Статья.
статья (1 класс) на тему
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.odt | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной и исследовательской деятельности
младших школьников
Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева, учителя начальных
классов МАОУ «СОШ №33 с УИОП» г.Старый Оскол
Белгородской области
«Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы все, что он может, как
прекрасна была бы земля наша !»
А.П. Чехов
С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных уч-
реждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Фе-деральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС
НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, счи-
тать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.
Поэтому целью своей работы в этом направлении — формирование функ-
ционально грамотной творческой личности, т. е. человека, который обладает большим потенциалом к саморазвитию, способен и умеет учиться и самостоя-
тельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность,
толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он. Умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами
общения и использует их для достижения своих целей.
Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследова-
тельская деятельность.
Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жаж-
да новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и эксперимен-
тировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассмат-
риваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоя-
щему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, ру-
ководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «само-
стоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно
предоставить детям возможность самим выбрать интересный предмет исследо-
вания, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло.Поэто-
му учителю предстоит организовать исследовательскую работу. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские мето-
ды.
Каковы же понятия слов «проект» и «исследование»? В чем их различие ?
Слово «проект» - иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Прямое
значение этого слова - «брошенный вперед». Понятие слова «исследование» в
обыденном употреблении — процесс выработки новых знаний, один из видов
познавательной деятельности человека.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в ин-
формационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанной с
темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проект-
ной деятельности — формирование и умение планировать свою деятельность
и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и , наконец , учатся самостоятельно выпонять все этапы технологии проектирования : от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолева-
ют их, добывая новые знания, или интуитивно. И здесь именно учитель стиму-
лирует как групповую, так и индивидуальную, самостоятельную активнсть уча-
щихся, их сообразительность и изобретательность, повышает их мотивацию,
поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выпол-
ненного проекта.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса
выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекти-
рования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо
заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование -
процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де-
ятельности человека. Результат проекта известен заранее, а резутат исследова-
ния может быть непредсказуем.
Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие
интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследова-
тельского поведения, а также формирование способности самостоятельно, твор-
чески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :л
- обучение проведению учебных исследований младших школьников ;
- развитие творческой исследовательской активности детей ;
- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам -
ознакомление с научной картиной мира ;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Этапы исследовательской и проектной деятельности :
- «Тренировочные занятия».
- Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее :
- тема должна быть интересна ребенку и увлекать его ;
- тема должна быть выполнима, соответствовать возрастным особенностям
детей и принести реальную пользу участникам исследования ;
- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности ;
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относи-
тельно быстро.
- Составление плана исследования. В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы : «подумать самостоятельно», «прочитать в книге», «понаблюдать», «спросить у другого человека», «получить информацию у компьютера», «провести эксперимент». Каждый ответ ребенка должен быть обязательно отмечен, поощрен.
- Сбор материала.
- Наблюдение и эксперимент.
- «Узнать из книг».
- Обобщение полученных данных. Собранные сведения надо проанали-
зировать и обобщить. На первых занятиях необходимо помогать детям
обобщать данные.
- Доклад. Как только информация обобщена, дети делают сообщения по выбранным темам. Длится первый доклад обычно недолго, но с приоб-
ритением исследовательского опыта собирается все больше
информации, появляется больше деталей. После выступления надо обязательно устроить обсуждение.
Для того, чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила :
- всегда подходить к проведению этой работы творчески ;
- учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых
инструкций ;
- не сдерживать инициативу детей ;
- не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно ;
- не спешить с вынесением оценочных суждений ;
- помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний ;
- ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения ;
- учить детей прослеживать связи между различными предметами ;
- помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем
решения ;
- учить детей анализу, синтезу, классификации информации.
Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения ис-
следовательского опыта первоклассников включают в себя : поддержание иссле-
довательской активности детей на основе имеющихся представлений; развитие
умений ставить вопросы , высказывать предположения, наблюдать, составлять
предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятель-
ности исследователя. Для решения задач используются: в урочной деятельности
- коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности — игры-занятия,
совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуаль-
ное составление схем, выполнение моделелей из различных материалов,
экскурсии, выставки детских работ.
Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной
школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащие-
ся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.
Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоя-
тельной работой детей, а исследовательская деятельность может выступать од-
ним из самых эффективных ее инструментов.
Литература
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров»,
2011 — 224 с.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательного подхода к обучению.,М.,2006 г.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации — Москва: Просвещение, 2011 г.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011 — 142с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...