разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников
статья по теме
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗНОУРВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет. пожалуй, пи одного учителя, который бы не задумывался над ней. Поначалу было много сомнений — оправдывает ли себя это нововведение? Большие трудности создавало плохое владение детьми русским языком даже на бытовом уровне, их неподготовленность к школе, потому что не все посещали детский сад. Сегодня наши «занковцы» уже закончили обучение в школе и продолжают его в ВУЗах, другие занимаются в школе. Они умеют извлекал, знания не только на учебников, но и из разнообразной дополнительной литературы. Заслуживает поощрения их стремление к познанию, к выполнению трудных задач, к научным спорам. И сейчас уроки насыщены положительными эмоциями, атмосфера радостная, а отношения «учитель - ученик» - доверительные.
Главная ценность общества - ребенок, поэтому ему надо осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Учитель не должен навредить. Внимательный выбор стратегии развития н воспитании необходим и «успешным» детям и «грудным». Исходя из этого, видим свою задачу прежде всего в том, чтобы как можно раньше определить способности каждого ребёнка н помочь ему выбрать нужное направление. Рассматривая ребёнка как единое психосоматическое целое, в школе мы стремились осуществлять комплексный психолого-медико- педагогически и подход на всех этапах работы с ребёнком и, прежде всего, в диагностической работе такая диагностика позволяет нам осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. От правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение, но и судьба ребёнка. Педагогическая диагностика позволяет нам выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировал, их применительно к каждому ребенку
Личностно-ориентированное образование направлено на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределение человека в культуре и жизни. Мы убеждены в том. что принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Отсюда следует: обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития индивидуальных особенностей. Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному раскрытию способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом общий уровень образования в начальной школе должен быть одинаков для всех. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенном программным минимумом знаний, умений и навыков.
Необходимость введения в практику нашей работы уровневой дифференциации обусловлена тем, чтобы исключить перегрузки школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова, учебной информацией и исключить обучение, ориентированное на «среднего» ученика. На практике убедились, что обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Иначе у большинства Hi них появляется отрицательная направленность к образовательному процессу в целом.
Цель психологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Уже доказано наукой, что уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку учиться таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего учебные: уровневая дифференциация позволяет акцентирован, внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Чтобы технология уровневого обучения была эффективной, нам постоянно приходится ориентироваться на особенности субъективного опыта детей: особенности личностно-смысловой сферы: особенности психического рагвития (память, мышление, восприятие, умение регулировать свою эмоциональную сферу и др.); уровень обученности в рамках определённого предмета.
Работа эта трудная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Для себя мы её разбили на несколько этапов.
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
- Выделение различных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала:
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления:
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
- Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы. которые помогают учащимся самостоятельно справится с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль та результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. Поэтому у каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
С нашей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнесение их к трём условным группам но свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения.
- -ая группа - ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения;
- - ая группа - ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения;
3 - я группа — ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Наукой доказано, что соотношение процессов возбуждения и торможения оказывает влияние на все психические процессы, на познавательную деятельность
Ученики 1й группы чаше всею попадаю! в разряд «слабых». Они медлительны, не успевают за классом. Если не учитывать это в работе, то они совершенно потеряют интерес к учебе, отстанут от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно Для таких учеников включаем в карточки задания на уже пройденный материал, а сами задания стараемся делить меньшими по объёму.
Ученикам 2-й группы, чтобы запомнить материал, нужны многократные повторения. Внешне их психические способности проявляются в торопливости. повышенной эмоциональности, невнимательности и несобранности. Для них особенно грудными являются задания на обобщения. Таким ученикам полезно использовать заданный алгоритм работы. При этом мы учитываем, что хорошо освоив теорию, они допускают ошибки на практике. Поэтому важно предлагать ученикам этой группы задания, требующие устного объяснения каждого действия. Например, алгоритм написания безударной гласной в корне слова
- Прочитай слово;
- Проставь ударение;
- Выдели корень;
- Измени слово или подбери проверочное;
- Напиши слово, вставь букву;
- Обозначь орфограмму.
