рабочая программа по опк 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
рабочая программа по опк включает в себя поянительную записку, контрольно-измерительные материалы, тематическое планирование по опк 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_2klass.zip | 62.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 2 класс ОПК .
Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерной программой школы на 2012-2013 учебный год, действующим учебным планом, с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и основана на авторской программе по ОПК Л.Л.Шевченко
- Данная программа предназначена для работы по учебнику Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга первая, вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.,включенному в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год.
Курс рассчитан на 35 часов в год (по 1часа в неделю
Октябрьский район является областной пилотной площадкой по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры», входящего в государственные стандарты второго поколения Приказ Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области от 06.06.2008. №1563\.
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России Документы ФГОС\,
Примерного содержания по учебному предмету «Православная культура» Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16
письма Министерства образования Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов, осуществляющих управления в сфере образования от 08.07.2011 №МД-883/03
08.07.2011 №МД-883\03;
областного закона № 441-ЗС от 15.06.10г. «О духовно-нравственном воспитании и
развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области»,
муниципальной целевой программы «За духовное и нравственное здоровье 2010 -2014 г.г.»
„ п п
концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л.Шевченко \Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. Москва.2008 г \ •
программы «Социокультурные Истоки» и УМК «Истоки». Москва.Истоки.2010.
Учебные пособия, используемые в образовательной деятельности рекомендованы Министерством образования Ростовской области \приказ №600 от
06.07.2010г\.
Содержание учебных пособий носит культурологический характер, позволяющий изучать христианскую православную культуру (духовно-нравственную культуру) в государственной системе образования в социокультурном контексте истории России, с учетом возможностей современных школьников вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Оно носит личностно-ориентированный, развивающий характер и объединено общей темой «Духовно-нравственная (православная) культура и жизнь человека». Содержание включает 8 образовательных линий Примерного содержания по предмету «Православная культура», представленного Министерством образования Российской Федерации. Структура учебной программы, построена на принципах содержательных концентрумов, что позволяет ввести детей в мир отечественной культурной традиции, постепенно открывая мир православной культуры: от красоты внешней к красоте духовного преображения человека. Подбор материала осуществлен на основе принципов отечественной дидактики, принципов христианской антропологии и позволяет решать широкий круг задач духовно-нравственного образования школьников с учетом ценностей отечественной духовно-нравственной культуры.
Учебно-методический комплект «Православная культура (духовно- нравственная культура)» Л.Л. Шевченко разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М„ 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников.
Цель предмета отражает высшую цель образования, обоснованной в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основные задачи:
- приобщение к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
- развитие представлений о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального, основного общего и полного образования;
- смягчение негативных последствий кризиса подросткового возраста.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Предмета, а также в соответствующей системе межпредметных связей обеспечивает реализацию единых требований к результатам освоения содержания:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
- формирование представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
- развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно- продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
- формирование представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
- знание основных норм морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
- сформированность умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе тради ционных нравственных ценностей и моральных норм.
Содержание программы 1 года обучения
Общая тема: «Мы и мир Божий вокруг нас».
Темы четвертей:
1 четверть - Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красо та в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски кра сивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - люби мое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Прави ла жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звуча нии. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
2 четверть: В ожидании Рождества — самого красивого события зимы.
Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Нака зание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родите лей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окру жающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состо яния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благоче стивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли чело век побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования пе чали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Пес нопения и величания.
3 четверть: Праздники-радости. Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рож дество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как хри стиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Ди митрий Донской.
4 четверть: Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Побе ды. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою по ложивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победо носец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответ ственность. За что могу отвечать я?
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».
В результате изучения предмета «Православная культура» в рамках 1 года обучения учащиеся должны:
знать/понимать
- первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;
- базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);
- краткую историю и традиции главных православных праздников;
- православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры.
уметь
- вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;
- видеть красоту мира;
- давать нравственную оценку поступкам людей;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы, искусства.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
Формы и средства контроля
Результатами изучения православной культуры школьниками являются:
- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),
-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и
- критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Формы контроля могут быть вариативными, включая
- анкетирование,
- тестирование,
- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
Дополнительная литература
- Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
- Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
- Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.
- Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
- Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
- Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
- Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007
- Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-112 с.
- Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
- http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность
непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы
окружающего мира.
Литература
1.Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
2.Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
3.Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.
4.Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
5.Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
6.Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
7.Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007
8.Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-112 с.
9.Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
10.Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
1 четверть
Коллективная творческая работа «Наш красивый мир».
Дети делятся на шесть творческих групп. Каждая группа рассказывает об одном дне сотворения Богом мира. демонстрация выставка – панно 2наш красивый мир».
2 четверть
Творческие работы по теме: «Рождество самое красивое событие зимы».
3 четверть
Тестирование по теме: «Праздники-радости».
- Какого числа празднуется Рождество Христово?
А) 19 января
Б) 7 января
- Чему посвящен праздник Рождества?
А) Рождению Спасителя
Б) Рождению Богородицы
- Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?
А) Солнце
Б) Вифлеемская звезда
- Кто такие волхвы?
А) Путешественники
Б) Умные, богатые люди
- Назови день празднования Крещения?
А) 19 января
Б) 21 сентября
- Кто крестил людей?
А) Иоанн Креститель
Б) Моисей
- Когда отмечается день защитника Отечества?
А) 1 января
Б) 23 февраля
- За что надо просить прощение в прощеное воскресение?
А) За причиненные обиды Б) За любовь
4 четверть
Защита проектов «Родословие моей семьи»
Проектная работа по теме: «Родословие моей семьи».
Нарисуй родословное древо своей семьи и расположи на веточках имена всех известных тебе родственников (в синих клеточках – родственников со стороны отца, в красных – со стороны матери).
Я и мои братья и сёстры. Папа. Мама.
Папина линия: дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);
Мамина линия: дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);
Итоговая контрольная работа за 1 год обучения.
Закончи предложение: «Православная культура – это …».
Что Бог поручил в раю Адаму и Еве?
За что должны были отвечать Адам и Ева?
Какие правила Бог дал людям для жизни?
Остался ли Адам жить в раю?
Кто такие Каин и Авель?
За что Бог сохранил Ноя и его семью?
Какое обещание Бог дал людям?
Для чего пришёл в мир Иисус Христос?
Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно?
Кто оберегает человека от зла?
Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать – гулять – слушать – слышать – исполнять.
Вставь пропущенные слова: «храм Покрова на …», «собор Василия…», «Святые равноапостальные … и Мефодий», «Святой благоверный князь Димитрий …», «Святой преподобный Сергий …».
Закончи предложение: «В начале сотворил Бог …».
Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?
Что означает слово «Богоявление»?
Какой самый главный и красивый христианский праздник?
Когда, кем и по какому поводу были сказаны слова: «Богородица Дева, радуйся!»?
Допиши предложения:
«Человека называют добрым, когда …»;
«Семья – это …»;
«К праздникам Православной Церкви относятся: Рождество Христово, …»;
«Храм – это …»;
«Книга, в которой рассказано о сотворении мира, называется …»;
«Православная вера – это …».
Объясни слова: «Не в силе Бог, а в правде». Кому они принадлежат?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...