Публикации
статья по теме

Гладких Анна Дмитриевна

 

            Психолого-педагогические особенности формирования

познавательного интереса младших школьников с помощью народной глиняной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл публикация18.42 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Психолого-педагогические особенности формирования

познавательного интереса младших школьников с помощью народной глиняной игрушки

Авторы: учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия №18» г. Старый Оскол Гладких Анна Дмитриевна,

Усова Елена Владимировна

Сегодня народная игрушка занимает достойное место в воспитательном процессе. Об этом справедливо отмечает в одной из последних публикаций известный исследователь русской народной игрушки Г.Л. Дайн: "Сегодня народная игрушка станет подлинно целительным средством воспитания, даже более действенным, чем прежде. Это прививка от беспамятства, привязка "к месту" - чтобы соответствовать типу  своей культуры. На ее коренные традиции следует опираться, их следует развивать, приспосабливая к новым условиям жизни".

Именно формирование познавательного интереса к русской национальной культуре, развитие детского творчества средствами народного искусства являются  важными задачами на всех школьных занятиях по декоративно – прикладному искусству.

Ученые-исследователи отмечают, что народная культура на протяжении всей истории человечества была существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой и характеризуется высокими ценностными свойствами. "Как часть культуры народное искусство - это и сама природа, и историческая память народа, не обрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ".

Понять школьникам суть национальной культуры своего народа помогают нестареющие образы глиняной игрушки из разных центров народных художественных промыслов: абашевская, дымковская, каргопольская, романовская, филимоновская, хлудневская и др. народные игрушки из многочисленных центров народных художественных промыслов.

Народная игрушка в школьном образовании, как и другие произведения народного искусства, рассматриваются не только как объекты для эстетического восприятия, но служат активным средством развития детского творчества, средством духовно-нравственного развития ребенка, формирования у него познавательного интереса к русской национальной культуре.

Образ народного мастера является одной из главных фигур учебного процесса в школьном образовании.

От имени мастера ведет учитель разговор о традиционной технологии создания народной игрушки или художественной вещи. В игровой форме и на доступном материале в условиях общеобразовательной школы раскрываются элементарные основы художественного ремесла и творчества. Учитель внедряет эти знания  в уроки по изобразительному искусству, тем самым, повышая познавательный интерес младших школьников.

В разработку проблемы познавательного интереса младших школьников большой вклад внесла Г.И. Щукина. Она дала психолого-педагогическое обоснование процессу формирования и развития интереса.

Говоря об интересе к тому или иному объекту, Г.И. Щукина выделила уровни развития познавательного интереса. Это непосредственный и опосредованный интерес, понимая первый как интерес, вызываемый непосредственной эмоциональной привлекательностью объекта, содержащийся в информации, получаемой учениками на уроке, а второй - интерес к объекту как средству достижения цели деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, применения полученных знаний на практике.

В общепсихологическом определении интерес - это эмоциональное переживание познавательной потребности, «отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения».

Важным моментом поддержания интереса ученика к занятиям является также его творческая активность. Ребёнка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

Существенной особенностью работы по декоративной лепке является неоднородность возрастного состава детей. Такие занятия с детьми начинают проводить ещё в дошкольном возрасте, далее в младшем школьном, на протяжении всего начального образования.

Для этого учителю приходится проявить гибкость при выполнении программы, с учётом возраста ребят. С этим важно считаться ещё и потому, что каждый детский возраст проявляет себя неповторимым образом, в специфических способностях, возможностях и потребностях.

Возрастные способности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач. И дело не только в том, чтобы правильно выбрать тот или иной методический приём, необходимо определённые детские способности и особенности сохранить.

Не меньшее значение для успешной работы имеет индивидуальный подход к детям. Это требование обязательно для общеобразовательной школы, где каждый ученик должен, в меру своих сил и возможностей, овладеть некоторым уровнем знаний и умений, обязательным для всех.

Дети не равны не только по возрастным возможностям, но и по своим природным задаткам. Это известное различие обнаруживается и в их специальных способностях, и в особенности их общей эмоциональной реактивности и чувствительности, их подвижности и работоспособности. Учитель должен исходить из основного положения современной педагогической психологии о том, что одних и тех же результатов можно достигнуть, используя разные индивидуальные подходы к ребёнку, например: подбирать соответствующие задания, определённый режим работы, с учётом способностей ориентировать на тот или иной вид деятельности и т.п.

Подчёркивая необходимость индивидуального подхода в творческом развитии детей, надо всегда помнить, что главным остаётся формирование  их личности в органическом единстве общих требований и индивидуальных особенностей. Как бы ребёнок ни был своеобразен, оригинален, талантлив, его личные качества формируются в коллективе. Отсюда – задача сформировать сплочённый, влиятельный коллектив учеников. Ведь и сегодня актуальным является положение, выдвинутое А.С. Макаренко: «Правильное воспитание должно быть организовано путём создания единых, сильных, влиятельных коллективов…». И отдельный член коллектива «должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам  коллектива, Отстаивать эти интересы  и в первую очередь дорожить этими интересами». А иной подход приведёт к развитию у ребёнка индивидуализма, что в корне чуждо нашей морали, нравственному облику современного человека. Индивидуализм и эгоизм лишают творчество его основного смысла – направленность на служение обществу.

Таким образом, если учитель будет учитывать возрастные особенности детей и применять на уроках индивидуальную работу, то контрольный результат будет на уровне профессионального образования, а уровень формирования познавательного интереса к культуре родного края будет стремительно повышаться.

1.      Беликова, Т.П. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: //Беликова Т.П., Емельянова М.И. Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003. – 336с.

2.    Дайн, Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. - М.: Детская литература, 2006, - 158с.

3.  Игнатьев, Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника //Психология младшего школьника. – М., 1990, - 243с.

4.   Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...