Учебно-познавательный курс «Умники и умницы»
рабочая программа (3 класс) на тему
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста. Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-познавательный курс «Умники и умницы»
Горелова Наталья Петровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Пояснительная записка
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребёнок должен овладеть определённым минимум логических знаний и умений, т.е. приобрести так называемую логическую грамотность. Как отмечают психологи, большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей.
Программа «Умники и умницы» создана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика» О.А.Холодовой. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста. Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Данный систематический курс создает условия для реализации у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цель программы: формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- овладение конкретными математическими знаниями;
- воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
- учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
- учащихся, мотивированных на обучение.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".
Количество часов по годам обучения:
1 год обучения - 32 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
2 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
3 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
4 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
Основные формы работы:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ожидаемые результаты и способы их проверки -
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
- участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-составлять, моделировать и штриховать предметы;
-находить закономерность;
-классифицировать предметы, слова;
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
-решать нестандартные задачи по математике.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.
Тематическое планирование
3 класс
№ | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактическая |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | ||
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | ||
32 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года. | 1 | ||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года. | 1 | ||
34 | Конкурс эрудитов | 1 |
Литература:
1.Босова, Л.Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников / Л.Л Босова. - М. : Информатика, 2000. - 214 с.
- Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1999.
- Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов.- Ростов на Дону: 1997. С.3
- Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Лавриненко Т.А. - Саратов : Лицей, 2000. - 64 с.
- М.И. Волошкина // Начальная школа. – 1999. - № 9/10. – С. 15-18.
- Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов.- Ростов на Дону: 1997. С.3
- Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы «Информатика в играх и задачах» // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 52-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»
В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...
Занятие по курсу "Умники и умницы" по теме "Путешествие в Космос" (1 класс)
Предлагаю разработку занятия внеурочной деятельности научно-познавательного направления по курсу "Умники и умницы" по теме "Путешествие в Космос", 1 класс....
Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса
В данной разработке предложена пояснительная записка, цели и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...