Декоративный натюрморт.

1

21

«Да, были люди в наше время…»

Композиция к стихотворению «Бородино»

1

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства.

Уметь изображать человека, пользоваться средствами рисования.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

22

«Да, были люди в наше время…»

Композиция к стихотворению «Бородино»

1

23

Образ мира в народном костюме.

Зарисовки образов – символов.

1

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы.

Иметь представление об орнаменте. Понимать как из фигур получается орнамент и уметь их создавать.

24

Потешные листы.

Лубочные картинки к пословицам

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

25

Потешные листы.

Лубочные картинки к пословицам

Повернись к мирозданию 9ч

26

Вода – жизнь

Коллаж

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

27

Вода – жизнь

Коллаж

28

За весной красой природы…

Весенний пейзаж

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь: рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

29

За весной красой природы…

Весенний пейзаж

30

Этот праздник со слезами на глазах

Эскиз памятника героям ВОВ

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечесва. Понимать собственную ответственность за свою Родину. Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

31

Медальное искусство

Эскиз памятной медали

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

32

Орнаменты народов мира

Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета.

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

33

Орнаменты народов мира

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы.

34

Круглый год

Эскиз декоративного панно

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы.

Знать, из каких материалов выполняется панно.                  ; Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...