рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
- Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
- Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются
следующие цели и задачи:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. Д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Результаты изучения курса:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- в ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, художественных вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Календарно-тематическое планирование
по искусству (изобразительное искусство)
4 класс
Общее кол-во часов - 34 Часов в неделю - 1
№ | Тема урока | Кол – во часов | Виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты усвоения материала | Вид контроля | Тип урока | Дата проведения |
Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля | 8 | ||||||
1 | Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве. | 1 | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | Знать основные жанры Уметь сравнивать различные виды и жанры основные и составные, | |||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | 1 | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Уметь: сравнивать различные виды и Жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | |||
3 | Мой край родной. Пейзаж. | 1 | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь: рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | |||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Растительные мотивы. | 1 | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы. | Уметь: сравнивать различные виды и Жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | |||
5 | Птица счастья. Городецкие птицы. | 1 | Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов. | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах | |||
6 | Конь-огонь – символ солнца. Городецкая роспись. | 1 | |||||
7 | Образ мира. Роспись панно. | 1 | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы. | Знать, из каких материалов выполняется аппликация. ; Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | |||
8 | Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника. | 1 | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства. | Уметь изображать человека, пользоваться средствами рисования. | |||
На дворе осень, погод - восемь | 8 | ||||||
9 | Дыхание земли. Наброски по передачи динамики.. | 1 | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы. | |||
10 | Движение - жизни течение. Наброски по передачи динамики. | 1 | |||||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж. | 1 | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы. | |||
12 | Родословное дерево. Семейный портрет. | 1 | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства. | Уметь изображать человека, пользоваться средствами рисования. | |||
13 | Год не неделя… Эскизы к сказке 12 месяцев. | 1 | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | |||
14 | Год не неделя… Эскизы к сказке 12 месяцев. | 1 | |||||
15 | Новогодняя импровизация. Колорит. | 1 | Различать разнообразие форм предметного мира. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы. | |||
16 | Новогодняя импровизация. Колорит. | 1 | |||||
Что было, увидели деды, что будет, увидят - внуки | 9 | ||||||
17 | Зимняя прогулка. Заснеженные деревья, люди. Наброски. | 1 | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | Уметь: рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении | |||
18 | Зимняя прогулка. Заснеженные деревья, люди. Наброски. | 1 | |||||
19 | Вещи старого дома. Декоративный натюрморт. | 1 | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без * предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом | |||
20 | Вещи старого дома. Декоративный натюрморт. | 1 | |||||
21 | «Да, были люди в наше время…» Композиция к стихотворению «Бородино» | 1 | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства. | Уметь изображать человека, пользоваться средствами рисования. Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | |||
22 | «Да, были люди в наше время…» Композиция к стихотворению «Бородино» | 1 | |||||
23 | Образ мира в народном костюме. Зарисовки образов – символов. | 1 | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы. | Иметь представление об орнаменте. Понимать как из фигур получается орнамент и уметь их создавать. | |||
24 | Потешные листы. Лубочные картинки к пословицам | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | ||||
25 | Потешные листы. Лубочные картинки к пословицам | ||||||
Повернись к мирозданию 9ч | |||||||
26 | Вода – жизнь Коллаж | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы. | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
27 | Вода – жизнь Коллаж | ||||||
28 | За весной красой природы… Весенний пейзаж | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Различать разнообразие форм предметного мира. Передавать характер природных явлений выразительными средствами. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. | Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь: рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | ||||
29 | За весной красой природы… Весенний пейзаж | ||||||
30 | Этот праздник со слезами на глазах Эскиз памятника героям ВОВ | Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечесва. Понимать собственную ответственность за свою Родину. Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
31 | Медальное искусство Эскиз памятной медали | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | ||||
32 | Орнаменты народов мира | Использовать художественные материалы. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи. Различать и использовать составные, теплые и холодные цвета. | Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | ||||
33 | Орнаменты народов мира | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы. | |||||
34 | Круглый год Эскиз декоративного панно | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использовать декоративные элементы. | Знать, из каких материалов выполняется панно. ; Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...