Добро и зло
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Дрозд Татьяна Николаевна
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями, зеркало.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман, насилие.
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание(Планируемые результаты) |
1. | Организационный (1 мин) Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | -Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. | Парами берутся за руки | Эмоциональный настрой |
2. | Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Создание проблемной ситуации. -Добрый доктор Айболит, Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? – В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) | Слушают, отвечают на вопросы Слайд № 2 Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания Физкультминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | -Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо? Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните? - Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. - Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу. | Размышляют | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
4. | Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы | 1. -. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь, учебник стр.12-13 ) - Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. «Добрым быть совсем – совсем не просто, 2. - Работа с иллюстрациями учебника 3. Игра «Узнай героя сказки» - Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа. Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили? 4. Работа в группах - Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
-Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. | Работа в группах (1-2 – находят понятие «добро», 3-4- «зло») «Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное» Объясняют, где добро, где зло Слайд № 3 -6 Обсуждают в группах, делают выводы | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло» Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Первичное закрепление(8 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Физминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | 1. - Приведите примеры доброты по отношению к вам. - Назовите примеры ваших добрых поступков 2. «Топаем – хлопаем» Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. – Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. 3. Пословицы и поговорки – Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. - Худо жить без ласкового слова - За добро добром платят - Рубашка износится, а доброе дело не забудется. - Доброе дело само себя хвалит. - Доброе слова и железные ворота открывает. - Доброе слово и кошке приятно. - Злоба лишает человека силы. - За недобрым пойдешь - на беду набредешь. - Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, - Не одежда красит человека, а его добрые дела Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. «Понять и исполнить 4. - Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним. - А почему важно бороться со злом? Прочитайте последний абзац на странице 13 и ответьте на вопрос. Притча о добре и зле. По- Слушайте притчу и подумайте, чему она нас учит? Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. | Слайд № 7 Слайд № 8-10 Называют пословицы, объясняют Слушают, отвечают на вопрос | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
6. | Домашнее задание (2 мин) Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей | |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: Создание условий для рефлексии | На доске: Урок полезен, все понятно. - Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете! | Прикрепляют человечков | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...