Значение искусства в период ВОВ
презентация к уроку по теме
Здесь говорится о значении искусства в период Великой Отечественной войны, о значении музыки, песен во время войны, рассказывается об исторических плакатах, истории их создания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история искусства в годы войны | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
«Значение искусства в период
Великой Отечественной войны».
Цель урока: проанализировать систему ценностей отечественной культуры в военные годы.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию знаний о произведениях литературы и искусства времён Великой Отечественной войны, значении искусства в годы войны и в настоящее время.
2. Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в литературе и искусстве.
3. Воспитывать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.
4. Развивать умение, используя дополнительную литературу, СМИ и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории в интересной форме.
Ход урока:
Учитель: В этом году мы отмечали 70 годовщину начала Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий. Всё чаще мы обращаемся к литературе и искусству военных лет, которые правдиво рассказывают о мужестве и подвигах простых солдат, защищавших свою Родину ценой собственной жизни. Сегодня мы познакомимся с произведениями литературы, музыки, живописи и кинематографа времён Великой Отечественной войны. И попробуем ответить на вопросы: Какое значение имели произведения искусства в годы Великой Отечественной войны? Какое значение имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?
… Снова вслед косякам журавлиным
Осень машет холодным крылом.
Под нахмуренным небом чужбины –
Грусть по Родине в сердце моём.
И уносят думы в Россию,
Где и жизнь и работа милей.
Мне бы Волги туманы родные
Да зелёные зыби полей.
Мне бы русские наши берёзы,
Наших рек голубых берега,
Скрип колхозных саней по морозу,
Серебристые наши снега.
Там ядрёная, свежая осень
Над равнинами песни поёт.
И незримая сила уносит
В край, ласкающий сердце моё.
Уноси меня в песнях и мыслях
В мир моей дорогой стороны.
Я недаром от Волги до Вислы
Шёл тяжёлой дорогой войны.
Годы войны – это годы разрушений и смерти. Тысячи погибших на полях сражений, тысячи могил. Потеря близких друзей, однополчан отзывалась болью в сердце каждого солдата.
Любовь, вера в то, что дома солдат ждут их невесты и жёны, поддерживали во время трудных боёв, согревали в холодных окопах, вселяли надежду на победу.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Это слова выдающегося поэта Лебедева-Кумача. Действительно, музыка – душа и сердце каждого человека. И на войне музыка обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, вдохновить на подвиги, напомнить об отчем доме, близких и родных людях.
: Во время войны была создана талантливая музыка во многих жанрах. На фронте и в тылу звучало немало прекрасных песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главный из них героико-патриотическая «Священная война», написана композитором Александровым на стихи Лебедева-Кумача. Обратимся к истории создания песни. 24 июня 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение Вас. Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно произведение периода Великой Отечественной войны не приобрело столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными всей страны. И ее звучание обладало невероятной силой, вызывавшей прилив мужества и бесстрашия. В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сильную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряженность боя возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу звуки песни. Она прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов…. ( звучит песня «Священная война»)
Другим, не менее важным символом военных лет стала знаменитая «Катюша», созданная композитором М.И. Блантером ещё в 30-е гг. простота напева, романсовая лирическая мягкость и обращённость к солдатскому сердцу («пусть он землю бережёт родную») сделали песню воистину всенародной. Ещё большую популярность приобрела катюша, когда этим именем назвали знаменитую ракетную установку, приводившую в ужас немецких захватчиков. (звучит песня «Катюша»).
Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. В этом жанре раскрылся талант композитора Василия Павловича Соловьева-Седого. В числе лучших патриотических песен композитора – «Вечер на рейде», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «На солнечной поляночке». (звучит песня «Давно мы дома не были»)
Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича в осаждённом Ленинграде 5 марта 1942 года, в тот самый день, когда по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. В этом сочинении четыре части; из них лучшей и наиболее ёмкой по содержанию является первая – грандиозная симфоническая поэма о противостоянии образов добра и зла, человечности и жестокости, жизни и смерти. Открывается симфония энергичной маршеобразной темой, являющейся сразу, без всяких «предисловий» Эмоционально дополняет первую тему побочная партия, приближающаяся по характеру к лирической колыбельной. Ласковая умиротворённость, обволакивающий покой – таково завершение первого раздела части . На этом фоне сильнейший психологический эффект производите появление издалека, сначала чуть слышно, новой темы в сопровождении дроби малого барабана. Ритм мерного, словно машинного, рокота становится всё упорнее. Одна и та же мелодия звучит. Как навязчивое наваждение, разрастающееся до непомерного масштаба грозно скрежещущей механической силы, всё сметающей на своём пути. В репризе первой части вновь возвращается первая тема, утерявшая бодрость и оптимизм, обретшая трагическую окраску.
Седьмая симфония звучит, как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире. Присутствовавшие на блокадном концерте слушатели с полным основанием восприняли музыку Шостаковича как рассказ о грозном военном времени, как свидетельство очевидца. Поэтесса В. Инбер позднее писала: «Я слушала седьмую симфонию, и мне казалось, что это всё о Ленинграде. Лязгающее приближение вражеских танков – это было здесь».
Известен факт, что как только Шостакович закончил писать Симфонию№7, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолёте отправлена через Африку в Соединённые штаты Америки, где её сразу же исполнили лучшие оркестры мира. Услышав эту симфонию, один американский критик так написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой?…». (звучит Эпизод нашествия. Симфония №7. Д. Шостаковича).
Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нём уверенность в победе.
Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.
Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с следующим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе
плакатных листов Июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» — варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.
Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!». Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет- «Родина-Мать зовет!». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Раздавить фашистское чудовище» Д. Шмаринова, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной. Художники — плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич, «От народной мести не уйти врагу!» И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!».
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными
произведениями, но и подлинно историческими документами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение фонетического анализа в период обучения грамоте"
Значение фонетического анализа для обучения письму и чтению....
Значение искусства и культуры в нравственном становлении детей.
Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека ...
Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников.
Данное выступление о значении системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников было на совместном заседании представителей детского сада №33 и учителей, психолога, логопед...
Место и значение подросткового периода в развитии ребенка
В поростковом периоде могуть впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний ......
Статья "Значение искусства в воспитании ребенка"
Статья "Значение искусства в воспитании ребенка"...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству на период освоения начальной школы
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству на период освоения начальной школы...
Значение зоны актуального и ближайшего развития в период адаптации первоклассников.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дош...