Учебно-познавательный курс «Умники и умницы»
рабочая программа (3 класс) на тему

Горелова Наталья Петровна

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.  Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий,  которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Учебно-познавательный курс  «Умники и умницы»

Горелова Наталья Петровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3»

 Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

Пояснительная записка

        Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребёнок должен овладеть определённым минимум логических знаний и умений, т.е. приобрести так называемую логическую грамотность.          Как отмечают психологи, большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей.  

        Программа «Умники и умницы» создана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика» О.А.Холодовой. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.  Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий,  которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

        Данный систематический курс создает условия для реализации у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Цель программы: формировать и развивать логическое мышление   через образовательную область "математика": т. е научить обобщать математический материал;  логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.

Задачи программы:

  1.   интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  2.   овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  3.   овладение конкретными математическими знаниями;
  4.   воспитание трудолюбия и достижения своей цели.


 Организационно-педагогические основы обучения

Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
-  учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
-  учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
-  учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
-  учащихся, мотивированных на обучение.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".

Количество часов по годам обучения:
1 год обучения - 32 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
2 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
3 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
4 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);

Основные формы работы:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Ожидаемые результаты и способы их проверки -
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
-  тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
- участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-составлять, моделировать и штриховать предметы;
-находить закономерность;
-классифицировать предметы, слова;
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
-решать нестандартные задачи по математике.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.

Тематическое планирование

3 класс

Темы занятий

Количество

часов

Дата     проведения

по плану

Дата проведения фактическая

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания.

1

3

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

1

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.  

1

5

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.  

1

6

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

1

7

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

8

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

1

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

10

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

1

11

Развитие  слуховой памяти.

Развитие мышления.  

1

12

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.  

1

13

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

1

14

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

15

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

1

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

17

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

1

18

Тренировка слуховой  памяти.

Развитие мышления.  

1

19

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.  

1

20

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

1

21

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

22

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

1

23

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

24

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

1

25

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.  

1

26

Тренировка зрительной  памяти.

Развитие мышления.  

1

27

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

1

28

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу.

1

29

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

1

30

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

31

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

1

32

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года.

1

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года.

1

34

Конкурс эрудитов

1

                                   

Литература:

      1.Босова, Л.Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников / Л.Л Босова. - М. : Информатика, 2000. - 214 с.

  1. Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1999.
  2. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов.-  Ростов на Дону: 1997. С.3
  3. Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Лавриненко Т.А. - Саратов : Лицей, 2000. - 64 с.
  4. М.И. Волошкина  // Начальная школа. – 1999. - № 9/10. – С. 15-18.
  5. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов.-  Ростов на Дону: 1997. С.3
  6. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы «Информатика в играх и задачах» // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 52-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...

Занятие по курсу "Умники и умницы" по теме "Путешествие в Космос" (1 класс)

Предлагаю разработку занятия внеурочной деятельности научно-познавательного направления по курсу "Умники и умницы" по теме "Путешествие в Космос", 1 класс....

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...