Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
статья по теме

Боярова Ирина Васильевна

 

На уроках, во внеурочной

деятельности основное внимание уделяется развитию познавательной активности школьников, выполнению ими различных проектных и исследовательских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников.

В Федеральном государственном  образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определена стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной

деятельности основное внимание уделяется развитию познавательной активности школьников, выполнению ими различных проектных и исследовательских работ.

Одно из ведущих направлений в науке – исследовательская деятельность. Начальная школа является основой для формирования азов исследовательской культуры. Наш педагогический коллектив имеет опыт  проведения исследовательской работы. Ведущая роль в ней принадлежит учителю, задача которого – увлечь детей и предложить им всестороннюю помощь. На протяжении нескольких лет я занимаюсь проектной деятельностью школьников. В первом  и начале второго класса  работа школьников носила коллективный характер, её тематику определял в основном учитель, но каждый ученик вносил свой вклад в общий труд. Это приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше собственных. Во втором полугодии ребята были вовлечены в миниисследования. Они могли выбрать тему проекта в соответствии со своими интересами и возможностями

С этими проектами они выступили на школьной научнопрактической конференции. Ребята достойно защитили свои работы. Эта конференция

вдохновила на новые открытия не только детей и учителей, но и родителей.

Во 2 м классе ребята познакомились со структурой исследовательской работы, с её этапами, с ними был проведён практикум по выбору темы, постановке цели и задач, выдвижению гипотез. На подготовительном этапе проводилось анкетирование

учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся младших

классов

1. По какому предмету вам интересно читать дополнительную литературу?

2. Занимаетесь ли вы в кружках? В каких и где?

3. Нужно ли проводить в школе исследовательскую работу? Почему?

4. Какие темы исследований могли бы быть вам интересны?

Личная беседа, результаты анкетирования помогли детям выбрать тему

исследования, выявить проблему.

Анкета для родителей

1. Какие предметы школьного курса наиболее значимы для вашего ребёнка?

2. Книги по какой области знаний ему интересны?

3. Какие познавательные передачи смотрит ваш ребёнок?

4. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок занимался исследовательской деятельностью?

5. Какое значение имеет исследовательская деятельность в жизни ребёнка?

Затем в классе было проведено родительское собрание, на котором говорилось о том, как провести исследование, как оформить работу. Каждый получил памятку. Собрание развеяло сомнения родителей, воодушевило их на помощь своим детям в этой области.С ребятами был проведён практикум «Мои будущие исследования»,на котором они познакомились с этапами исследовательской работы:

1. Выбор темы. 5. Подготовка к защите и защита работы6. Рефлексия.

Особое внимание было обращено на то, что пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над исследованием.При написании исследовательской работы следует придерживаться определённой структуры:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список использованных источников или литературы.

5. Приложения.

6. Оглавление.

Остановимся на этих элементах работы подробнее.

1. Во введении необходимо сформулировать проблему, определить актуальность и новизну темы, цели и задачи работы, дать краткий обзор используемой литературы, осветить степень изученности данного вопроса, выдвинуть гипотезу.

На первый взгляд такая работа кажется невыполнимой для второклассника. На самом деле ребята умеют формулировать тему и цели урока, ставить задачи – это для них

не ново, в отличие от выдвижения гипотез. Школьники заранее знакомятся с требованиями к формулировке темы исследования. Она должна быть лаконичной, понятной, доступной, в ней должно быть выражено главное содержание всего исследования и обозначен предмет преобразования. Формулировка темы должна отражать движение от старого к новому. Темы для исследования иногда рождаются спонтанно. Например, на уроке окружающего мира Миша С.рассказал о том, что у него дома живёт декоративный кролик. Дети заинтересовались, и поэтому Мише было

предложено подготовить об этом сообщение. Так возникла тема для исследовательской работы «Декоративный карликовый кролик», в которой Миша, в частности, доказал, что эта порода удобна для содержания в городской квартире. Определить цель исследования –значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель2. Постановка цели и задач.3. Гипотеза исследования.4. Организация исследования. Исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь по завершении своей работы. Удачным началом формулировки цели можно считать такие варианты:

«Выявление…», «Изучение развития явлении…», «Описание нового явления…», «Создание…» и т.д. Цели должны быть достаточно гибкими, чтобы можно было их усовершенствовать в случае непредсказуемых изменений ситуации в ходе исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Они описывают основные шаги, которые ребёнок должен сделать, чтобы достичь цели

Гипотеза – предположение, догадка, ещё не доказанная логически. Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

2. Основная часть работы направлена на организацию исследования, составление плана работы, сбор материала, реализацию. Основной смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Для этого сначала надо определить, какими методами мы можем

пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Учащимся был предложен список допустимых методов исследования: подумать самостоятельно; прочитать книги о том, что исследуешь; познакомиться с фильмами по этой проблеме; найти информацию

в сети Интернет; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

На данном этапе ребята проявляют большую самостоятельность. Необходимую помощь оказывают им родители. Например, Максим С. Выяснял значение соли в жизни животных и человека. Для этого он вместе с мамой съездил на экскурсию в конюшню, в медицинский кабинет, провел опыты дома. Далее дети обрабатывают собранный материал (описывают основные факты, просматривают все этапы учебнойисследовательской работы, дают характеристику методов решения проблемы, обосновывают выбранный вариант решения, его эффективность, точность, учитывают практическую значимость, систематизируют, анализируют и осмысливают данную тему).3. В заключении коротко формулируются выводы и результаты. Дети возвращаются к задачам и конкретно по каждой делают вывод, удалось ли решить задачу, и указывают пути дальнейшего изучения. На последнем этапе роль учителя особенно велика, поскольку ученикам не под силу самим сделать полное

и грамотное обобщение того, что они узнали в ходе исследования.

При подготовке к защите исследования необходимо кратко изложить на бумаге самое главное, чтобы затем рассказать об этом. Для этого потребуется дать определения основным понятиям; классифицировать основные предметы, явления, проблемы;

выработать суждения; сделать выводы; подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования; приготовить для демонстрации результатов исследования текст, макеты, рисунки, схемы.

Рефлексия результатов – важный этап, способствующий осмыслению

учеником собственных действий. По окончании исследования дети отвечают на вопросы «Чему я научился?», «Чего я достиг?». Выступление на научной конференции – итог кропотливого труда  ребёнка, учителя и родителей. Главным результатом исследований является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда за ограниченное время требуется выполнить много разноплановых заданий, большинство из которых встретились впервые. Важно не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а затем применить их и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами,страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Роль учителя – помочь детям. В связи с этимВ.А. Сухомлинский справедливо отметил: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...