В 3 группу входят ученики, имеющие уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, хорошо вычленяют признаки предмета, хорошо осваивают процессы обобщения, обладают большим словарным запасом.
Наиболее удобное средство работы - карточки. Например, по теме «Безударные гласные», предлагаем детям такие разноуровневые карточки
1 группа или 1 уровень
Вставь пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные | |
слова. Запиши. | |
в_лна в_сна д_мишко л_сной с_сновый в одичка | волнистый, волны, волноваться весны, весенний домовой, домище, дом лесок, лес, лесовичок сосны, сосенки вода. водный, водяной |
2 группа | |
Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова | |
Алгоритм: | |
б гунн х_дить сл_ды в _да б_да в _лна | 1. Нрочигай слово. |
2. Проставь ударение. | |
3. Выдели корень. | |
4. Подбери однокоренные слова. | |
5. Напиши слово, вегавь букву. | |
6. Обозначь орфограмму. |
- группа
Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. | |
прол _ тать д ждливый в сенинй | гр_зовой - |
тр_винка - | |
стр_ ла - |
Нередко используем в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями. Например: тема «Проверяемые согласные» 2 класс. Для каждой группы на карточках записаны одинаковые слова: Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
- ая группа. Прочитай слова. Распредели в две группы. В одну выпиши слова с безударными гласными, в другую - слова с проверяемыми согласными.
- ая группа. Распредели слова с разными орфограммами на две группы.
- я группа. Прочитай слова. Распредели их в две группы. Предлагаем также задания с разным объемом работы и степени сложности и при обучении грамоте в 1м классе.
I -ая группа Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов.
Задание: Выбери схему слов к рисунку. Докажи.
- ая группа. Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание: Выбери схему к рисунку. Докажи. С данным словом составь по
схеме___ _______ __ ____ предложение.
- я группа. Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 схем слов.
Задание 1. Подбери схему слова. Докажи.
2. Подбери слова к остальным схемам
3. С одним из слов составь предложение по схеме
____________ __ ____ ____ ____.
МАТЕМАТИКА. Тема «Решение задач на разности сравнение».
1 группа
Прочитай задачу. Соедини текст задачи с нужным выражением. У Вити было 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати? 2+ 3 3-2 3+2 |
2 группа
Прочитай задачу. Составь к ней выражение. Ширина ленты 9см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы? |
3 группа
Прочитай задачу. Составь к ней выражение. Придумай свою задачу к этому выражению. В среду Митя вымыл 5 тарелок, а в четверг на 2 тарелки больше. Сколько тарелок вымыл Митя в четверг |
МАТЕМАТИКА. Тема «Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток» 2 класс.
1 группа
Найди значение выражения: 15-7 14-9 16-9 13-8 12-6 11-8 |
2 группа
задание то же, плюс дополнительное: Найдите сумму ответов в каждом столбике. |
3 группа
задание то же, плюс дополнительное: С числами первого выражения составить и записать все возможные равенства |
1 группа
Найди значение выражения 28 : 2 + 3 45 – 7 ∙ 3 |
2 группа
найди значение выражения : 2 8 :2 + 56 :8 5 ∙ 9 – 7 ∙3 |
3 группа
найди значение выражения 6 ∙9 …6 -1 3∙ 3 …22+4 |
Изменяется сложность задания: увеличивается количество действий и ситуация применения правил:
1 группа
Сравните числа: 54...7 9…26 |
2 группа
Сравните числа: 63...64 52...32 |
3группа
Сравните числа: 63...64 52...32 |
Задача: На ветке сидело 5 и тип. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось?
- Группа - Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).
- Группа Решение задачи с помощью схематического рисунка (о о о ф ф )
- группа - Решение задачи без наглядной опоры, в уме.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 класс
Дифференцированная работа для проверки запоминания текста рассказа
В. Драгунского «Друг детства».
