Рабочая программа по ОПК 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа курса "Основы православной культуры" по программе А.В. Бородиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_opk_1_klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по ОПК в 1 классе
учитель
Левагина Елена Васильевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
30.08.2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса История религиозной культуры в 1 классе разработана и составлена на основе авторской программы по ОПК « Мы и наша культура» А.В.Бородиной.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на ОПК отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического комплекта:
- А.В.Бородина. Основы православной культуры. Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителя. М.,2007.
- А.В.Бородина. Основы православной культуры. Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. М., 2008.
Тема курса « Мы и наша культура»
Цель: познакомить младших школьников с красотой окружающего мира, культурой нашего народа, дать начальные представления о Библии, иконах, храмах России.
Задачи:
- Формировать представление школьников о культуре народов, раскрывать её особенности
- Формировать понятие о православной вере
- Воспитывать любовь к родине, уважение к отечественным традициям
- Формировать ценностные установки на нравственное, доброе, красивое
- Обогащать лексический запас школьников
- Способствовать творческому развитию
- Воспитывать общую культуру личности
Курс строится на ценностно- знаниевом подходе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Итоговый урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).
Резерв – 2 часа. Посещение храма.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1. Красота в нашем мире (3ч) | |||
1 | Нерукотворная красота природы | 1 | |
2 | Рукотворная красота культуры | 1 | |
3 | Человек – созидатель культуры | 1 | |
Раздел 2. Хранилища культуры (5ч) | |||
4 | Оружейная палата | 1 | |
5 | Государственная Третьяковская галерея | 1 | |
6 | Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж | 1 | |
7 | Библиотеки- хранилища культуры | 1 | |
8 | Человек- хранитель культуры | 1 | |
Раздел 3. Всегда живое (6ч) | |||
9 | Древнейшая книга в России - Евангелие | 1 | |
10 | Иконы | 1 | |
11 | Храмы | 1 | |
12 | В храме | 1 | |
13 | О храме | 1 | |
14 | Богослужение- общение народа с Богом | 1 | |
Раздел 4. Наша Родина (10ч) | |||
15 | Россия | 1 | |
16 | Города России | 1 | |
17 | Москва- столица России | 1 | |
18 | Поэты и художники России – о Москве | 1 | |
19 | Наша культура | 1 | |
20 | Народ и культура | 1 | |
21 | Что значит - народ? | 1 | |
22 | Отечество и отечественная культура | 1 | |
23 | Русь и русская культура | 1 | |
24 | Идеал и идея в русской культуре | 1 | |
Раздел 5. Спаситель (3ч) | |||
25 | Иисус Христос | 1 | |
26 | Спаситель мира | 1 | |
27 | Искупитель | 1 | |
Раздел 6. Семья (3ч) | |||
28 | О маме и папе | 1 | |
29 | В семье | 1 | |
30 | Кто держит мир? | 1 | |
31 | Итоговый урок | 1 | |
32-33 | Резерв. Посещение храма | 2 |
Список литературы
- Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
- Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.
- Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.
- Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.
- Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
- Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.
- Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006.
- Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
- Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
- Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.
- Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.
- Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.
- Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.
- Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.
- Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.
- Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.
- Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.
Электронные пособия.
1.Истории Ветхого завета. Сборник мультфильмов для детей.( 3 диска)
2.Видеоприложение к пособию « Основы православия»
3.Псков, Изборск, Печоры, Пушкиногорье. Видеоэкскурсии.
4.Фильм « Полианна»-2эк.
5.Фильм « Форпост»-2эк.
6.Фильм «Хрустальный мальчик»
7. « Фильм « За имя мое»
8.Фильм «Щенок»
9. Фильм « Бен Гур»
10.М/фильм « Путеводительница»
11.М/ фильм « Ангел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...