Статья "Значение искусства в воспитании ребенка"
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Статья "Значение искусства в воспитании ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение искусства в развитии и воспитании ребёнка

Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, способствует раскрытию  его творческих способностей.
Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.
С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Приобщаясь к художественной деятельности, у ребёнка вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.
Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение. Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.
Высшей целью искусства является всестороннее развитие личности, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человечеством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Прежде всего, в содержании, правдиво отражающем действительность, утверждающем прекрасное в действительности.
Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы.  Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Создавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе создания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».
После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на воспринятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни.
Специфической для искусства формой отражения действительности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по своему содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь. Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия -словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка -звуками.

На занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, литературой, балетом, оперой.
• На занятиях мы дарим детям богатства, накопленные человечеством за многие века!
• Дети сами придумывают сказки, импровизируют в танце, им хочется сочинять музыку и играть на музыкальных инструментах. Мы пробуждаем в детях творцов.
• На занятиях дети слушают великих композиторов Вивальди, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Моцарта, Сен-Санса, знакомятся с поэзией Тютчева, Фета, Пушкина.

Готовность к учебе в школе
"Воспитание искусством" помогает подготовить ребенка к школе. Подготовка к школе — это не только умение хорошо читать и считать. Готовность к школе включает в себя умение слушать и запоминать, анализировать и сопоставлять, выразительно и убедительно говорить на публике, умение ладить с одноклассниками и учителями, успешно адаптироваться в любом коллективе.
Наши занятия развивают в ребенке эти способности, а также формируют положительное отношение к учебе, к самому себе и позволяют поменять принцип с "учусь для родителей" на "учусь для себя".

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств

Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником2.

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое ''морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.

 

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Программа воспитания, выдвинутая революционерами-демократами, сводилась к тому, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств.

По мнению революционеров-демократов, детская книга должна рассказывать ребенку о добре и зле. Но в руки ребенка должна попадать только такая книга, в которой сочетаются глубокая убежденность и художественная выразительность.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец, сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Уехали» А. Барто, «На льдине» Б. Житкова, :Серая Звездочка» Б. Заходера, «Почему?», «Плохо» В. Осеевой, стихи «Моя бабушка» С. Капутикян, «Посидим в тишине» Е. Благининой и др.

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

10 заповедей воспитания ребенка: Будьте достойным примеромЗаповедь безусловной любви Уважайте ребенкаДоверяйте своему сердцу Настраивайтесь на хорошее Доверяйте ребенку, чтоб...

Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...

Роль семьи в воспитании ребенка.

Выступление на родительском собрании.Помощь родителям в правильном построении учебы ребенка....

статья по воспитанию "Воспитание ребенка в семье"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспит...

«Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя». Секреты воспитания.

Родительство. В чём его назначение? Вся классическая педагогика даёт один ответ - в духовном росте самих родителей....

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...