1 группа
Соедини слова нарами: | |
ка - ша | ма - лень — кий |
уш - ки | за - бав - на - я |
бра - тнш - кА | ман - на - я |
мор - доч - ка | бар - хат - ны - е |
2 группа
соедини слова парами | ||
каша | маленький | |
ушки | забавная | |
братишка | манная | |
мордочка | бархатные | |
3 группа | ||
Соедини слова парами: | ||
каша | маленький | |
ушки | забавная | |
братишка | манная | |
мордочка | бархатные | |
Назови | слова. | на вопросы : кто? что? |
отвечающие |
При работе нал художественным произведением на уроках литературного «пения дифференциация проводится так:
Учащимся низкого уровня развития предлагается задания репродуктивного характера, например:
- .Прочитай текст;
2. Подчеркни трудные для чтения слова:
- Прочитай и расставь ударение;
- Выдели все гласные в слове, прочитай без ошибок:
- Прочитай все восклицательные и вопросительные предложения;
- Выполни задания данные после текста:
- Выдели однокоренные слова в тексте;
- Найди синонимы в тексте;
- Прочитай выразительно прямую речь;
Для учащихся среднего уровня обучаемости подбираем следующие задания конструктивного характера:
- Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа;
- Распространи предложение (указать их в тексте) прилагательными;
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого нужно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику в ходе изучения и после изучения каждой темы. Мы используем дифференциацию на разных этапах урока.
Виды дифференцированных заданий зависят от целей, которые ставит учитель. Их можно выстроить в следующую систему:
- Предварительные задания по уровню трудности: облегченному, среднему, повышенному.
- Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий возрастающей степени трудности.
- Индивидуально - дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учеников.
- Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий.
- Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.
В нашей работе также стараемся соблюдать правила по отношению к учащимся с различной нервной системой.
По отношению к учащимся со слабой нервной системой надо придерживаться следующего:
- не ставить таких учеников в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; им предоставляю время на обдумывание и подготовку:
- не требовать отвечать, новый, только что усвоенный материал;
- формировать у детей уверенность в своих силах:
- осторожно оценивать неудачи таких учеников:
Тактика по отношению к детям с сильной нервной системой:
- разрешал, делать непродолжительные перерывы в работе, практиковать смену деятельности;
- тренировать усидчивость, помогать учиться терпению;
- направлять их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов;
при работе с инертными детьми:
- не требовать от них немедленного включения в деятельность - их активность возрастает постепенно:
- помнить, что эти дети не могут активно работать с разнообразными заданиями;
- не требовать быстрого изменения формулировок при неправильных ответах;
- не спрашивать этих учеников в начале урока;
- в момент выполнения задания не отвлекать этих детей;
Различные способы дифференциации обычно используются в
сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной является такая организация работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек — помощниц. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием учебника.
Большие возможности для учёта индивидуальных особенностей учащихся предоставляют современные программы и учебники. Программа по математике И.И. Аргинской является разноуровневой, в ней дифференцируются требования к математической подготовке школьников по каждому году обучения, что позволяет применять, различные виды дифференциации. Например, в учебниках математики И.И. Аргинскойй в текст часто включается помощь учащимся. А задания построены так, что содержат в себе и продуктивную часть, поэтому появляется возможность использования дифференциации но уровню творчества детей. В учебниках много нестандартных задач и упражнении повышенной трудности, что опять же позволяет дифференцировав задания.
В учебниках А.В.Поляковой по русскому языку также даются задания повышенной трудности и карточки - помощницы к ним: избыточное количество упражнений позволяет нам применяв дифференциацию по объему.
Для дифференцированной работы надо использовать и тетради на печатной основе по математике, по окружающему миру, по русскому языку.
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию новою материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях детей, позволяет шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, постоянно поддерживать интерес к знаниям у всех учащихся Нам это помогает более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы, а также психологически подготовить учащихся к предметному обучению в среднем звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
квалификационная работа...
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
Необходимость учитывать личные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно, по крайней мере, двадцать пять веков назад, еще во времена Конфуция. Это требование по- разному осуществлялос...
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В статье рассматриваются педагогические технологии, используемые при реализации стандартов второго поколения в обучении...
Проектный метод в условиях личностно-ориентированного обучения младших школьников
Выступление на ШМО о использовании метода проектов...
Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Особое внимание в статье уделено использованию личностно ориентированного обучения в художественно-эстетическом образовании младших школьников....
Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира
Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученик...